Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 ноября 2005 г. N КА-А40/10121-05
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции МНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (ныне - Межрегиональная инспекция ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4, далее - Инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 01.02.2005 N 10 "О привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением суда от 21.04.2005, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2005, заявленные требование удовлетворено, оспоренное решение налогового органа признано не соответствующим требованиям ст. 27 ФЗ N 118 от 05.08.2000 "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах", ст.ст. 50, 55, 57 ЖК Российской Федерации, постановления Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения".
Законность и обоснованность решения и постановления судов проверяется в порядке ст.ст. 284, 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой он просит судебные акты отменить и в удовлетворении требований отказать, поскольку выводы судов не соответствуют ст. 27 ФЗ N 118 от 05.08.2000, которая, по мнению налогового органа, не освобождает налогоплательщика от уплаты НДС за услуги по техническому обслуживанию жилых помещений (утилизации мусора, ремонт, капитальный ремонт помещений, ремонт лифтов и др.).
В отзыве на кассационную жалобу Предприятие просит кассационную жалобу оставить без изменения, судебные акты - без удовлетворения, поскольку выводы суда основаны на исследованных судами обстоятельствах, и соответствуют вышеназванным нормам правам. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва к материалам дела.
Суд, с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против заявленного ходатайства, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на кассационную жалобу к материалам дела.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов.
Суды полно и всесторонне исследовали юридически значимые обстоятельства, дали надлежащую правовую оценку представленным сторонами доказательствам в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений сторон, правильно применили нормы права, в том числе положения статьи 27 ФЗ N 118 от 05.08.2000, приняли законное и обоснованное решение.
Как следует из материалов дела, правильно установлено судами, решением от 01.02.2005 N 10, принятым по результатам камеральной налоговой проверки, Инспекция привлекла заявителя к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 146443 руб., доначислила сумму недоимки по НДС за апрель 2003 года в размере 732217 руб. и соответствующие пени в размере 214972 руб., всего 947189 рублей.
Считая решение незаконным, Предприятие оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд пришел к выводу о наличии у налогоплательщика права на налоговую льготу, установленную ст. 27 ФЗ от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". При этом суд исходил из того, что услуги по представлению в пользование жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
Суд кассационной инстанции находит данный вывод судебных инстанций правильным по следующим основаниям.
Подпункт 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации введен в действие с 1 января 2004 года. До 1 января 2004 года освобождается от налогообложения налогом на добавленную стоимость реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности, услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту, капитальному ремонту, санитарному содержанию, управлению эксплуатацией домохозяйства, осуществляемых за счет целевых расходов в домах жилищно-строительных кооперативов, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях (за исключением использования жилья в гостиничных целях и предоставления в аренду (статья 27 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ).
Налоговое законодательство Российской Федерации не содержит понятия "услуги по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности", в связи с чем, согласно статье 11 Налогового кодекса Российской Федерации, к спорным правоотношениям подлежат применению нормы жилищного.
Положения статьи 1 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статьи 141 ЖК РСФСР, Правил пользования жилыми помещениями, содержания жилого дома и придомовой территории (утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1985 г.) в их системном толковании позволяют сделать вывод о том, что плата по договорам найма жилого помещения имеет две составляющие величины - коммунальные платежи и квартирную плату, включающую плату за услуги по содержанию дома и придомовой территории в пригодном для проживания нанимателей состоянии.
Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 г. N 25 вышеназванное постановление признано утратившим силу и утверждены новые Правила пользования жилыми помещениями
Таким образом, услуги по найму жилого помещения включают в себя услуги по содержанию и ремонту жилого фонда.
В соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации, предоставление в пользование жилых помещений включает в себя как выделение нанимателю изолированного жилого помещения, так и предоставление возможности использования жилья в соответствии с его назначением.
На нанимателя возлагается обязанность по внесению платы: за наем жилья, за коммунальные услуги, за содержание и текущий ремонт, капитальный ремонт жилищного фонда, а на наймодателя корреспондирующая правам нанимателя обязанность по сборам всех названных выше платежей и по выполнению правил и норм эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
По смыслу представленных заявителем договоров найма жилого помещения, на техническое содержание квартир, квартирная плата по договору - это плата за обслуживание дома.
Филиалами Концерна "Росэнергоатом" - Смоленская, Курская и Калининская АЭС предъявлялась к оплате физическим лицам стоимость коммунальных услуг на сновании тарифов, установленных главами городов и областей: Постановления Главы г. Курчатова от 29.07.2002 г. N 419, от 28.01.2003 г. N 42, от 02.04.2003 N 183; Постановление Главы администрации г. Десногорска от 20.01.2003 г. N 53; Постановление Главы администрации муниципального образования г. Десногорск, Смоленской области от 23.09.2003 г. N 1006.
Смоленской АЭС и Курской АЭС удерживался НДС только с сумм платежей за коммунальные услуги. С сумм платы за наем жилья, платы за содержание жилья, платы за пользование лифтом, платы за капитальный ремонт налог на добавленную стоимость не взимался.
По Калининской АЭС НДС не начислялся за услуги по найму жилого помещения и обслуживанию жилья, вместе с тем, начислялся налог на отопление, водоснабжение, водоотведение, вывоз ТБО, пользование лифтом, содержание мест общего пользования.
Кроме того, для проведения технического обслуживания и ремонта лифтов, а так же вывоза и утилизации твердых бытовых отходов, филиалом Концерна "Росэнергоатом" - Курская АЭС в 2002-2003 годах заключались договоры с МУП ЖКХ. Согласно соответствующим счетам-фактурам и платежным поручениям стоимость услуг включает налог на добавленную стоимость. Таким образом, в этой части заявитель на занимался реализацией услуг, в связи с чем у него отсутствовала обязанность по начислению и уплате НДС. Полученные от нанимателей за лифт и вывоз ТБО денежные средства перечислялись в качестве платы за услуги МУП ЖКХ.
Смоленская АЭС оказывала жилищно-коммунальные услуги силами своих подразделений, без привлечения сторонних организаций.
С учетом изложенного суд кассационной инстанции находит выводы суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам. Нормы материального права применены правильно. Нарушений процессуального права не установлено. Оснований для отмены или изменения обжалованных судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 21.04.2005 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 05.07.2005 N 09АП-6462/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-10842/05-117-145 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 ноября 2005 г. N КА-А40/10121-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании