Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
от 20 октября 2005 г. N 57(4) на проект федерального закона N 213410-4
"О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в части изменения правового положения общества с ограниченной ответственностью)
Названным проектом федерального закона предполагается внести взаимосвязанные изменения в часть первую Гражданского кодекса РФ, Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в части определения правового положения обществ с ограниченной ответственностью, прав и обязанностей их участников.
Указанный законопроект направлен на решение проблем, которые возникают в правоприменительной практике в связи с предусмотренной действующим законодательством возможностью неограниченного выхода участников из общества с ограниченной ответственностью, что приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов общества. Как справедливо отмечается в пояснительной записке к законопроекту возможность неограниченного выхода из общества при отсутствии субсидиарной имущественной ответственности участников и обязательного требования о проведении ежегодного аудита делают общество с ограниченной ответственностью наиболее распространенной организационно-правовой формой, используемой для создания "фирм-однодневок" с целью уклонения от налогов.
Учитывая важность цели, которые предполагается достичь указанным законопроектом, его концепция заслуживает внимания и поддерживается.
Вместе с тем, по мнению Комитета предусмотренные пунктом 3 статьи 1 законопроекта условия договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью, следует полностью раскрыть в новой редакции статьи 89 Гражданского кодекса РФ, без установления возможности расширения указанных условий в специальном федеральном законе. В данном случае, поскольку изменения предполагается внести и в кодифицированный акт, нет необходимости установления отсылки к специальному федеральному закону, как это было сделано при принятии части первой Гражданского кодекса РФ в отсутствии специального федерального закона.
Одновременно, следует отметить, что в пункте 21 статьи 2 законопроекта нет необходимости акцентировать внимание на лице, подавшем заявление в суд, которое ко времени подачи указанного заявления утратило статус именно "на законном основании". В данном случае суд при рассмотрении иска участника общества (бывшего участника общества) вправе с учетом всех обстоятельств дела либо защитить права лица, которое было незаконно исключено из состава участников общества либо отказать в удовлетворении иска, если участник ко времени рассмотрения судом дела выбыл из состава участников на законном основании, к примеру, в случае отчуждения своей доли.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении внесенный Правительством РФ проект федерального N 213410-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.