Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" (далее - законопроект) вносится в соответствии с бюджетным законодательством с целью корректировки основных характеристик федерального бюджета по итогам его исполнения за 1 полугодие 2005 года и обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, не предусмотренных Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с учетом Федерального закона от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год").
Документы и материалы, требуемые к представлению одновременно с настоящим законопроектом в соответствии со статьей 213 Бюджетного кодекса Российской Федерации, входят в состав отчета об исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2005 года.
Проектировки параметров законопроекта базируются также на показателях предварительной оценки исполнения федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2005 года и прогноза его исполнения до конца текущего года и включают все изменения, произошедшие за январь-август 2005 года, отраженные в сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2005 год за указанный период.
Доходы федерального бюджета
Оценка поступлений доходов федерального бюджета в 2005 году (приложение 1 к пояснительной записке) осуществлялась на основе уточненного прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации в текущем году (см. таблицу 1), фактического поступления доходов в федеральный бюджет за январь-август и ожидаемой оценки поступлений в сентябре-декабре текущего года.
Таблица 1
Основные макроэкономические показатели, используемые в расчете доходов в 2005 году
Показатель | Учтено при расчете доходов, утвержденных федеральным законом от 23.12.2004 г. N 173-ФЗ |
Уточненный прогноз |
ВВП (млрд. рублей) | 18 720 | 21 000 |
Цена на нефть (долларов за баррель) |
28,0 | 48,0 |
Цена на газ (долларов за тыс. куб. метров). |
116,5 | 149,1 |
Курс доллара США (рублей за доллар) |
30 | 28,3 |
Объем доходов федерального бюджета в 2005 году с учетом безвозмездных перечислений проектируется в сумме 4 979,8 млрд. рублей, что на 1 653,7 млрд. рублей, или 49,7% больше показателей, утвержденных федеральным законом от 23 декабря 2004 года N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (далее - показатели закона).
Доходы федерального бюджета без учета единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в 2005 году, по предварительной оценке, составят 3 473,4 млрд. рублей, что на 801,6 млрд. рублей больше показателей закона. На увеличение ожидаемых поступлений доходов федерального бюджета текущего года повлиял ряд факторов, которые сгруппированы по трем направлениям:
- изменение макроэкономических показателей;
- дополнительные поступления в результате проведенных контрольных мероприятий налоговых органов;
- прочие факторы.
Изменение макроэкономических показателей в целом, по произведенным расчетам, приведет к увеличению доходов федерального бюджета на 1 350,7 млрд. рублей. В связи с ростом цен на энергоносители доходы увеличатся на 1 096,1 млрд. рублей, изменением структуры облагаемой базы - на 363,9 млрд. рублей. Одновременно, в результате снижения курса доллара США, поступления доходов уменьшатся на 109,3 млрд. рублей.
Дополнительные поступления, в результате проведенных контрольных мероприятий налоговых органов, увеличили доходы федерального бюджета 2005 года на 274,1 млрд. рублей (в том числе 271,6 млрд. рублей учтены в федеральном законе от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год", далее - федеральный закон N 84-ФЗ), из них 184,3 млрд. рублей составляют дополнительно начисленные налоги и сборы; 83,2 млрд. рублей - безвозмездные перечисления от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; 6,6 млрд. рублей - исполнительский сбор, взысканный по исполнительному производству по делам о налоговых правонарушениях.
Прочие факторы увеличат доходы федерального бюджета на 28,9 млрд. рублей.
Ожидаемые поступления 2005 года больше показателей, утвержденных законом, с учетом изменений, внесенных федеральным законом N 84-ФЗ, на 1 653,7 млрд. рублей.
Налоговые доходы
Поступление налоговых доходов федерального бюджета в 2005 году ожидается в сумме 3 055,5 млрд. рублей, что на 822,8 млрд. рублей больше показателей закона (без учета изменений, внесенных федеральным законом N 84-ФЗ).
Налоговые доходы федерального бюджета без учета единого социального налога и отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации в 2005 году, по оценке, составят 2 291,0 млрд. рублей, что на 476,6 млрд. рублей больше показателей закона.
Ожидаемые поступления налоговых доходов федерального бюджета превышают показатели, утвержденные законом (с учетом изменений, внесенных федеральным законом N 84-ФЗ), на 638,9 млрд. рублей, в том числе без учета доходов, перечисляемых в Стабилизационный фонд Российской Федерации - на 292,7 млрд. рублей.
В 2005 году поступление доходов от уплаты налога на прибыль организаций ожидается в сумме 322,0 млрд. рублей, что на 69,7 млрд. рублей, или 27,6% больше, показателей закона, из которых 14 млрд. рублей учтены в федеральном законе N 84-ФЗ. Ожидаемая оценка поступлений налога скорректирована с учетом фактического поступления налога за восемь месяцев 2005 года.
