Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике от 13 октября 2005 г. N 3.2-61/4
по проекту федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике отмечает следующее.
Представленный законопроект внесен в Государственную Думу в составе пакета документов к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год.
В нем представлены нормы, которые последние несколько лет закреплялись федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) на очередной финансовый год, не являясь, по сути, предметом бюджетного законодательства.
Эти нормы являются базовыми для расчета расходов Фонда на:
пособия по временной нетрудоспособности;
пособия по беременности и родам;
выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Частью 1 статьи 1 законопроекта, как и в 2005 году, предлагается за первые два дня болезни пособия по временной нетрудоспособности (за исключением пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональных заболеваний) выплачивать работнику за счет средств работодателей. Переложив эти расходы на работодателя, бюджет Фонда, до некоторой степени, нивелирует снижение ставки единого социального налога, которое произошло в 2005 году.
В представленном законопроекте закрепляется порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Как это было и ранее, размер этих пособий предлагается исчислять исходя из средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев до наступления временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
Статьей 3 законопроекта устанавливаются максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. На 2006 год предлагается этот размер утвердить не более 15,0 тыс. рублей за полный календарный месяц.
В 2004 году максимальный размер пособия составлял 11,7 тыс. рублей, в 2005 году -12,48 тыс. рублей.
По мнению Комитета, все изменения, касающиеся выплат пособий по материнству и детству, необходимо вносить в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", а не выделять в отдельный законопроект.
В статье 4 законопроекта предлагается установить размер единовременных страховых выплат на 2006 год в сумме 43,2 тыс. рублей. При этом действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым размер указанной страховой выплаты определяется исходя из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда, предлагается приостановить, как и в 2005 году, на 2006 год. В этой связи Комитет отмечает, что указанные положения необходимо внести непосредственно в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Также, устанавливается размер расходов на посторонний уход за застрахованным лицом, оплачиваемых за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы на посторонний специальный медицинский уход за застрахованным лицом будут составлять 900 рублей в месяц и расходы на постоянный бытовой уход за застрахованным лицом 225 рублей в месяц.
Следует отметить, что в законопроекте не оговорен срок действия установленных норм по размерам выплачиваемых пособий, предусматривается ли их увеличение по мере роста заработной платы, индекса потребительских цен на товары и услуги. На какой период приостанавливается действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании на# от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, ранее, когда указанные нормы отражались в проекте федерального закона о бюджете Фонда на очередной финансовый год, они определялись на один год, и при введении в действие указанного законопроекта, надо полагать, будут закреплены постоянно.
По мнению Комитета, ответы на поставленные вопросы должны были найти отражение в законопроекте.
Данный законопроект рассматривается нами как временная мера, которая фактически фиксирует реально сложившиеся правоотношения в сфере социального страхования. В то же время Комитет, с участием сторон социального партнерства, настаивает на разработке и принятии более детального законодательства по социальному страхованию учитывающего страховые принципы.
Исходя из вышеизложенного, Комитет по труду и социальной политике считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении, но, до принятия основополагающих законодательных актов по реформированию системы социального страхования с учетом применения страховых принципов, ограничить срок его действия до 31 декабря 2006 года.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.