Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект) подготовлен соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года N Пр-1175, направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года и продолжает процесс совершенствования федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.
Основные подходы к разграничению полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления были определены федеральными законами от 4 июля 2003 года N 95-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепил разграничение полномочий применительно к отраслевому законодательству.
Законодательное закрепление новой модели наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 11 декабря 2004 года N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации") предполагает более высокую степень согласованности действий и решений федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и повышает степень ответственности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации за реализацию единой государственной политики в регионах.
В связи с этим было признано целесообразным обеспечить развитие законодательства в направлении расширения круга полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Реализация на практике отдельных норм названых выше актов федерального законодательства также выявила ряд задач, решение которых находится в сфере дальнейшего разграничения полномочий.
Законопроект вносит изменения в федеральные законы по двум основным направлениям и предусматривает:
- перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации;
- предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права:
осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения;
участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах;
осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.
Законопроект состоит из 35 статей.
Статья 1 вносит изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Предлагаемые изменения направлены на закрепление, в соответствии с решениями Государственного совета Российской Федерации, перечня дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации.
Соответствующие изменения предлагается также внести в положения, устанавливающие перечень имущества, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается дополнить статью 26.3 дополнительными частями, определяющими право субъектов Российской Федерации осуществлять правовое регулирование по всем вопросам, указанным в данной статье, осуществлять меры дополнительной социальной защиты граждан, а также участвовать, в случаях определенных в федеральных законах, в решении иных вопросов по предметам совместного ведения и ведения Российской Федерации.
Статья 2 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-I "О занятости населения в Российской Федерации".
Изменения направлены на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, возможности осуществлять правовое регулирование в области занятости, а также участвовать в организации и проведении общественных работ.
Статья 3 вносит дополнения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании", направленные, в основном, на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации права осуществлять те полномочия в области образования, которые ими осуществлялись ранее, в том числе:
лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, за исключением образовательных учреждений, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация которых отнесены к компетенции Российской Федерации;
организация проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, по образовательным программам основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования в образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию (за исключением федеральных государственных образовательных учреждений, а также государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования);
проведение аттестации педагогических работников государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, а также работников органов управления образованием субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
право осуществления надзора и контроля в области образования и исполнения государственных образовательных стандартов за муниципальными органами управления образованием, образовательными учреждениями вне зависимости от форм собственности, за исключением федеральных образовательных учреждений.
Статья 4 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", предоставляющие органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность участия в осуществлении, в том числе путем осуществления финансирования, мер государственной поддержки объектов культурного наследия вне зависимости от категории их историко-культурного значения.
Одновременно законопроектом уточняются вопросы местного значения муниципальных образований в соответствии с изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 30 законопроекта).
Статья 5 вносит изменения в Закон Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии", предполагающие передачу органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий по:
участию в реализации федеральных мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению;
защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации;
регистрации специалистов в области ветеринарии занимающихся предпринимательской деятельностью;
контролю деятельности специалистов в области ветеринарии;
Статья 6 вносит в часть первую статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487-I изменения, направленные на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных соответствующим федеральным органом исполнительной власти, а также участвовать в контроле их соблюдения.
Статья 7 вносит изменения в Федеральный закон от 14 апреля 1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках данного законопроекта, предполагается наделить следующими полномочиями:
установление платы за технологическое присоединение распределительным электрическим сетям;
осуществление контроля за использованием инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством тарифы, в порядке определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 8 законопроекта направлена на дополнение Федерального закона от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире" статьей 6.1, определяющей возможность органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе:
принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области охраны и использования объектов животного мира, а также контроль за их исполнением;
учреждение и ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
разработка и реализация региональных программ по охране и воспроизводству объектов животного мира и среды их обитания;
организация охраны и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации;
организация и ведение государственного учета численности, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, занесенных в Красную книгу субъекта Российской Федерации;
участие в реализации международных договоров Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в порядке, согласованном с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статья 9 законопроекта предусматривает дополнения в Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Перечень товаров (работ, услуг), относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, орган регулирования естественных монополий в досудебном порядке сможет рассматривать споры и разногласия, связанные с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации.