Ожидаемое поступление налога на добавленную стоимость по товарам, произведенным на территории Российской Федерации, в 2005 году оценивается в размере 1 073,3 млрд. рублей, что на 360,1 млрд. рублей, или 50,5% больше показателей закона, из которых 160,4 млрд. рублей учтены в федеральном законе N 84-ФЗ. Ожидаемая оценка поступлений налога скорректирована на фактическое поступление налога за восемь месяцев 2005 года и изменение макроэкономических показателей.
Объем поступлений доходов от уплаты акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, в 2005 году ожидается в размере 89,2 млрд. рублей, что на 10,6 млрд. рублей, или 13,5% больше, показателей закона, из которых 9,6 млрд. рублей учтены в федеральном законе N 84-ФЗ.
Ожидаемое поступление по налогам на товары и услуги, ввозимые на территорию Российской Федерации, составит 445,3 млрд. рублей, что на 31,6 млрд. рублей, или 7,6% больше показателей закона. На увеличение доходов повлиял ожидаемый рост объемов импорта и изменение структуры облагаемой базы (57,1 млрд. рублей), одновременно, снижение курса рубля по отношению к доллару США приведет к уменьшению доходов на 25,5 млрд. рублей.
Поступление налога на добычу полезных ископаемых оценивается в сумме 812,3 млрд. рублей, что на 347,4 млрд. рублей, или 74,7% больше показателей закона. При расчете налога учтено, что рост цены на нефть марки "Юралс" увеличит поступления на 362,1 млрд. рублей; объемов добычи полезных ископаемых - на 7,7 млрд. рублей; снижение курса рубля к доллару США снизит поступления доходов на 22,4 млрд. рублей.
Поступление государственной пошлины составит 22,5 млрд. рублей, что на 4,0 млрд. рублей, или 21,3% больше показателей закона.
Основными причинами увеличения доходов от уплаты государственной пошлины являются:
увеличение размера государственной пошлины за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или с выходом из него, а также увеличение количества выданных документов, связанных с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации - на 4,1 млрд. рублей;
увеличение количества обращений, связанных с государственной регистрацией прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество и сделок с ним - на 1,2 млрд. рублей;
поступление государственной пошлины за получение ресурса нумерации операторов связи, не предусмотренной в федеральном законе N 173-ФЗ, - на 0,7 млрд. рублей;
увеличение количества выданных паспортов гражданина Российской Федерации - на 0,5 млрд. рублей;
увеличение государственной пошлины за совершение действий при осуществлении федерального пробирного надзора (срочность проведения операций, а также предъявление изделий из различных сплавов) - на 0,2 млрд. рублей.
Одновременно, поступления доходов уменьшатся в результате:
уменьшения количества обращений за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц - на 2,6 млрд. рублей;
снижение государственной пошлины за совершение действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг - на 0,7 млрд. рублей;
уменьшения количества обращений, связанных с лицензированием, проведением аттестаций, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - на 0,1 млрд. рублей.
Неналоговые доходы
Поступление неналоговых доходов в 2005 году прогнозируется в сумме 1 841,0 млрд. рублей, что на 747,6 млрд. рублей, или 68,4% больше показателей закона, в том числе с учетом изменений, внесенных федеральным законом N 84-ФЗ, - на 741,0 млрд. рублей.
Неналоговые доходы федерального бюджета, без учета отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации, составят в 2005 году - 1 099,1 млрд. рублей, что на 241,8 млрд. рублей больше показателей закона.
Поступления от взимания таможенных пошлин оцениваются в сумме 1 589,2 млрд. рублей, что на 721,2 млрд. рублей, или 83,1% больше показателей закона.
Поступления от ввозных таможенных пошлин составят 265,3 млрд. рублей, что на 15,5 млрд. рублей, или 6,2% больше показателей закона.
Поступления от вывозных таможенных пошлин прогнозируется в сумме 1 323,8 млрд. рублей, что на 705,6 млрд. рублей, или 114,1% больше показателей закона. На увеличение поступлений от вывозных таможенных пошлин повлияли следующие факторы: прогнозируемое увеличение цены на нефть марки "Юралс" и цены на природный газ - на 675,6 млрд. рублей и 58,1 млрд. рублей соответственно; рост объемов экспорта - на 51,4 млрд. рублей. Одновременно, снижение курса доллара США уменьшит прогнозные поступления на 79,5 млрд. рублей.
Поступление исполнительского сбора в 2005 году ожидается в сумме 8,1 млрд. рублей, что на 6,6 млрд. рублей больше показателей закона (сумма учтена в федеральном законе N 84-ФЗ).
Поступление от прочих неналоговых доходов прогнозируется в сумме 243,7 млрд. рублей, что на 19,8 млрд. рублей, или 8,9% больше показателей закона.
Объем отчислений в Стабилизационный фонд Российской Федерации составит 1 240,2 млрд. рублей, что на 852,4 млрд. рублей, или в 3,2 раза больше показателей закона, из них за счет налога на добычу полезных ископаемых - 346,6 млрд. рублей, вывозных таможенных пошлин на нефть - 505,8 млрд. рублей.
Расходы федерального бюджета
Прогнозная оценка поступления дополнительных доходов федерального бюджета в 2005 году и наличие экономии расходов по подразделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" позволяют предусмотреть в законопроекте дополнительные ассигнования с целью финансирования мероприятий, рекомендованных постановлением Государственной Думы от 17 июня 2005 года N 2016-IV ГД, и исполнения поручений, данных в текущем году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, не учтенных в Федеральном законе от 23 декабря 2004 г. "О федеральном бюджете на 2005 год" (в ред. Федерального закона от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год").
Расчет новых параметров расходов (приложение 2 к пояснительной записке) представленного законопроекта осуществлялся от уточненной сводной бюджетной росписи расходов федерального бюджета на 2005 год (далее - сводная бюджетная роспись) по состоянию на 1 сентября текущего года.
В течение января-августа 2005 года расходы федерального бюджета были уточнены по основаниям, установленным статьями 34, 77, 106, 109 Федерального закона от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", а также Федеральным законом от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" на общую сумму 366,82 млрд. рублей.
Изменения, внесенные за восемь месяцев 2005 года в распределение расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации по вышеуказанным основаниям, представлены в Таблице 2.
Таблица 2
(тыс. рублей)
Наименование | Рз | Утверждено Федеральным законом от 23.12.2004 N 173-ФЗ |
Уточненная сводная бюджтная роспись расходов федерального бюджета на 01.09.2005 |
Отклонение | в том числе в соответствии с: | |||||
Федеральным законом от 23.12.04 N 173-ФЗ |
Федеральным законом от 05.07.05 N 84-ФЗ |
|||||||||
ст. 34 | ст. 77 | ст. 106 | ст. 109 | пункт 15 ст. 34 | ст. 21.1 | |||||
Всего | 3 047 929 300,0 | 3 414 749 750,7 | 366 820 450,7 | -8 700,0 | 18 148 009,0 | 8 700,0 | 0,0 | 348 339 441,7 | 333 000,0 | |
Общегосударст- венные вопросы |
01 | 460 410 608,1 | 488 212 935,0 | 27 802 326,9 | -3 720 767,9 | 231 006,8 | 374 975,0 | 30 917 113,0 | ||
Национальная оборона |
02 | 531 139 221,1 | 553 905 789,2 | 22 766 568,1 | 4 225 330,3 | 18 541 237,8 | ||||
Национальная безопасность и правоохраните- льная деятельность |
03 | 398 889 472,0 | 443 472 095,4 | 44 582 623,4 | -455 074,9 | 925 623,7 | 449 220,0 | 43 662 854,6 | ||
Национальная экономика |
04 | 242 134 339,2 | 246 024 432,5 | 3 890 093,3 | -12 598 442,7 | 6 121 480,0 | -1 005 640,0 | -171,8 | 11 372 867,8 | |
Жилищно-комму- нальное хозяйство |
05 | 8 636 187,1 | 10 458 299,3 | 1 822 112,2 | 94 851,2 | 169 261,0 | 96 000,0 | 1 462 000,0 | ||
Охрана окружающей среды |
06 | 4 629 981,6 | 4 760 520,5 | 130 538,9 | -21 813,3 | 152 352,2 | ||||
Образование | 07 | 155 337 962,7 | 160 141 489,6 | 4 803 526,9 | -3 007 596,7 | 201 200,0 | 171,8 | 7 609 751,8 | ||
Культура, кинематография и средства массовой информации |
08 | 39 173 130,6 | 46 770 898,0 | 7 597 767,4 | 467 808,6 | 154 000,0 | 6 975 958,8 | |||
Здравоохранение и спорт |
09 | 85 672 222,6 | 89 475 979,7 | 3 803 757,1 | 1 626 529,4 | -27 000,0 | 2 204 227,7 | |||
Социальная политика |
10 | 167 360 932,9 | 180 816 864,8 | 13 455 931,9 | -2 240 868,4 | 5 581 718,4 | 10 115 081,9 | |||
Межбюджетные трансферты |
11 | 954 545 242,1 | 1 190 710 446,7 | 236 165 204,6 | 15 621 344,4 | 5 118 919,1 | -234 055,0 | 215 325 996,1 | 333 000,0 |
Экономия по подразделу "Обслуживание государственного и муниципального долга" (без учета уточнений сводной бюджетной росписи за январь-август текущего года), ориентировочный объем которой до конца года оценивается (по состоянию на 1 сентября 2005 года) в 13,14 млрд. рублей, сложилась в части расходов на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации и определяется двумя факторами:
- более высоким курсом рубля к доллару США по сравнению с плановым;
- осуществлением досрочного погашения части внешнего долга Российской Федерации перед странами - членами Парижского клуба кредиторов в соответствии с договоренностью, достигнутой на переговорах в г.Париже (Франция) 13 мая 2005 года.
В результате расчета параметры законопроекта по расходам планируются в объеме 3 539,45 млрд. рублей, что на 491,52 млрд. рублей больше объемов, утвержденных Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год", из которых 124,7 млрд. рублей - дополнительные бюджетные ассигнования, предусмотренные настоящим законопроектом.
Распределение указанных дополнительных бюджетных ассигнований по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации сложилось следующим образом.
По разделу "Общегосударственные вопросы" предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований всего на 46,6 млрд. рублей (здесь и далее объемы дополнительных ассигнований по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации даны без учета государственных капитальных вложений), из них:
1,42 млрд. рублей - на увеличение уставного капитала ОАО "Сангтудинская ГЭС-1" с учетом обязательств Правительства Российской Федерации по Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о порядке и условиях долевого участия Российской Федерации в строительстве Сангтудинской ГЭС-1;
6,0 млрд. рублей - на увеличение взноса Российской Федерации в уставный капитал учреждаемого Российской Федерацией и Республикой Казахстан нового международного банка развития (поручения Президента Российской Федерации от 23 мая 2005 г. N Пр-858 и Правительства Российской Федерации от 27 мая 2005 г. N МФ-П13-2603);
351,6 млн. рублей - на урегулирование задолженности Российской Федерации перед Центральным банком Российской Федерации, образовавшейся в результате перечисления Украиной, Республикой Молдова и Республикой Армения в 1996-1998 годах средств на счета Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов федерального бюджета, предназначенных для погашения задолженности этих государств перед Банком России по техническим кредитам;
207,2 млн. рублей - на дополнительное финансирование Федеральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных полномочий местного самоуправления;
138,6 млн. рублей - на финансирование капитального ремонта административного здания для Управления Роснедвижимости по г. Москве, расположенного по адресу: г. Москва, Орликов пер., д. 10, строение 1;
14,8 млн. рублей - на осуществление текущего ремонта административного здания, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Басманный пер., д.6, строение 1, предназначенного для размещения московской части Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС (поручение Президента Российской Федерации от 14 апреля 2004 г. и Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2005 г. N МФ-П2-2012);
36,5 млн. рублей - на проведение в декабре 2005 года праздничных мероприятий в ознаменование 100-летия основания Института русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук (поручение Правительства Российской Федерации от 16.05.2005 г. N МФ-П7-2380);
37,5 млрд. рублей - на увеличение уставного капитала ОАО Внешторгбанк в связи с принятием решения Национальным банковским советом (протокол заседания от 29.12.04 N 8) о выходе Банка России из капиталов российских загранбанков, предусмотренном Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации, и передаче ВТБ стоимости участий Банка России.
Надзорными органами стран регистрации росзагранбанков к потенциальным акционерам предъявляются следующие требования: новый собственник должен быть банковским учреждением, при этом предпочтительно с государственным участием, кроме того, новый собственник должен быть способен гарантировать устойчивое финансовое положение росзагранбанков.
Единственной кредитной организацией, соответствующей указанным требованиям, является ОАО Внешторгбанк.
Национальным банковским советом было принято решение согласиться с предложением Банка России о выходе его из капиталов росзагранбанков путем передачи ВТБ по балансовой стоимости участий Банка России, включая доли, числящиеся за номинальными акционерами, с одновременной передачей требований по предоставленному Евробанку партисипационному кредиту, для чего потребуется произвести увеличение уставного капитала ВТБ его основным акционером - Правительством Российской Федерации.
В расчет вышеуказанной суммы включена стоимость акций росзагранбанков, восстановленная часть партисипационного кредита Банка России, предоставленного Евробанку, депозиты Банка России, размещенные в росзагранбанках и резерв на колебание курса валют.
В результате увеличения уставного капитала ВТБ будет сформирована международная банковская группа, способная решать важные государственные и коммерческие задачи, в том числе, по осуществлению крупных инвестиционных проектов в России и за рубежом, по выходу на западные рынки капитала и активизация деятельности ВТБ на перспективных зарубежных рынках, привлечению масштабных инвестиций в российскую экономику, по повышению эффективности использования потенциала каждого росзагранбанка и исключению внутригрупповой конкуренции.
Передача участий Банка России в капиталах росзагранбанков в пользу ВТБ полностью отвечает интересам Российской Федерации, позволяет сохранить за росзагранбанками статус государственных институтов и обеспечить государственный контроль за вложенными в них средствами.
