Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Согласно абзацу третьему подпункта 4 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации передача в собственность или переуступка патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав относится к объектам налогообложения по налогу на добавленную стоимость.
Положение этой нормы - "передача в собственность патентов, лицензий" не соответствует действующему законодательству в области интеллектуальной собственности, так как согласно гражданскому законодательству патенты и лицензии не могут быть переданы в собственность. Патенты могут быть только уступлены (переуступлены) - это означает передачу исключительных прав на изобретение, полезную модель, промышленный образец другому лицу, в связи с чем предлагается новая редакция абзаца третьего подпункта 4 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Лицензия представляет собой специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности, выданное конкретному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Следовательно, лицензия не может быть передана в собственность или переуступлена другому лицу, однако на основании лицензии возможно передать право на использование объектов интеллектуальной собственности, что отражено в предлагаемой редакции. В связи с этим законопроект исключает из объектов налогообложения передачу в собственность и переуступку лицензий.
В вышеуказанной норме Налогового кодекса Российской Федерации используется не определенное действующим законодательством понятие "торговая марка", но не используются понятия, определенные действующим законодательством, в частности: "товарный знак", "знак обслуживания", "наименование места происхождения товара" (Закон Российской Федерации "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров"). Это позволяет при толковании абзаца третьего подпункта 4 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации не включать приобретение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров в объекты налогообложения, тогда как эти понятия относятся к интеллектуальной собственности.
Для устранения указанного несоответствия предлагается новая редакция абзаца третьего подпункта 4 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которая приводит указанную норму в соответствие с действующим законодательством и позволит исключить субъективное толкование данной нормы налоговыми органами.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законов и нормативных правовых актов законодательства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Законопроект излагает в новой редакции абзац третий подпункта 4 пункта 1 статьи 148 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, уточняя перечень услуг, связанных с приобретением и/или использованием правовой охраны и осуществлением правовой защиты изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, топологий интегральных микросхем, программ для ЭВМ и баз данных, селекционных достижений, авторских и смежных прав, включая поддержание в силе охранных документов и передачу соответствующих прав.
Таким образом, законопроект не повлечет изменения финансовых обязательств государства, не освобождает от уплаты налогов, а также не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета. Следовательно, заключение Правительства Российской Федерации не требуется.
Московская городская Дума |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.