Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" разработан в целях повышения пенсионного обеспечения граждан, которые внесли наибольший вклад в освоение и развитие районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и по каким-либо причинам покидают эти районы и местности.
Речь идет о лицах, указанных в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которым пенсия назначается ранее достижения общеустановленного возраста: мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
По действующему законодательству всем гражданам, выезжающим за пределы северных регионов, прекращается учет районных коэффициентов при расчете базовой части пенсии. В законопроекте предлагается для указанной выше категории пенсионеров сохранить порядок определения размера базовой части трудовой пенсии с учетом соответствующих установленных Правительством Российской Федерации районных коэффициентов независимо от места их жительства за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Это согласуется с концепцией нормы, установленной статьей 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (абзац 14 пункта 2), а также и с нормами действовавшего до 1 января 2002 года Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Кроме того, в законопроекте предлагается гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и переехавшим на новое место жительства, где к заработной плате установлен районный коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы этих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определять размер базовой части трудовой пенсии с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности).
Предлагаемое повышение базовой части пенсии указанной категории пенсионеров явится по-существу не дополнительным расходом государства, а лишь частичным возвратом того, что в свое время государством было получено от результатов труда этих людей, поскольку все платежи по налогам и пенсионному страхованию пенсионеров осуществлялись с их заработков, учитывающих районные коэффициенты. По непонятным причинам районный коэффициент применяется к пенсиям северян, проживающих в северных районах, как мера, повышающая их прожиточный минимум, а не как законное повышение пенсии за отработанный стаж в северных условиях.
Необходимо особо подчеркнуть значение предлагаемого законопроекта для оздоровления социально-экономического положения северных регионов. Сохранение при выезде за их пределы повышенной с учетом районного коэффициента пенсии позволит устранить психологически оправданное стремление нетрудоспособных людей во избежание потери части пенсии остаться жить в северных регионах, хорошо известно, что содержание и развитие социально-бытовой инфраструктуры в расчете на каждого живущего там человека обходится значительно дороже, чем те относительно небольшие суммы, которые будут выплачиваться в составе пенсии при выезде пенсионеров из этих районов. Одновременно это дало бы возможность в связи с выездом пенсионеров больше привлекать для работы на Севере молодых, энергичных людей с предоставлением им необходимого жилья, высвобождающегося при выезде лиц нетрудоспособного возраста.
Выгоды от этих расходов очевидны.
Таким образом, законопроект является социально оправданным и экономически обоснованным. С его принятием будет частично восстановлена справедливость в отношении людей, которые своим трудом в ущерб здоровью осваивали богатства Севера, за счет которых во многом и сейчас развивается экономика и социальная сфера страны.
Аналогичные предложения вносились законодательными органами ряда северных регионов в период рассмотрения в Государственной Думе вступившего в силу с 1 января 2004 года Федерального Закона от 29 ноября 2003 года N 154-ФЗ "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Сопоставительная таблица
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" | |
Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Статья 14, пункт 4.1 | Статья 14, пункт 4.1 |
Абзац 2 | Абзац 2 с дополнением |
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 1-4 настоящей статьи |
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 1-4, настоящей статьи. При этом гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом соответствующих районных коэффициентов независимо от места жительства этих граждан за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. |
Абзац 3 | Абзац 3 с дополнением |
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. |
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При этом гражданам, указанным в абзаце первом подпункта 6 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона и переехавшим на новое место жительства, где к заработной плате установлен районный коэффициент в меньшем размере, чем по последнему месту работы этих граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, размер базовой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом большего по величине районного коэффициента, чем действующий в данном районе (местности). |
Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" |
|
Действующая редакция | Предлагаемая редакция |
Статья 1, пункт 2 | Статья 1, пункт 2 |
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 1 - 4 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". |
При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктами 1 - 4.1 статьи 14, пунктами 1 и 2 статьи 15, пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". |
Статья 1, пункт 3 | Статья 1, пункт 3 |
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. |
При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, размер базовой части трудовой пенсии определяется в соответствии с пунктом 4.1 статьи 14, пунктом 2.1 статьи 15, пунктом 1.1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации. |
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Численность пенсионеров, проработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и выехавших из этих районов, по состоянию на 1 января 2005 года (данные Пенсионного фонда РФ) |
608 тыс.чел. |
Размер базовой части трудовой пенсии с учетом индексации с 01.08.2005: - без применения районного коэффициента, централизованно установленного к заработной плате рабочих и служащих - с применением районного коэффициента (1,5 средний коэффициент) |
954 рубля 1431 рубль |
Средний размер увеличения пенсии | 477 рублей |
Дополнительные расходы на реализацию законопроекта в расчете на: месяц (477 руб. х 608 тыс.чел.) год (290 млн.руб. х 12) |
290 млн. руб. 3480 млн. руб. |
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и которые необходимо принять в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об увеличении базовой части трудовой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" не потребует признания утратившими силу, отмены, изменения, дополнения или принятия иных нормативно-правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.