Внесение изменений в Водный кодекс Российской Федерации предполагается в соответствии со статьей 10 законопроекта и направлено на наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации следующими полномочиями:
- владение, пользование, распоряжение обособленными водными объектами (замкнутыми водоемами), находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, при этом предлагается изменить понятие "обособленный водный объект (замкнутый водоем)";
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих водные отношения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством, а также контроль за их исполнением;
- подготовка и осуществление противопаводковых мероприятий на территории субъекта Российской Федерации;
- установление водоохранных зон, прибрежных защитных полос и режимов их использования на водных объектах в соответствии с законодательством;
- заключение договоров пользования водным объектом, соответствующих условиям лицензий на водопользование, согласованных с иными заинтересованными органами исполнительной власти;
- разработка, утверждение и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации по использованию, восстановлению и охране водных объектов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;
- участие в разработке и реализации федеральных государственных, в том числе бассейновых, программ по использованию, восстановлению и охране водных объектов, а также федеральных государственных программ по предупреждению и ликвидации последствий вредного воздействия вод;
- участие в подготовке, заключении и реализации бассейновых соглашений о восстановлении и охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности;
- участие в разработке и согласовании схем комплексного использования и охраны водных ресурсов на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление государственного регионального контроля за использованием и охраной водных объектов на территории субъекта Российской Федерации;
- согласование лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) гражданам и юридическим лицам в пределах лимитов, установленных субъекту Российской Федерации в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) в отношении обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- участие в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах;
- обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и запрещении эксплуатации хозяйственных и других объектов, влияющих на обособленные водные объекты (замкнутые водоемы);
- обращение в суд с требованием об ограничении, приостановлении и запрещении использования обособленных водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
- резервирование источников питьевого водоснабжения по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда;
- разрешение, в исключительных случаях, использования водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, для питьевого водоснабжения населения или иных целей по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, федеральным органом исполнительной власти в области управления курортами, а по подземным водным объектам, содержащим природные лечебные ресурсы, - и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной недр;
- утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных плавательных средствах;
- утверждение правил охраны жизни людей на воде;
- организация и обеспечение охраны исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов при использовании водных объектов.
Иные изменения отражают данные полномочия субъектов Российской Федерации в отдельных статьях Водного кодекса.
Статья 11 вносит дополнение в статью 6 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", расширяющие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области экологической экспертизы.
Статья 12 вносит изменение в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
К ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, согласно законопроекту относятся:
- участие в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
- принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
- участие в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития территории субъекта Российской Федерации;
- разработка, утверждение и реализация региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в обществе, контроль за их реализацией;
- осуществление обмена информацией с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти о предоставлении мер государственной социальной помощи инвалидам;
- предоставление дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
- содействие трудовой занятости инвалидов, включая создание специальных рабочих мест для их трудоустройства;
- осуществление деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов;
- финансирование научных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области социальной защиты инвалидов;
- оказание содействия общественным объединениям инвалидов.
Статья 13 законопроекта вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", относящие к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия в области высшего и послевузовского профессионального образования. Предлагается установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе осуществлять управление, реорганизацию и ликвидацию высших учебных заведений находящихся в ведении субъектов Российской Федерации по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Статья 14 вносит изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", согласно которым субъектам Российской Федерации предоставляется возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, обеспечивающих участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в осуществлении мер государственной поддержки кинематографии.
Статья 15 вносит изменения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", которые предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможность вырабатывать и реализовывать региональные меры в области научной, научно-технической и инновационной политики, в том числе в государственных научных организациях субъектов Российской Федерации.
Статьи 16 и 19 законопроекта вносят изменения, соответственно в Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-Ф3 "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" и Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", направленные на наделение органов местного самоуправления правом участия в осуществлении отдельных государственных полномочий Российской Федерации в области мобилизационной подготовки, воинского учета и организации призыва. Предлагаемое наделение основано на положениях статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Изменения и дополнения в Лесной кодекс Российской Федерации, предлагаемые в соответствии со статьей 17 законопроекта, направлены на закрепление за органами государственной власти субъектов Российской Федерации следующих полномочий:
- перевод лесных земель в лесах первой группы для строительства линейных объектов, а также, перевод лесных земель в лесах второй и третьей группы в нелесные земли в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом;
- разработка, утверждение и реализация региональных государственных программ использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов;
- установление порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства;
- утверждение правил пользования лесным фондом для заготовки второстепенных лесных ресурсов и осуществления побочного лесопользования.
Статьей 18 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", уточняющие положения о деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по записи актов гражданского состояния.
Статья 20 законопроекта вносит изменения в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и направлена на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности участвовать в осуществлении государственной политики в области обращения с отходами.
Статья 21 вносит изменения в Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и направлена на расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Вносимые дополнения предусматривают возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, в том числе региональных программ в указанной сфере, в соответствии с федеральными законами.
Статья 22 законопроекта направлена на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности реализации собственных полномочий в области охраны атмосферного воздуха. Соответствующие дополнения предлагается внести в Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Статья 23 законопроекта предполагает внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 24 мая 1999 года N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" и направлена на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности осуществления мер государственной поддержки соотечественников за рубежом, в том числе финансирования указанной деятельности.
Статья 24 законопроекта вносит дополнение в Федеральный закон от 2 января 2000 года N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", предоставляющее органам государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и реализовывать региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также участвовать совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами в осуществлении контроля и надзора, а также мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов.
Статья 25 законопроекта вносит изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым уточняется порядок установления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия.