По разделу "Национальная оборона" предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования в общей сумме 24,25 млрд. рублей, из них:
5,4 млрд. рублей - на реализацию поручения Президента Российской Федерации от 28 июня 2005 года о принятии необходимых мер финансового обеспечения в 2005 году закупок горючего для Вооруженных Сил Российской Федерации в объеме, не ниже минимальной потребности, в связи с ростом цен на топливо и горючесмазочные материалы;
2,4 млрд. рублей - на оплату коммунальных услуг в целях нормализации ситуации, связанной с подготовкой к отопительному сезону 2005-2006 годов;
3,3 млрд. рублей - на оплату требований исполнительных листов судебных органов, осуществляемую федеральными органами исполнительной власти в счет текущего финансирования, с целью недопущения приостановления операций по расходам федерального бюджета (постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 г. N 143 "Об утверждении правил исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 379 и от 24 февраля 2005 г. N 95);
1,5 млрд. рублей - на транспортные расходы, связанные с реализацией законодательства о праве бесплатного проезда, в том числе в отпуск и обратно военнослужащих и членов их семей, в связи с повышением с января 2005 года тарифов на пассажирские перевозки;
0,7 млрд. рублей - на компенсацию в 2005 году расходов органов местного самоуправления по осуществлению первичного воинского учета, подлежащих перечислению через систему военкоматов соответствующим учетным столам, созданным в муниципальных образованиях (в соответствии с пунктом 10 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации");
0,3 млрд. рублей - на осуществление мероприятий, намеченных к исполнению в 2005 году, в соответствии с Совместным заявлением министров иностранных дел Российской Федерации и Грузии по поручению Президентов двух государств и Планом вывода военных баз и других воинских формирований Группы российских войск в Закавказье с территории Грузии в течение 2005-2008 годов.
Кроме того, по данному разделу предусмотрены дополнительные бюджетные ассигнования на реализацию отдельных мероприятий и задач, имеющих стратегическое значение.
По разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" предусмотрены дополнительные расходы в сумме 11,22 млрд. рублей, из них:
1,98 млрд. рублей - на закупку и хранение специального топлива и горюче-смазочных материалов в целях повышения уровня обеспеченности войск, воинских формирований и органов горючесмазочными материалами;
1,5 млрд. рублей - на оплату коммунальных услуг в целях обеспечения своевременного подключения зданий и сооружений к энергоносителям, гарантированного обеспечения топливно-энергетическими ресурсами и водой, недопущения кредиторской задолженности, подготовки к отопительному сезону 2005-2006 годов;
3,68 млрд. рублей - на оплату расходов по исполнению требований исполнительных листов судебных органов по выплате денежного вознаграждения сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России (3 377,0 млн. рублей) и сотрудникам ГПС МЧС России и заработной плате работникам в период осетино-ингушского конфликта (301,1 млн. рублей);
1,57 млрд. рублей - на оснащение службы участковых уполномоченных милиции и дежурных частей органов внутренних дел районного звена для решения отдельных задач в соответствии с поручением Президента Российской Федерации;
2,3 млрд. рублей - на финансирование деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел (постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 г. N 66 "Реформирование вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации") с одновременным увеличением задания по сбору доходов за услуги, предоставляемые данными подразделениями на платной основе, в указанном объеме;
0,1 млрд. рублей - на транспортные расходы, связанные с проездом в отпуск и обратно сотрудникам МЧС России.
По разделу "Национальная экономика" дополнительные бюджетные ассигнования составили 8,29 млрд. рублей, основными из которых являются:
4,88 млрд. рублей - на содержание, ремонт и капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог;
250,0 млн. рублей - на покрытие убытков убыточных предприятий почтовой связи, расположенных в районах Крайнего Севера;
939,5 млн. рублей - на финансирование создания государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов нового поколения с использованием биометрических параметров в целях обеспечения выпуска с 1 января 2006 года первой опытной партии паспортно-визовых документов нового поколения и реализации в 2005 году работ по созданию системы (в соответствии с Планом первоочередных организационных мероприятий по введению в Российской Федерации паспортно-визовых документов нового поколения, согласованным Председателем Правительства Российской Федерации от 12 марта 2005 г. N МФ-П4-1075);
138,5 млн. рублей - на завершение мероприятий по ликвидации государственных учреждений государственного энергетического надзора (распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2004 г. N 1257-р);
38,7 млн. рублей - на возмещение расходов, ранее направленных Россельхозом на обеспечение финансирования подведомственных ему государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (Протокол заседания у Председателя Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкова от 22 августа 2005 г. N МФ-П16-33пр);
135,0 млн. рублей - на финансирование работ по созданию радиолинии целевой информации, наземного комплекса управления и наземного специального комплекса, выполняемых в рамках реализации совместного российско-белорусского проекта по созданию космической системы дистанционного зондирования Земли (поручение Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2005 г. N МФ-П7-4455 и решение Совета Министров Союзного государства от 6 сентября 2005 г);
1,49 млрд. рублей - на реализацию Федеральной космической программы России для создания резервных кораблей для обеспечения безопасной эксплуатации Международной космической станции. Выделение указанных средств полностью закрывает проблему создания задела по кораблям "Союз" и "Прогресс" в 2007 и 2008 годах и позволит обеспечить безопасную эксплуатацию Международной космической станции в соответствии с обязательствами Российской Федерации;
0,4 млрд. рублей - на полное обеспечение выполнения требований Президента Российской Федерации по доведению к 2007 году состава орбитальной группировки системы "ГЛОНАСС" до минимально необходимого количества 18 космических аппаратов.
