Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы от 21 сентября 2005 г. N вн. 2.2-1/2672
по проекту федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Наименование представленного законопроекта не совпадает с его содержанием. В статьях 2 и 3 законопроекта предусматривается порядок исчисления размера пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, а наименование законопроекта относит к предмету его регулирования только вопросы выплаты этих видов страхового обеспечения.
Наименование статьи 3 законопроекта также нуждается в уточнении, поскольку в части 3 этой статьи устанавливается порядок исчисления размеров пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам в случае отсутствия у застрахованного лица трудового стажа, продолжительностью более трех месяцев, к моменту наступления соответствующих страховых случаев, а не максимальный размер этих пособий.
2. Законопроектом (статьи 2, 3) предусматривается порядок исчисления пособия по беременности и родам, установления его максимального размера и порядок применения районного коэффициента к максимальному размеру пособия по беременности и родам. Вместе с тем регулирование указанных отношений относится к предмету Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", где определен порядок выплаты пособия по беременности и родам в статье 7, порядок исчисления размера этого пособия в статье 8 (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) и применения к нему районного коэффициента в статье 5.
Предлагаемые же положения законопроекта (статьи 2 и 3) в части исчисления размера пособия по беременности и родам только из средней заработной платы по основному месту работы, определения размера этого пособия независимо от продолжительности непрерывного трудового стажа, его ограничение максимальным размером, исключения из условий применения районного коэффициента к размеру пособия по беременности и родам условия отсутствия этого коэффициента в составе заработной платы существенно отличаются от норм, установленных указанным Федеральным законом. Предложения о внесении соответствующих изменений в базовый Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" в перечне материалов к законопроекту не представлены, поэтому становится неясным, как следует соотносить положения законопроекта с нормами действующего законодательства.
В статьях 4 и 5 законопроекта предлагается также иное регулирование отношений, являющихся предметом Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", без внесения соответствующих изменений в базовый Федеральный закон.
При этом, положения статьи 4 законопроекта изменяют права застрахованных лиц на получение ими в полном объеме соответствующего вида обеспечения по страхованию - единовременной страховой выплаты. Исчисление размера единовременной страховой выплаты предлагается производить исходя из максимальной суммы 43,2 тыс. рублей (такой же суммарный показатель как в 2005 году), а не из шестидесятикратного минимального размера оплаты труда. Кроме того, с приостановлением на неопределенный срок действия пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона в части определения размера, единовременной страховой выплаты исключается основание индексации максимальной суммы (43.2 тыс. руб.) как в 2006 году, так и в последующие годы в связи с отсутствием критерия индексации (индекса увеличения минимального размера оплаты труда), что также изменяет права застрахованных лиц на получение ими в полном объеме соответствующего вида обеспечения по страхованию.
Статья 5 законопроекта, предлагающая установить размеры оплаты расходов, связанных с посторонним специальным медицинским уходом и посторонним бытовым уходом за застрахованным лицом, противоречит пункту 2 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", где определение размеров оплаты этого вида обеспечения по страхованию отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
Поскольку одним из основных принципов осуществления обязательного социального страхования является государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика (статья 4 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"), предлагаемое законопроектом изменение правовых и социальных гарантий может осуществляться не иначе, как путем внесения изменений непосредственно в базовые федеральные законы.
3. Установление в данном законопроекте максимального размера пособия по временной нетрудоспособности и максимального размера по беременности и родам требует внесения соответствующих изменений в те законодательные акты Российской Федерации, в которые Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ внесены изменения, предусматривающие ограничение выплаты указанных пособий в пределе максимального размера, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (см. Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральный закон "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне").
4. В положениях статей 1, 2 и 3 законопроекта, устанавливающих порядок исчисления и финансирования выплаты пособий по временной нетрудоспособности, не учитываются особенности порядка исчисления и выплаты названного страхового обеспечения для отдельных категорий граждан (инвалидов войны, граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, граждан, занятых на работах с химическим оружием), которым законодательством Российской Федерации гарантируется его выплата в размере 100 процентов среднего заработка независимо от стажа работы (см., например, пункты 1 и 6 части первой статьи 14, пункт 2 части первой статьи 15, пункт 13 части первой статьи 18 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статью 10 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов", подпункт 14 пункта 1 статьи 14 Федерального закона "О ветеранах", пункт 9 статьи 2 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", часть первую статьи 21 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", статью 9 Федерального закона "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием").
Аналогичное замечание относится и к порядку исчисления пособия по беременности и родам, изложенному в части 3 статьи 3 законопроекта, поскольку гражданам, постоянно проживающим в зоне радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с пунктом 5 части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гарантируется выплата пособия по беременности и родам в размере 100 процентов среднего заработка независимо от стажа работы.
Исходя из изложенного, в целях исключения дублирующих норм (часть 2 статьи 1 законопроекта), согласования положений законопроекта с законодательством Российской Федерации следует в нем предусматривать исключительные нормы не только в отношении пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а устанавливать случаи иного порядка исчисления, выплаты и финансирования пособий по временной нетрудоспособности и пособий беременности и родам в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, устанавливающими социальные гарантии другим категориям граждан (законы Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О донорстве крови и ее компонентов", федеральные законы "О ветеранах". "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием").
Указанные исключительные нормы позволят также устранить и противоречие между статьей 3 проекта федерального закона N 211449-4 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год", предусматривающей финансирование пособий по временной нетрудоспособности для граждан," пострадавших в результате радиационных катастроф, за счет средств федерального бюджета, и статьей 1 данного законопроекта, устанавливающей финансирование выплаты этого вида пособия за счет средств работодателя и средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
5. Обращаем внимание, что основные положения представленного законопроекта включены в проект федерального закона N 90000649-2 "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти", внесенный Правительством Российской Федерации и принятый Государственной Думой 19 апреля 2000 года в первом чтении.
6. К предложенной редакции законопроекта имеются замечания юридико-технического характера:
1. После номера законопроекта слова "Российская Федерация" необходимо исключить.
2. В части 3 статьи 4 законопроекта предполагается приостановить действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний без указания срока приостановления. Если необходимость в данном пункте отпала, то следует признать утратившим силу данный пункт в указанной части, а не приостанавливать его действие.
В противном случае необходимо четко указать срок, на который приостанавливается действие пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона и оформить часть 3 статьи 4 законопроекта, например, следующим образом:
3. Приостановить на 2006 год действие пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803) в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4. В конце законопроекта реквизиты подписания федерального закона не указываются.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.