Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по безопасности от 13 октября 2005 г. N 51/9
на проект федерального закона N 213407-4 "О транспортной безопасности" - внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по безопасности рассмотрел проект федерального закона N 213407-4 "О транспортной безопасности", внесенный Правительством Российской Федерации.
Указанный проект федерального закона разработан в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации N Пр-482 от 21.03.2003 г., N К 1875 от 03.09.2004 г. и Правительства Российской Федерации N МК-П4-03365 от 26.03.2003 г.
Предложение Правительства Российской Федерации о принятии специального закона, регулирующего вопросы обеспечения безопасности на транспорте, касающиеся защищенности важных интересов личности, общества и государства, соответствует требованиям времени. События, связанные с совершением террористических актов на железнодорожном, воздушном транспорте, а также в метрополитене свидетельствуют о необходимости разработки и принятия базового закона в указанной области правоотношений.
Целью законопроекта является создание единого законодательного акта, регулирующего вопросы обеспечения безопасности транспортного комплекса в целом и ликвидация разрыва между уровнем международных требований и ныне существующим уровнем обеспечения безопасности транспортного комплекса.
Законопроект предусматривает порядок организации защиты объектов транспорта от актов незаконного вмешательства, проведение категорирования и оценки уязвимости объектов составление на них паспортов безопасности, создание эффективной системы государственного управления в области транспортной безопасности. Позволит определить перечень неотложных мер по физической и технической защите объектов транспорта.
Основные положения законопроекта "О транспортной безопасности" призваны объединить правовые нормы, регулирующие вопросы обеспечения транспортной безопасности для различных видов транспорта, в единый институт законодательства, устранить пробелы и противоречия в действующем законодательстве, конкретизировать нормы законодательства по противодействию терроризму применительно к транспортному комплексу с учетом его специфики.
В связи с этим, в законопроекте должна использоваться единая терминология, согласующаяся с положениями федеральных законов "О борьбе с терроризмом", "О железнодорожном транспорте", закона Российской Федерации "О безопасности", Воздушного кодекса Российской Федерации, Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Прежде всего следует данный в статье 1 проекта понятийный аппарат привести в соответствие с понятийным аппаратом упомянутых транспортных кодексов и законов. В частности, определение объектов транспортной инфраструктуры, содержащееся в законопроекте, состоит из разнородных в правовом понятии объектов - пути и вокзалы объекты системы связи и метрополитен, тогда как транспортная инфраструктура - это прежде всего технологический комплекс, включающий в себя различные составляющие в зависимости от вида транспорта.
Следует отметить, что часть объектов транспортной инфраструктуры находится в федеральной и региональной собственности. В связи с этим требует уточнения и определения субъектов транспортной инфраструктуры.
Следует уточнить понятие компетентного органа, который, как указано в законопроекте оказывает "государственные услуги в области обеспечения транспортной безопасности", в то время как согласно статьям 8 и 10 Закона Российской Федерации "О безопасности" он призван непосредственно обеспечивать безопасность на транспорте. Кроме того, во избежание внутренней противоречивости проекта необходимо соотнести содержание функциональных обязанностей указанного органа с целями и задачами, определенными проектом (статья проекта).
В проекте под транспортной безопасностью понимается "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса, потребителей транспортных услуг, объектов и субъектов транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства, в том числе от актов терроризма во всех его формах". Между тем указанная универсальная дефиниция не совпадает с понятием авиационной безопасности, содержащимся в статье 83 Воздушного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 проекта обеспечение транспортной безопасности возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры и осуществляется ими самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Представляется, что такой подход не согласуется с положениями пунктов 3 и 4 статьи 6 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", статьи 20 Федерального закона "О железнодорожном транспорте", пункта 6 статьи 84 Воздушного кодекса Российской Федерации, что может привести к конфликту правовых норм и затруднить на практике их применение.
Комитет Государственной Думы по безопасности считает возможным учесть высказанные замечания при доработке проекта федерального закона "О транспортной безопасности" ко второму чтению, поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Заместитель |
В.В. Дятленко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.