По разделу "Образование" дополнительные бюджетные ассигнования составили 700,67 млн. рублей (без учета
перераспределения средств по программе внешних заимствований), из них:
500,0 млн. рублей - на проведение капитального ремонта зданий учебных заведений и приобретение учебного оборудования для образовательных учреждений, находящихся в ведении Рособразования, в рамках подготовки их к отопительному сезону;
19,2 млн. рублей - на осуществление передачи Рособразованию федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Госстрою (распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 января 2005 г. N 64-р);
3,80 млн. рублей - на финансирование подготовки палестинских дипломатических кадров на базе Дипломатической академии МИД России (поручение Правительства Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N АЖ-П2-3632);
5,82 млн. рублей - на обеспечение функционирования детских дошкольных учреждений, подведомственных Минэкономразвития России и Управлению делами Президента Российской Федерации;
60,0 млн. рублей - на капитальный ремонт высших учебных заведений.
По разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" предусматривается выделение дополнительных ассигнований в сумме 148,64 млн. рублей, в том числе:
90,0 млн. рублей - на прокладку коммуникаций, проведение монтажных и ремонтных работ здания, переданного Всероссийскому художественному научно-реставрационному центру имени академика И.Э. Грабаря;
50,0 млн. рублей - на проведение ремонтных и ремонтно-восстановительных работ на объектах Астраханского кремля в связи с подготовкой к празднованию 450-летия основания г. Астрахани (поручение Президента Российской Федерации от 24.08.2005 г. N Пр-1366 и Правительства Российской Федерации от 31.08.2005 г. N МФ-П44-4364);
8,64 млн. рублей - на подготовку церемонии перезахоронения останков представителей русского зарубежья - генерала А.И. Деникина и философа И.А. Ильина (поручения Президента Российской Федерации от 5 ноября 2004 г. N Пр-1808 и Правительства Российской Федерации от 31 марта 2005 г. N МФ-П44-1433).
По разделу "Здравоохранение и спорт" предусматривается выделение дополнительных ассигнований в сумме 4,13 млрд. рублей, из них:
349,84 млн. рублей - для оснащения современным высокотехнологичным медицинским оборудованием Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии им. Н.Н.Приорова, находящегося в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (поручение Председателя Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N МФ-П12-2528);
3,4 млрд. рублей - резервирование средств федерального бюджета на мероприятия в рамках выдвижения г. Сочи на право проведения XXII зимних Олимпийских игр и XI Паралимпийских игр в 2014 году;
159,2 млн. рублей - на формирование заявки (Анкеты МОК) по процедуре принятия кандидатуры г. Сочи на проведение зимней олимпиады 2014 года, предусматривающей разработку детальных концепций по месторасположению ключевых элементов олимпийской инфраструктуры, мест проведения соревнований и проживания участников и гостей Олимпиады, транспортному и экологическому обеспечению и концепции безопасности;
42,0 млн. рублей - на предоставление субсидии для проведения мероприятий по усилению антитеррористической защищенности особо режимного объекта - федерального государственного унитарного предприятия ГНЦ "Вектор", проводящего исследования в области вирусологии и биотехнологии.
В настоящее время система обеспечения биобезопасности предприятия не отвечает современным требованиям и нуждается в срочном усовершенствовании, о чем имеется заключение антитеррористической комиссии Новосибирской области, составленное на основании проведенных проверок по представлению отдела Генеральной прокуратуры в Сибирском федеральном округе.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2005 г. N 604-р о преобразовании ГНЦ "Вектор" в федеральное государственное учреждение его финансирование с 2006 года будет осуществляться по смете доходов и расходов;
20,16 млн. рублей - Федеральному агентству по туризму и спорту для осуществления рекламно-выставочной деятельности с целью выполнения им основных функций по продвижению отечественного туристического продукта на внутреннем и мировом рынках: издание буклетов, карт и иной информационно-рекламной печатной продукции на европейских, китайском и японском языках, подготовку цикловых телевизионных и радиопрограмм на теле- и радиоканалах в России и за рубежом, расширение практики проведения ознакомительных поездок (пресс-туров) по туристским центрам России для иностранных журналистов, проведение заседания совета по туризму стран СНГ и межрегиональных семинаров-совещаний для руководителей региональных органов исполнительной власти по актуальным вопросам государственного управления в сфере туризма.
По разделу "Социальная политика" дополнительные бюджетные ассигнования составили 5,05 млрд. рублей, из которых 5,0 млрд. рублей предусмотрены на осуществление в декабре 2005 года пенсионных выплат, начисленных за январь 2006 года, на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", с целью избежания задержки сроков выплат (на основании статьи 112 Трудового кодекса Российской Федерации дни с 1 по 9 января 2006 года являются нерабочими).
