Письмо Правительства РФ от 27 апреля 2002 г. N 2492п-П13
"Заключение по проекту федерального закона N 177884-3 "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.М. Дубовым, Г.В. Куликом, С.И. Штогриным, Н.И. Табачковым"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Целью законопроекта является внесение изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на устранение в его положениях неточностей и противоречий, а также на упрощение системы налогового администрирования.
Вместе с тем законопроект не в полной мере соответствует определенной его авторами цели и нуждается в существенной доработке.
Так, положение пункта 2 статьи 1 законопроекта, согласно которому Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) не распространяется на иные правоотношения с участием налоговых и таможенных органов, не согласуется со статьей 2 Кодекса, определяющей исчерпывающий круг отношений, регламентируемых законодательством о налогах и сборах.
Предусматриваемый в пункте 3 статьи 1 законопроекта порядок установления и введения в действие федеральных, региональных и местных налогов уже регламентирован статьей 12 Кодекса.
Пункт 4 статьи 1 следует исключить из законопроекта, поскольку его реализация существенно затруднит МНС России, ГТК России и Минфину России осуществление полномочий, предоставленных им Кодексом.
Изменения, предусматриваемые пунктом 5 статьи 1 законопроекта, не относятся к предмету регулирования статьи 5 Кодекса.
Нормы, изложенные в пунктах 4, 9, 29, 31, 32, 61, 70, 76, 78, 80, 82 статьи 1 законопроекта, аналогичны проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 30, 34-1, 35, 61, 72, 78, 80, 82, 84, 102 и 124 части первой Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации в Государственную Думу 17 февраля 2001 г. в части исключения из Кодекса положений о государственных внебюджетных фондах, как об органах, осуществляющих налоговый контроль. При этом Правительство Российской Федерации считает нецелесообразным исключение названных фондов из состава участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также лишение их права предоставления отсрочек (рассрочек) по уплате единого социального налога.
Также не поддерживается предложение авторов законопроекта о выведении ФСНП России из состава участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Кодекс не предусматривает дублирования контрольных функций налоговыми органами и органами налоговой полиции. Функции налогового контроля в соответствии со статьей 32 Кодекса осуществляют налоговые органы. Федеральные органы налоговой полиции, в отличие от налоговых органов, проводят проверки налогоплательщиков только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления (подпункт 5 пункта 2 статьи 36 Кодекса). При проведении этих проверок должностные лица органов налоговой полиции не доначисляют и соответственно не взыскивают в бесспорном порядке налоговые платежи в бюджет, а определяют лишь сумму неуплаченных налогов как квалифицирующий признак состава преступления.
Не поддерживается определение понятия "обособленное подразделение организации", данное в пункте 11 статьи 1 законопроекта, а также уточнение понятия "налог", предусматриваемое в пункте 8 статьи 1 законопроекта.
Предусматриваемая пунктом 18 статьи 1 законопроекта обязанность налогоплательщика сообщать налоговому органу об участии в российских и иностранных организациях в случаях, если доля такого участия превышает 20 процентов их уставного (складочного) капитала, потребует предоставления налогоплательщиком значительного объема дополнительной информации, что существенно затруднит применение данной нормы в целом.
Пункт 27 статьи 1 законопроекта о лишении налоговых органов права предъявлять иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не обоснован.
Поправка в пункт 2 статьи 38 Кодекса не поддерживается, поскольку в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации валюта, перемещаемая через таможенную границу Российской Федерации, является объектом налогообложения.
Дополнение, предусматриваемое пунктом 40 статьи 1 законопроекта, в соответствии с которым задолженность входит в состав наследства и погашается в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, нецелесообразно, так как состав наследства определен статьей 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации, а ответственность наследников по долгам наследодателя - статьями 323 и 1175 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положение законопроекта о приостановлении исполнения инкассового поручения банком до внесения судом решения о правомерности требований налогового органа в случае обжалования налогоплательщиком решения о взыскании налога не обеспечивает определенность и полноту регулирования соответствующих отношений (пункт 42 статьи 1 законопроекта). Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П право налоговых органов взыскивать налог в бесспорном порядке признано соответствующим Конституции Российской Федерации.
Пункт 49 статьи 1 из законопроекта следует исключить, поскольку ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Положения пунктов 50 и 51 статьи 1 законопроекта дублируют нормы главы 25 Кодекса о налоговом учете и аналитических регистрах налогового учета. Кроме того, допускается использование не определенного Кодексом понятия - "налоговое обязательство", а также положения о режиме хранения налоговой тайны и об ответственности за ее разглашение, являющееся предметом регулирования статьи 102 Кодекса. В данном случае следует обеспечить точность, системность и универсальность общих правил налогового учета. Целесообразно определить, что налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и аналитических регистров налогового учета.
Положение об уплате авансовых платежей, предусматриваемое пунктом 52 статьи 1 законопроекта, не соответствует предмету регулирования статьи 55 Кодекса.
Пункт 55 статьи 1 законопроекта не соответствует предмету регулирования статьи 58 Кодекса и дублирует положение абзаца первого пункта 2 статьи 45 Кодекса.
Пункт 57 статьи 1 законопроекта, предусматривающий проведение реструктуризации задолженности налогоплательщиков (плательщиков сборов) по налогам (сборам) и пеням на основе соглашений о прекращении обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) по уплате налогов (сборов) и пеней путем замены указанных обязанностей иными неналоговыми долговыми обязательствами, не учитывает пункт 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации.
Кроме того, полагаем целесообразным не включать в статью 1 законопроекта пункты 9, 20, 60, 64, 65, 67, 68, 69, 81, 82, 84, 87, 93, 94, 105, 107, 108, 114, 116, 117, 118, 120, 123, 126, 129, а также первый и второй абзацы пункта 76 и абзац второй пункта 112, поскольку изложенные в них нормы содержат значительное количество неточностей и противоречий.
Учитывая изложенное, проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживается.
Заместитель Председателя |
А. Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 апреля 2002 г. N 2492п-П13 "Заключение по проекту федерального закона N 177884-3 "О внесении изменений и дополнений в первую часть Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.М. Дубовым, Г.В. Куликом, С.И. Штогриным, Н.И. Табачковым"
Текст письма официально опубликован не был