Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 19 октября 2005 г. N вн 2.2-1/3004
по проекту федерального закона N 213410-4 "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации, в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" и Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Изучив представленный законопроект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.
1. Законопроектом (пункт 27, подпункт "б" пункта 28 статьи 2) вносятся изменения в статьи 54 и 55 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", исключающие из числа учредительных документов реорганизуемых обществ с ограниченной ответственностью учредительный договор. Однако, исключая из текста статей 54 и 55 упоминание об учредительном договоре, следует учитывать то обстоятельство, что новые редакции указанных статей не будут предусматривать возможность заключения участниками каждого из обществ, создаваемых в результате разделения, а также участниками выделяемого общества договора, определяющего порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию возникающих в результате реорганизации обществ. Вместе с тем, в статьях 52 и 53 названного Федерального закона (см. пункты 25 и 26 статьи 2 проекта) при реорганизации общества с ограниченной ответственностью в форме слияния или присоединения предусматривается заключение соответственно договора о слиянии или договора о присоединении. В связи с изложенным полагаем, что независимо от формы реорганизации права учредителей вновь создаваемых в результате реорганизации обществ в этой части должны быть одинаковы, тем более что изменениями, вносимыми в статью 12 названного Федерального закона (пункт 5 статьи 2 проекта), из перечня сведений, которые должны содержаться в уставе общества с ограниченной ответственностью, исключаются сведения о размере о номинальной стоимости доли каждого участника общества. При отсутствии законодательного решения данного вопроса в обществах с ограниченной ответственностью, создаваемых в результате разделения или выделения, не будет документа, в котором бы определялся размер доли каждого из учредителей общества. Кроме того, полагаем, что указанные положения статей 52, 53 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" должны быть согласованы с пунктом 5 новой редакции статьи 11 названного Федерального закона (пункт 4 статьи 2 проекта) в части соотнесения предусмотренного им договора об учреждении общества с ограниченной ответственностью с договорами о слиянии и присоединении, о которых идет речь в статьях 52 и 53 указанного Федерального закона.
2. Предлагаемая новая редакция абзаца шестого пункта 6 статьи 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" (см. подпункт "г" пункта 22 статьи 2 проекта) нуждается в согласовании с абзацем вторым пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому обязанность заключить договор может быть предусмотрена только федеральным законом и не может устанавливаться иными нормативными правовыми актами.
3. Обращаем внимание, что согласно статье 4 проекта изменения, вносимые в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью", вводятся в действие с 1 января 2006. При этом в силу последнего абзаца статьи 4 проекта право участника общества в любое время выйти из общества, созданного до вступления в силу предлагаемых проектом изменений, сохраняет силу до 1 июля 2006 года. Однако статья 26 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью", предусматривающая порядок выхода участника из общества, признается утратившей силу с 1 января 2006 года (см. пункт 15 статьи 2 проекта). Таким образом, неясно в каком порядке, каким способом, в какие сроки будет реализовываться право участника общества на выход из него, которое сохраняется до 1 июля 2006 года. В связи с изложенным полагаем необходимым уточнить порядок вступления в силу пункта 15 статьи 2 проекта либо определить в законопроекте порядок выхода участника из общества до 1 июля 2006 года.
4. Законопроект нуждается в доработке с учетом требований Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов, рекомендованных Советом Государственной Думы для использования при осуществлении законопроектной деятельности (выписка из протокола N 187 от 20 ноября 2003 года). Так, в частности, в наименовании законопроекта слова "в Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью" заменить словами "Федеральный закон "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Статью 4 необходимо оформить следующим образом:
Статья 4
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
2. Учредительные документы обществ, созданных до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 июля 2006 года. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона учредительные документы указанных обществ до приведения их в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции настоящего Федерального закона), Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в части им не противоречащей.
3. Учредительные договоры обществ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают... (далее по тексту части) ... по внесению вкладов.
4. Положения Федерального закона от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (в редакции настоящего Федерального закона) о специальных сроках исковой... (далее по тексту) ... их возникновения.
5. Право участника... (далее по тексту части) ... до 1 июля 2006 года.
Иные замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Законопроект также нуждается в редакционной и лингвостилистической доработке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.