Заключение Комитета Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей
на проект федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - вносит Правительство Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Данный законопроект внесен в Государственную Думу в составе пакета документов к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год".
В нем представлены нормы, которые последние несколько лет закреплялись федеральными законами о бюджете Фонда социального страхования на очередной финансовый год, не являясь, по сути, предметом бюджетного законодательства.
Эти нормы являются базовыми для расчета доходов Фонда и его расходов на:
- пособия по временной нетрудоспособности;
- пособия по беременности и родам;
выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Комитет поддерживает внесение этого законопроекта.
Главные позиции по содержанию указанного проекта закона состоят в следующем.
Первое. Определяются источники финансирования выплаты пособия по временной нетрудоспособности. Как и в 2005 году предлагается первые два для временной нетрудоспособности оплачивать за счет средств работодателя. Переложив эти расходы на работодателя, бюджет Фонда, до некоторой степени, нивелирует снижение ставки Единого социального налога, которое произошло в 2004 году.
Второе. Закрепляется порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам. Как это было ранее, размер этих пособий предлагается исчислять исходя из средней заработной платы за последние 12 календарных месяцев до наступления нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам.
Третье. Устанавливаются максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам. На 2006 год предлагается этот размер утвердить в объеме не более 15000 рублей за полный календарный месяц.
В 2004 году максимальный размер пособия составлял 11,7 тыс. рублей, в 2005 году -12.48 тыс. рублей.
Эта позиция отражена в расходах проекта бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006.
Комитет не может в полной мере согласиться с такой позицией Правительства и предлагает в 2006 увеличить этот "потолок" для пособий по беременности и родам до 20 тысяч рублей. В дальнейшем его необходимо отменить.
Вместе с тем предлагается продлить действие нормы, которой максимальный размер пособия по беременности и родам устанавливается на уровне минимального размера оплаты труда для работников, проработавших менее 3-х месяцев до наступления отпуска по беременности.
Комитет считает, что в отношении пособий по беременности и родам этот предел необходимо снять. Ведь многие женщины, поступившие на работу за три месяца до ухода в отпуск по беременности и родам, существенно потеряют в своих доходах. В их числе бывшие студентки, которые трудоустроились впервые после окончания учебного заведения.
Пример. Женщина, поступившая на работу, имеет заработную плату равную 10 тыс. рублей. За три месяца она составит 30 тыс. рублей. Средняя зарплата будет равна 30 000 :12 мес. = 2 500 рублей.
А пособие ей будет выплачиваться из расчета 800 рублей (минимальный размер оплаты труда). Потеря составит 1 700 рублей.
Указанные выше позиции Комитет будет отстаивать при доработке законопроекта ко второму чтению.
Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.