По разделу "Межбюджетные трансферты" дополнительные бюджетные ассигнования составили 17,14 млрд. рублей, из них:
2,3 млрд. рублей - на увеличение дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности их бюджетов в связи с необходимостью финансирования мероприятий по подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2005-2006 годов;
12,9 млрд. рублей - на увеличение дотаций на возмещение убытков от содержания жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления в 2003-2004 годах; объем указанных средств определен, исходя из размера задолженности, необеспеченной финансированием в 2005 году, в сумме 382,4 млн. рублей и расходов в размере 12,5 млрд. рублей, определенных по актам приема-передачи, представленными субъектами Российской Федерации в 2004 году;
1,64 млрд. рублей - на поддержку сельского хозяйства (в том числе: 1,5 млрд. рублей - на компенсацию части затрат на приобретение средств химизации; 90,0 млн. рублей - на проведение осенне-полевых работ в Чеченской Республике; 50,0 млн. рублей - на завоз семян для выращивания кормовых культур в северных районах страны);
70,0 млн. рублей - на подготовку и проведение парламентских выборов в Чеченской Республике (обращение помощника Президента Российской Федерации от 09.09.2005 г.).
Увеличение расходов на государственные капитальные вложения на 20 703,3 млн. рублей обусловлено необходимостью обеспечения финансирования в 2005 году особо важных мероприятий в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, а также отдельных строек и объектов, из них:
жилищного строительства, связанного с обеспечением жильем семей погибших сотрудников МВД России в Республике Дагестан и приравненных к ним лиц, отдельных категорий сотрудников СВР России, спасателей МЧС России, молодых семей, граждан, пострадавших в результате осетино-ингушского конфликта, а также граждан, переселяемых из ветхого и аварийного жилищного фонда, и коммунального строительства - 2 655,0 млн. рублей;
строительства объектов культуры (комплекса зданий Российского государственного исторического архива, г. Санкт-Петербург, Государственного академического Мариинского театра, г. Санкт-Петербург, Драматического театра им. М.В. Ломоносова, г. Архангельск), образования, здравоохранения и спорта (НИИ кардиологии им. Алмазова, г. Санкт-Петербург, дворца игровых видов спорта, г. Екатеринбург), науки (ФГУ РНЦ "Курчатовский институт"), центральных организаций (двух многофункциональных спортивных комплексов МЧС России, краевых и областных зданий судов) - 2 625,4 млн. рублей;
восстановления жилья и объектов здравоохранения и образования, разрушенных в результате землетрясения в Республике Алтай - 200,0 млн. рублей;
строительства объектов специального комплекса, предназначенных для передислокации российских военных баз с территории Грузии, лечебных корпусов Главного военного клинического госпиталя им. Бурденко и объектов, входящих в государственный оборонный заказ - 685,0 млн. рублей;
строительство объектов производственного комплекса для решения проблем в топливно-энергетическом и транспортном комплексах, а также сельского хозяйства - 14 537,9 млн. рублей;
Законопроектом предусматривается внесение изменений в Программы государственных внутренних и внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год.
Программой государственных внутренних заимствований Российской Федерации на исполнение прочих государственных долговых обязательств предусмотрено 1,84 млрд. рублей, в том числе 1,8 млрд. рублей - на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, предоставленных без эквивалентных требований гаранта.
В соответствии с прогнозом, сделанным по итогам исполнения федерального бюджета за январь-август, до конца 2005 года на исполнение государственных гарантий Российской Федерации может потребоваться 767,0 млн. рублей, в том числе по гарантиям, предоставленным по обязательствам:
ФГУП "Космическая связь" - 600,0 млн. рублей;
ОАО "Агентство по ипотечному
жилищному кредитованию" - 54,0 млн. рублей;
ОАО "Российский банк развития" - 113,0 млн. рублей.
Кроме того, ожидаемое выполнение по прочим расходам прогнозируется в сумме 58,1 млн. рублей.
Учитывая изложенное, в Приложении 32 "Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2005 год" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год" исполнение прочих государственных долговых обязательств предусмотрено в сумме 825 100 тыс. рублей.
Изменения, внесенные в Перечень 1 "Кредиты (займы) международных финансовых организаций" Приложения 33 "Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2005 год" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год", не меняют предельного объема заимствований по кредитам (займам) МФО в 2005 году, а касаются изменений объемов использования средств займов в разрезе главных распорядителей и разделов федерального бюджета.
Изменения связаны с уточнением объемов использования средств по ряду проектов: "Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга", "Повышение инвестиционной привлекательности г. Казани", "Информатизация системы образования", "Развитие финансовых учреждений", "Управление окружающей средой", "Поддержка реформы в электроэнергетическом комплексе", "Правовая реформа" и "Развитие транспортной инфраструктуры в г. Москве".
Кроме того, в графе "Получатели средств" Перечня 1 исключена категория "Разные".
Изменения, внесенные в Перечень 3 "Гарантии от некоммерческих рисков, выдаваемые в 2005 году под гарантии МБРР" Приложения 33, связаны с исключением гарантийной линии в лесной и угольной отраслях промышленности ввиду отсутствия у отраслевых компаний спроса на получение гарантий от некоммерческих рисков (решение Совместной рабочей группы Правительства Российской Федерации и Всемирного банка (СРГ) от 30 марта 2005 года), при этом общий прогнозный объем гарантий на 2005 год остался неизменным.
