Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В соответствии со статьей 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к мелкому хулиганству относится нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Следовательно, под действие этой статьи не подпадает нарушение ночного спокойствия граждан, если оно не сопровождается нецензурной бранью, оскорбительным приставанием к гражданам или уничтожением или повреждением чужого имущества. Тем не менее, само по себе нарушение тишины в ночное время без указанных квалифицирующих признаков нарушает конституционное право граждан на отдых. Тишина может нарушаться посредством включения на полную мощность громкоговорящих устройств (телевизоров, радиоприемников, музыкальных центров и т.д.); проведения ремонтных работ с помощью, например, электродрели; громких выкриков пусть даже без нецензурных выражений и т.п.
В соответствии с действующей редакцией Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории в РСФСР, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 N 415, ночным временем считается время с 23.00 часов до 7.00 часов.
Объектом правонарушения, изложенного в настоящем законопроекте, является общественное спокойствие - одно из составляющих общественного порядка. Под общественным порядком в теории права подразумевается система сложившихся отношений между членами общества, включающая в себя правила взаимного поведения, общения и проживания, которые установлены нормами действующего законодательства, основаны на нормах нравственности и возникают под воздействием обычаев и традиций. С объективной стороны данное правонарушение представляет собой противоправное деяние, нарушающее общественное спокойствие. Перечень таких деяний в законопроекте не устанавливается ввиду их многочисленности. С субъективной стороны действующее законодательство императивно определяет мелкое хулиганство как деяние умышленное. Субъектом мелкого хулиганства (по общему правилу наступления административной ответственности) может быть лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения возраста шестнадцати лет.
Предыдущей редакцией статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривалась ответственность за нарушение спокойствия граждан, но она была изменена Федеральным законом от 08.12.2003 N 161-ФЗ в целях, как указано в пояснительной записке, гуманизации уголовной политики государства, назначения адекватного наказание за нарушения общественного порядка, не представляющие существенной угрозы для общества. На момент принятия указанного Федерального закона законодатели сочли, что нарушение ночного спокойствия граждан не имеет какой-либо степени общественной опасности. Но за прошедшее время практика показала, что данное правонарушение продолжает оставаться распространенным, нередко приводящим к совершению других, более тяжких преступлений, и своей дерзостью, цинизмом, моральным издевательством и демонстративным пренебрежением правами других граждан сопоставимо с иными противоправными деяниями, подпадающими под признаки мелкого хулиганства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Целью настоящего законопроекта является устранение диспропорции между гуманностью по отношению к правонарушителям и гуманностью по отношению к законопослушным гражданам.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не требуется признание утратившими силу, приостановление или принятие каких-либо актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие настоящего законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.