Статья 26 законопроекта вносит необходимые изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях обеспечения эффективного регулирования организаций, осуществляющих деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов), и предоставляют возможность уполномоченным органам субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных действующим законодательством полномочий, осуществлять контроль за регулируемыми органами, что повысит эффективность процессов тарифного регулирования в соответствующих субъектах.
Предлагаемые в соответствии со статьей 27 законопроекта изменения и дополнения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" направлены на закрепление следующих полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе:
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды в соответствии с федеральном законодательством, а также осуществление контроля за их исполнением;
- право принятия и реализации региональных программ в области охраны окружающей среды;
- участие в осуществлении в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), с правом формирования и обеспечения функционирования территориальных систем наблюдения за состоянием окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации;
- осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- право организации и развития системы экологического образования и формирования экологической культуры на территории субъекта Российской Федерации;
- предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
- ведение учета объектов и источников негативного воздействия на окружающую среду, экологический контроль которых осуществляется субъектами Российской Федерации;
- контроль в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов подлежащих федеральному государственному экологическому контролю;
- ведение Красной книги субъекта Российской Федерации;
- право образования особо охраняемых природных территорий регионального значения, управление и контроль в области охраны и использования таких территорий;
- право организации проведения экономической оценки воздействия на окружающую среду, осуществления экологической паспортизации территории.
Статья 28 законопроекта вносит изменения и дополнения в Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-Ф3 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусматривающие передачу на уровень субъектов Российской Федерации в соответствии с решениями Государственного Совета Российской Федерации отдельных полномочий в отношении объектов федерального значения, в том числе - находящихся в федеральной собственности.
Изменения и дополнения в Федеральный закон от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", предполагаемые в соответствии со статьей 29 законопроекта направлены на уточнение порядка введения в действие тарифов на железнодорожном транспорте в соответствии с полномочиями федеральных органов исполнительной власти, определенных в результате реализации административной реформы.
Помимо этого, в целях разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти уточняется порядок введения в действие тарифов, сборов и платы на железнодорожном транспорте, устанавливаемых Федеральной службой по тарифам и Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с их полномочиями.
Статья 30 законопроекта направлена на учет изменений разграничения полномочий и уточнение формулировок вопросов местного значения в Федеральном законе от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В связи с наделением органов государственной власти Российской Федерации полномочиями по государственному экологическому контролю, данное полномочие исключается из перечня вопросов местного значения.
Статья 31 законопроекта вносит изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 года N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", направленные на законодательное закрепление компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области распоряжения водными биологическими ресурсами, в том числе по распределению промышленных квот пресноводных водоемов.
Статья 32 вносит изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, уточняющие порядок определения платы за коммунальные услуги, а также полномочия субъектов Российской Федерации в части перепланировки жилых помещений.
Статья 33 законопроекта направлена на приведение Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствие с положениями законопроекта.
Статья 34 законопроекта направлена на приведение Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" в соответствие с изменениями, предлагаемыми к Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (статья 27 законопроекта).
Статья 35 законопроекта устанавливает дату его вступления в силу.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (далее - законопроект) подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 г. N Пр-1175, направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года.
Пункт 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из этой нормы фактически следует, что если определенная сфера общественных отношений, в том числе по предметам совместного ведения, то субъект Российской Федерации не может осуществить дополнительное расходование средств на эту сферу и ее соответствующее регулирование, если иное не установлено федеральным законом.
Таким образом, жесткое определение в бюджетном законодательстве "расходных обязательств" по предметам совместного ведения между уровнями государственной власти не позволяет субъектам Федерации финансировать деятельность, направленную на реализацию полномочий по важнейшим для региона вопросам. Отсутствие в федеральном законодательстве указания на отнесение того или иного вопроса к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации фактически лишает его возможности по своей инициативе использовать имеющиеся дополнительные ресурсы и осуществлять соответствующие расходы регионального бюджета. Поэтому необходимо прямо указать в отраслевых федеральных законах, что тот или иной вопрос может решаться и субъектом Российской Федерации.
Представленный законопроект вносит изменения в федеральные законы и предусматривает:
- перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации,
- предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права:
осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения;
участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах;
осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.
Положения законопроекта предусматривают, что финансирование дополнительных полномочий субъектов Российской Федерации, предусмотренных его положениями, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии у субъекта Российской Федерации соответствующих возможностей и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета. Указанные полномочия будут осуществляться только теми субъектами Российской Федерации, у которых возникла реальная потребность в решении соответствующих задач, и имеются необходимые бюджетные ресурсы.
Законопроект предусматривает передачу дополнительных полномочий субъектам Российской Федерации за счет их уточнения и перераспределения, в результате чего, при сохранении общего объема средств на финансирование указанных полномочий, потребуется лишь их постатейное перераспределение при подготовке проекта закона "О федеральном бюджете на 2006 год" ко второму и третьему чтениям без изменения общих бюджетных параметров.
С учетом вышеизложенного, принятие законопроекта не требует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.