В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Указанный законопроект направлен на совершенствование военно-уголовного законодательства, и в целом его концепция поддерживается.
Вместе с тем по законопроекту имеются следующие замечания и предложения:
1. Законопроект предусматривает, что статья 81 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) дополняется частью третьей, согласно которой военнослужащий, отбывающий наказание в виде ареста, освобождается от дальнейшего отбывания наказания при признании его ограниченно годным или негодным к военной службе. Кроме того, законопроектом предусматривается дополнить УК РФ статьей 81.1, согласно которой военнослужащий, отбывающий наказание в виде ареста, освобождается от дальнейшего отбывания наказания в случае увольнения по иным предусмотренным законодательством Российской Федерации основаниям. Тем самым устанавливается приоритет отношений, связанных с прохождением военной службы, над уголовно-правовыми и уголовно-исполнительными отношениями. Это противоречит статье 3 УК РФ, согласно которой лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Кроме того, предлагаемые изменения в УК РФ не соответствуют сложившейся практике правового регулирования отношений, связанных с особенностями прохождения военной службы военнослужащими, осужденными за совершение преступлений. Так, например, согласно пункту 29 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, во время отбывания ареста осужденный военнослужащий не может быть уволен с военной службы за исключением случаев признания его негодным к военной службе по состоянию здоровья.
2. Часть первая предлагаемой статьи 328-1 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за уклонение от призыва на военную службу по мобилизации в мирное время. Однако в соответствии со статьей 1 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" относительно мирного времени можно говорить только о мобилизационной подготовке. Мобилизация - это комплекс мероприятий по переводу экономики и военной организации государства на режим функционирования в условиях военного времени. В статье же 328-1 УК РФ идет речь о мобилизации как в мирное, так и в военное время, что не соответствует указанному выше Федеральному закону.
3. Законопроектом предусматривается дополнить УК РФ статьями 352-1 и 352-2, устанавливающими уголовную ответственность за разглашение военной тайны и за утрату документов, составляющих военную тайну. Однако в Федеральном законе "О государственной тайне" содержится понятие "сведения, составляющие государственную тайну в военной области", а термин "военная тайна" отсутствует. Нет такого понятия и в Перечне сведений конфиденциального характера, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188.
4. Требуют уточнения ряд терминов и понятий, используемых в законопроекте, толкование которых в действующем российском законодательстве отсутствует: "боевая обстановка" (статьи 332 - 335, 336-1 - 336-2, 336-4, 338 - 342, 344 - 352-3), "военные силы" (статья 352-3), "поле сражения" (статья 352-4).
5. Статьи 352-5 и 352-6 новой редакции раздела XI УК РФ не в полной мере согласуются с положениями Женевской конвенции об обращении с военнопленными от 12 августа 1949 г., в которой определен правовой статус военнопленных и не проводится различия между военнопленными, попавшими в плен вне их воли, и военнопленными, сдавшимися в плен добровольно. Кроме того, представляется весьма затруднительной процедура доказывания указанных деяний, в том числе в связи с правовой неопределенностью понятий "трусость", "добровольное участие".
6. Требует уточнения состав преступления, предусмотренного статьей 352-4 новой редакции раздела XI УК РФ, а также нуждается в дополнительном обосновании криминализация деяний, предусмотренных статьями 336-5 и 352-3 проекта.
7. Статья 352-7 новой редакции раздела XI УК РФ квалифицирует мародерство как похищение на поле боя вещей, находящихся при убитых и раненых. Данное определение несколько заужено и не охватывает все случаи проявления мародерства, что позволит избежать уголовной ответственности отдельным военнослужащим, совершившим данное деяние. Исходя из норм международного права, мародерство представляет собой разграбление общественной и частной собственности, совершенное военнослужащими в боевой обстановке или в условиях военного времени.
Кроме того, статьи 74 и 79 законопроекта требуют уточнения в целях более полной реализации принципа справедливости, согласно которому меры, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Формулировка некоторых положений законопроекта (например, "приведение военного имущества в негодное для использования или эксплуатации состояние иным способом") не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым Конституционным Судом Российской Федерации к правовым нормам, поскольку неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание и порождает противоречивую правоприменительную практику.
Эти и ряд других замечаний, не учтенных в новой редакции законопроекта, были изложены в официальном отзыве Правительства Российской Федерации на предыдущую редакцию законопроекта от 30 сентября 2004 г. N 4705п-П4.
Правительство Российской Федерации могло бы поддержать данный законопроект при условии его доработки до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 24 октября 2005 г. N 3384п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 130883-3 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.А. Сигуткиным, Н.М. Безбородовым и В.В. Чайкой"
Текст письма официально опубликован не был