Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по собственности от 20 октября 2005 г. N 3.9-48/1
на проект федерального закона N 213410-4
"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части изменения правового положения общества с ограниченной ответственностью)
- внесен Правительством Российской Федерации
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел указанный проект федерального закона и отмечает следующее.
В настоящее время наиболее распространенной организационно-правовой формой юридического лица в российском хозяйственном обороте является общество с ограниченной ответственностью (ООО). Правовое положение обществ с ограниченной ответственностью, права и обязанности его участников и другое регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и принятым в соответствии с ним Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее также - Закон).
По данным Единого государственного реестра юридических лиц на 01.01.2005 зарегистрировано 2 240 732 юридических лица, из них обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью 1 327 320, акционерных обществ - 168 583, полных товариществ - 482, товариществ на вере - 697, производственных кооперативов - 24318, некоммерческих организаций - 480 000. Учитывая, что в сферу действия Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" подпадает более половины существующих в России юридических лиц, понятна важность совершенствования указанного Закона.
Вступивший в силу в 1998 году закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" является цельным, логичным и достаточно детально проработанным законодательным актом. Вместе с тем, практика реализации Закона показала, что отдельные его положения, в первую очередь обусловленные соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, являются недостаточно совершенными и затрудняют деятельность обществ с ограниченной ответственностью.
Рассматриваемый законопроект вносит существенные изменения в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", которые направлены на устранение выявленных практикой недостатков. Изменения, вносимые законопроектом в Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" носят связанный характер.
Законопроектом предлагается исключить учредительный договор из числа учредительных документов общества с ограниченной ответственностью и ограничить его значение организацией взаимодействия между учредителями в процессе создания общества как это имеет место при учреждении акционерного общества. Наличие двух учредительных документов - устава и учредительного договора - усложняет систему управления в ООО и приводит к правовым коллизиям, но не обеспечивает никакой дополнительной защиты интересов участников ООО.
Законопроект ликвидирует институт свободного выхода участника из ООО с выплатой выбывающему участнику действительной стоимости его доли, поскольку данное право участника существенно подрывает финансовое положение общества, способствует возникновению неплатежеспособности общества и во многих случаях приводит к нарушению интересов других участников.
Законопроект уточняет нормы, регламентирующие порядок отчуждения принадлежащих обществу долей и их оплаты, процедуры оплаты уставного капитала общества при его увеличении, при этом законопроект содержит положения, устраняющие возможность блокирования принятия решений, направленных на завершение процедуры увеличения уставного капитала.
Также законопроект детализирует процедуру реализации преимущественного права приобретения участниками общества или обществом доли, продаваемой участником общества третьему лицу.
С учетом практики применения федеральных законов "Об обществах с ограниченной ответственностью" и "Об акционерных обществах" законопроект уточняет и унифицирует с акционерным законодательством отдельные нормы, регулирующие совершение крупных и заинтересованных сделок общества.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта и отмечает, что его основные положения согласуются с положениями проекта "Концепции развития корпоративного законодательства на период до 2008 года", разрабатываемой Минэкономразвития России совместно с Комитетом Государственной Думы по собственности.
Вместе с тем, Комитет считает, что при последующей доработке законопроекта в рамках его подготовки к рассмотрению во втором чтении следует учесть следующее.
Целесообразно рассмотреть вопрос об исключении из Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" терминов "вклад в уставный капитал", "внесение вкладов" и иных производных, заменив их термином, например, "оплата доли в уставном капитале", что позволит отказаться от многих тяжеловесных конструкций в Законе (см. ст. 15, 19, 27 Закона).
Следует рассмотреть вопрос об расширении совета директоров (наблюдательного совета) общества. Практика показала, что указанный орган общества, предусмотренный Законом как факультативный и с весьма ограниченной компетенцией, создается во многих ООО, особенно имеющих крупный и диверсифицированный бизнес.
Представляется разумным установить порядок "внесения вкладов в уставный капитал" (оплаты долей в уставном капитале) при учреждении общества с ограниченной ответственностью аналогичным порядку формирования уставного капитала акционерного общества.
Необходимо рассмотреть вопрос об увеличении предельного числа участников общества с ограниченной ответственностью, поскольку новый правовой статус ООО создаст предпосылки для преобразования в них многих существующих открытых акционерных обществ (ОАО). Отметим, что большинство открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, по своей сути сегодня не являются публичными компаниями. Их создание не было связано с привлечением инвестиций посредством выпуска акций; многие из них на протяжении всего времени своего существования ни разу не осуществляли привлечение инвестиций посредством дополнительных выпусков акций; их ценные бумаги не обращаются на фондовом рынке. Нагрузка, связанная с соблюдением повышенных законодательных требований к публичным компаниям, приводит к дополнительным издержкам для таких предприятий, которые не компенсируются потенциальной возможностью привлекать инвестиции путем размещения акций. Для таких ОАО преобразование в ООО может явиться альтернативой, существенно сокращающей издержки и способствующей улучшению управления обществом.
В рамках настоящего законопроекта следует рассмотреть вопрос об упразднении такой особой организационно-правовой формы юридического лица как общество с дополнительной ответственностью, поскольку в настоящее время она является практически невостребованной в гражданском обороте. Можно было бы в законопроекте предусмотреть возможность введения дополнительной ответственности участников ООО путем включения соответствующих положений в устав общества.
Принимая во внимание многочисленность обществ с ограниченной ответственностью, следует существенно увеличить сроки приведения их учредительных документов (уставов) в соответствие с Законом.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.