Письмо Правительства РФ от 25 июля 2001 г. N 4602п-П13
"Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Головлевым и В.В. Похмелкиным"
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в целый ряд статей части первой Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих используемый в Кодексе понятийный аппарат, регламентирующих правовой статус налогоплательщиков (плательщиков сборов), налоговых органов, порядок взыскания налогов и сборов, изменение срока уплаты налогов и другие.
При рассмотрении законопроекта следует принять во внимание, что Правительством Российской Федерации внесены в Государственную Думу 5 законопроектов, уточняющих отдельные положения части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В частности, предложено исключить нормы о полномочиях органов государственных внебюджетных фондов по осуществлению налогового контроля, дается новая редакция статей о взаимозависимых лицах, принципах определения цен товаров (работ, услуг) для целей налогообложения. Кроме того, подготовлен законопроект о внесении изменений и дополнений в статьи Кодекса, посвященные налоговому контролю за расходами физического лица.
Представленный законопроект не обеспечивает системность правового регулирования налоговых правоотношений, предусматривает положения, не соответствующие основным началам законодательства о налогах и сборах, вводит в Кодекс усложненные налоговые процедуры и необоснованно громоздкие схемы, допускает использование неопределенных терминов и понятий, а также ограничивает полномочия налоговых и таможенных органов, органов налоговой полиции по проведению налоговых проверок.
Представляется нецелесообразной норма, согласно которой филиалы и иные обособленные подразделения организаций признаются самостоятельными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, поскольку обособленные подразделения организации не участвуют в соответствующих правоотношениях независимо от самой организации.
Не поддерживается определение территориальной обособленности подразделения организации относительно только территории иного субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на которой находится соответствующая организация. В случае, если подразделение организации имеет фактический адрес, отличный от адреса создавшей его организации, и находится на той же территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования, на которой находится эта организация, такое подразделение фактически территориально обособленно от организации. Нецелесообразно отказываться от признания такого подразделения территориально обособленным.
Предлагаемое изменение установленных законодательством о налогах и сборах элементов налогообложения по решению Правительства Российской Федерации, а также использование в проекте понятия "налоговая единица'' применительно к сборам и не определенного Кодексом понятия "налоговое законодательство" противоречит основным началам законодательства о налогах и сборах. В определении понятия "налоговая единица" не учтены предусмотренные законопроектом изменения, согласно которым органы государственных внебюджетных фондов лишаются права издавать нормативные правовые акты о налогах и сборах.
Нецелесообразно вводить в Кодекс определение полномочий налоговых органов путем их перечисления, в том числе реализуемых в правоотношениях, регулируемых валютным законодательством. Права и обязанности налоговых органов в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются соответствующими статьями Кодекса и иными федеральными законами. Положение о постановке налогоплательщиков на учет в органах государственных внебюджетных фондов не соответствуют действующим с 1 января 2001 г. нормам Кодекса.
Изменения и дополнения, предусматриваемые пунктами 12, 15, 17 и 49 статьи 1 законопроекта, создадут дополнительные трудности при реализации полномочий федеральных органов налоговой полиции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями, что негативным образом отразится на эффективности деятельности этих органов.
Нельзя согласиться с предложением о внесении в Кодекс положений, закрепляющих порядок реструктуризации задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, поскольку данная процедура носит исключительный, временный характер.
В положениях пункта 35 статьи 1 законопроекта, касающихся приостановления операций по счетам в банках, не учтено, что в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и банковским законодательством счета в банках открываются физическим и юридическим лицам. Предлагаемые основания для приостановления операций по счетам в банках и ареста имущества не могут быть применены таможенными органами относительно налогов и сборов, подлежащих уплате при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Законопроектом предусмотрены существенные изменения норм Кодекса о производстве по делу о налоговом правонарушении, об ответственности за совершение налоговых правонарушений, ответственности банков за нарушение ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, а также о порядке обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Признавая необходимость совершенствования указанных норм Кодекса, в том числе с учетом сложившейся судебной практики, и устранения существующих недостатков, полагаем целесообразным рассмотрение соответствующих изменений после завершения работы специальной комиссии по выработке согласованного текста Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и его принятия, а также после принятия окончательных решений о реформировании судебной системы. Кроме того, в соответствии с указанными решениями должны быть уточнены нормы Кодекса об аресте имущества.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает указанный законопроект.
Вместе с тем считаем возможным обсудить при рассмотрении внесенных Правительством Российской Федерации 17 февраля 2001 г. N 926п-П13 и 28 апреля 2001 г. N 2628п-П9 в Государственную Думу проектов федеральных законов о внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации изменения и дополнения, содержащиеся в рассматриваемом законопроекте, но не конкретизированные в настоящем заключении.
Заместитель Председателя |
А. Кудрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 25 июля 2001 г. N 4602п-П13 "Заключение по проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", внесенному в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.И. Головлевым и В.В. Похмелкиным"
Текст письма официально опубликован не был