Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества"
Главным мотивом внесения законопроекта явилась ситуация, складывающаяся в большинстве субъектов Российской Федерации, в первую очередь в городах и в крупных населенных пунктах регионов России, в связи с вступлением в силу новой редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предписывающей в срок до 1 января 2009 года осуществить в соответствии с законодательством о приватизации отчуждение всего "коммерческого" муниципального имущества, не предназначенного для реализации органами местного самоуправления законодательно предусмотренных публичных функций и полномочий. Вместе с тем вступившей в силу 26 апреля 2002 года новой редакцией Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" были отменены все льготные способы приватизации, включая и наиболее распространенный в муниципальных образованиях до 2002 года способ приватизации - выкуп арендатором арендуемого государственного или муниципального имущества, позволяющий существовать и развиваться в первую очередь предприятиям малого бизнеса, которые имели возможность постепенно, по мере накопления средств, выкупать арендованное ими имущество. В результате одновременного действия положений упомянутых Федеральных законов большинство таких предприятий, являющихся в течение многих лет добросовестными арендаторами государственного или муниципального имущества и не располагающих необходимыми финансовыми ресурсами для конкуренции на открытых торгах с финансово-промышленными группами и крупными организациями, фактически поставлены на грань выживания, так как в сложившейся ситуации они не в состоянии сохранить за собой арендуемые ими площади, на которых располагаются их производственные подразделения, а органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом "О приватизации государственного и муниципального имущества" не вправе предоставить им какие-либо преимущества при продаже указанных площадей на открытых конкурсах или аукционах. Таким образом, если в самое ближайшее время не предпринять адекватных мер по законодательной поддержке малых предпринимателей при приватизации государственного и муниципального имущества и не обеспечить им преференции по выкупу арендованного имущества, то на местах произойдет существенное сокращение количества малых предприятий, следствием которого станет рост безработицы в связи с увольнением работников этих предприятий, и уменьшение доходной части и без того достаточно "скудных" местных бюджетов по причине сокращения получаемых от малого бизнеса налоговых платежей.
Основанием для разработки законопроекта является необходимость принятия конкретных, в первую очередь законодательных, мер, направленных на создание благоприятных условий развития в нашей стране малого предпринимательства, на чем неоднократно настаивал Президент Российской Федерации и что постоянно декларируется на всех уровнях власти.
Целью законопроекта является оказание адресной государственной поддержки предприятиям малого бизнеса посредством установления для них временной - на период с 1 января 2006 года до 1 января 2009 года - преференции на участие в приватизации, заключающейся в введении на указанный срок специального внеконкурсного способа приватизации - выкупа указанными субъектами арендуемого ими в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества.
Суть предлагаемой новеллы состоит в предоставлении предприятиям малого бизнеса, не имеющим достаточных средств, чтобы на равных конкурировать с более мощными в финансовом отношении структурами на приватизационных конкурсах или открытых по составу участников торгах, возможности приобрести в собственность арендуемое в течение многих лет государственное и муниципальное имущество и тем самым сохранить свой бизнес.
Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в качестве одной из форм поддержки малого бизнеса предусматривает возможность в рамках федеральных целевых программ предоставление субъектам малого предпринимательства права на первоочередной выкуп арендуемых ими объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Однако, несмотря на наличие упомянутого положения, механизм его реализации отсутствует, так как Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества" не допускает использование в процессе приватизации неконкурсных способов продажи недвижимого имущества, а также не содержит норм о праве арендаторов государственного или муниципального имущества, независимо от статуса последних, на первоочередной выкуп арендуемого ими имущества.
Регулирование участия в приватизации субъектов малого предпринимательства должно быть выведено в сферу публично-правовых отношений, что предусмотрено частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, подтверждено пунктом 2 статьи 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", а также согласуется с правовыми нормами пункта второго статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающего возможность наличия множественности законов о приватизации. В этой связи законодательные новеллы представлены в виде отдельного нормативного правового акта, а не в качестве изменения в Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", что позволяет перевести их в сферу публично-правовых отношений и не нарушить стройность законодательства о приватизации. В таком случае нормы законопроекта, устанавливающие определенные преференции для отдельной категории покупателей государственного и муниципального имущества - предприятий малого бизнеса - устанавливаются специальным федеральным законом, нормы которого имеют правовой приоритет над нормами Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Важным аспектом законопроекта является его правовая конкретность и четкость определения субъектов регулируемых правоотношений, позволяющим исключить возможность злоупотребления предоставляемой преференцией. В частности, законопроект распространяется на конкретный закрытый перечень организаций малого бизнеса. Законодательная критериальность определения таких организаций, установление оговорки по сроку продолжительности аренды имущества и ограничение временного периода действия предоставляемой преференции исключают любую возможность расширения закрытого перечня потенциальных претендентов.
Следует отметить, что вступление законопроекта в силу не повлечет за собой недополучения бюджетами всех уровней доходов от приватизации, так как, несмотря на предоставляемые законопроектом преимущества по допуску к приватизации, непосредственно выкуп арендованного имущества будет производиться по его рыночной стоимости. В частности, согласно статистическим данным превышение цены продажи над стартовой ценой при продаже такого имущества на аукционе только в единичных случаях превышает 10 процентов. Кроме того, следует принимать в расчет неучтенный в таких случаях объем денежных средств, ранее вложенных арендаторами в качестве неотделимых улучшений арендуемого имущества и повышающих его стоимость.
Помимо своей главной задачи - государственной поддержки малого бизнеса, - законопроект одновременно облегчает достижение поставленной Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" задачи по приватизации коммерческого муниципального имущества, так как фактически расширяет перечень возможных способов приватизации, а также позволяет муниципальным образованиям реализовать указанное имущество местным предпринимателям, работающим и живущим в конкретном населенном пункте.
Принятие законопроекта "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" станет реальной мерой поддержки частных предпринимателей и безусловно будет способствовать развитию малого бизнеса на местах.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества"
Введение в действие федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключения Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества"
В данной сфере правового регулирования действуют Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Введение в действие федерального закона "Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества" не потребует внесения иных изменений в указанные законодательные акты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.