Изменения, внесенные в Перечень 4 "Предоставление государственных гарантий для оказания поддержки экспорта промышленной продукции в 2005 году" Приложения 33 касаются перераспределения объемов гарантий без увеличения общего лимита в 600,0 млн. долларов США.
По информации, полученной от ЗАО "Росэксимбанк" - агента Правительства Российской Федерации по поддержке экспорта, в настоящее время в банке прорабатывается ряд проектов российских экспортеров, по которым в пользу иностранных контрагентов необходимо выставить банковские гарантии на общую сумму, превышающую 150 млн. долларов США (ОАО "Ильюшин Финанс Ко." - Куба, ФГУП "НПО ПМ им. академика М.Ф. Решетнева - Иран, ЗАО "Атомстройэкспорт" - Болгария, ОАО "Силовые машины" - Белоруссия и Вьетнам и ряд других проектов).
Учитывая это, законопроектом предусмотрено увеличение лимита государственных гарантий по возмещению расходов ЗАО "Росэксимбанк" до 165,0 млн. долларов с соответствующим уменьшением до 435,0 млн. долларов США объемов государственных гарантий, выдаваемых российским экспортерам промышленной продукции, российским и иностранным банкам, кредитующим импортеров, банки-нерезиденты, иностранные государства при осуществлении экспорта российской промышленной продукции.
В ходе исполнения Программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам на 2005 год по ряду проектов ожидается экономия бюджетных средств в сумме до 93,86 млн. долларов США по следующим причинам:
- уточнение ОАО "Силовые машины" графика поставок оборудования для строящихся объектов на территории Социалистической Республики Вьетнам;
- отсутствие договоренностей Королевства Марокко с Правительством Российской Федерации относительно вопроса использования остатка лимита государственного кредита, предоставленного ранее;
- уточнение ЗАО "Атомстройэкспорт" сумм бюджетного финансирования текущих поставок, выполнения работ и оказания услуг в счет кредитов, предоставленных Китайской Народной Республике и Республике Индия.
В этой связи законопроектом предусмотрено внесение изменений в Приложение 34 "Программа предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам на 2005 год" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год": увеличены расходы на предоставление государственного кредита Республике Куба до 60 млн. долларов США (в случае подписания соответствующего межправительственного соглашения), а также предусмотрены средства до 43,67 млн. долларов США для целей финансирования поставок российского специмущества в рамках военно-технического сотрудничества.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Приложение 5 "Доходы от разрешенных видов деятельности, получаемые российскими загранучреждениями, направляемые на их содержание за рубежом в 2005 году" к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год".
Статьей 25 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" установлено, что получаемые российскими загранучреждениями доходы от разрешенных видов деятельности используются в качестве дополнительного источника бюджетного финансирования их содержания за рубежом сверх сумм, установленных статьей 32 вышеназванного Закона.
В связи с тем, что расходы неторгового характера осуществляются в иностранной валюте (долларах США), падение курса доллара США по отношению к единой европейской валюте привело к увеличению на 94,09 млн. долларов США расходов загранучреждений МИД России в странах европейского сообщества и странах, экономика которых ориентирована на евро, с одновременным увеличением доходов, получаемых МИД России от разрешенных видов деятельности в долларовом исчислении.
Учитывая указанные факторы, законопроектом предусмотрено увеличение объема доходов от разрешенных видов деятельности с внесением соответствующих изменений в Приложение N 5 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2005 год", что позволит, не привлекая дополнительные средства из федерального бюджета, обеспечить выполнение принятых обязательств и задач, возложенных на загранучреждения МИД России в текущем году.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" вносится в соответствии с бюджетным законодательством с целью корректировки основных характеристик федерального бюджета по итогам его исполнения за 1 полугодие 2005 года и обеспечения финансовыми ресурсами поручений, данных в текущем году Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, и мероприятий, рекомендованных постановлением Государственной Думы от 17 июня 2005 года N 2016-IV ГД, не предусмотренных Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (в редакции Федерального закона от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год").
Оценка поступлений доходов федерального бюджета в 2005 году осуществлялась на основе уточненного прогноза основных параметров социально-экономического развития Российской Федерации в текущем году, фактического поступления доходов в федеральный бюджет за январь - август и ожидаемой оценки поступлений в сентябре-декабре текущего года.
Проектировки параметров по расходам базируются на показателях предварительной оценки исполнения федерального бюджета по состоянию на 1 сентября 2005 года и прогноза его исполнения до конца текущего года.
Настоящий законопроект предполагает увеличение основных характеристик федерального бюджета на 2005 год: по доходам на 1 653,7 млрд. рублей, расходам - 491,5 млрд. рублей, профициту - 1 162,2 млрд. рублей по сравнению с Федеральным законом от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" (с учетом Федерального закона от 5 июля 2005 г. N 84-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год").
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2005 год" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.