Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне от 15 сентября 2005 г. N 72/5.1
на проект федерального конституционного закона N 191569-4 "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального конституционного закона N 191569-4 "О внесении изменений в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроектом предусматривается внести изменения в статьи 7, 15, 22 и 23 Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации", позволяющие наделить военные суды полномочиями по рассмотрению материалов о совершении военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, грубого дисциплинарного проступка.
В настоящее время в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 года N 671 "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" сложилась ситуация при которой из Дисциплинарного устава ВС РФ исключены положения о праве командиров подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте, что крайне негативно отразилось на состоянии воинской дисциплины и преступности в войсках.
Изменения, предлагаемые законопроектом, в полной мере соответствуют положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года, к которой присоединилась Российская Федерация (Федеральный закон от 30 марта 1998 г. "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней"), а также требованиям статьи 22 Конституции Российской Федерации.
Согласно статье 5 указанной Конвенции, содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со статьей 22 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Таким образом, как нормы международного права, так и Конституции Российской Федерации, признают неправильным применение ареста военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению.
Законопроект разработан в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации (п. 3 Указа Президента РФ N 671 от 30.06.02 г.) и призван обеспечить выполнение Конституции Российской Федерации, международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте.
Рассматриваемый проект федерального конституционного закона направлен на создание законодательных основ рассмотрения военными судами материалов о совершении военнослужащим, гражданином, проходящим военные сборы, грубого дисциплинарного проступка.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.М. Заварзин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.