Пояснительная записка
к проекту Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта"
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" подготовлен в соответствии и во исполнение Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений".
Необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями при эксплуатации опасных объектов, продиктована высоким уровнем опасности таких аварий для жизни, здоровья и имущества людей, большими размерами причиняемого материального ущерба. Создание специальной системы обязательного страхования в сфере эксплуатации опасных объектов продиктовано также опытом государственного регулирования опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений большинства зарубежных стран и в Российской Федерации.
Принятие данного закона, кроме того, позволит осуществлять четкое правовое и экономическое регулирование в области защиты прав населения и организаций, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах, а также существенно снизить риск и размеры бюджетных затрат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае таких аварий, компенсацию вреда, причиняемого потерпевшим.
Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 935) устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других. Аналогичная норма содержатся# и в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При этом указанный Закон устанавливает положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования.
В целях реализации указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" предлагаемым законопроектом устанавливаются:
условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;
субъекты обязательного страхования, которые участвуют в осуществлении этого вида страхования;
понятие страхового случая для этого вида страхования;
характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования;
принципы определения и размер страховой суммы;
принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов и коэффициентов к ним;
порядок заключения договора страхования, основные обязанности страхователя и страховщика;
порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты;
условия прекращения договора страхования.
Предусматриваемое законопроектом обязательное страхование позволяет не только реально защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной политики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.
При определении размера страховой суммы учитывается величина возможного вреда, которая устанавливается на основании специального расчета. Вред, подлежащий возмещению по каждому страховому случаю по договору обязательного страхования, ограничивается установленным верхним пределом страховой суммы по договору обязательного страхования. В законопроекте приводятся минимальные значения страховых сумм, которые обеспечат необходимый уровень компенсации в случае причинения вреда каждому потерпевшему физическому и юридическому лицу.
Страховать свою гражданскую ответственность обязаны все владельцы опасных объектов - юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче опасного объекта и т.п.) и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.
Страховая выплата осуществляется страховщиком при наступлении страхового случая, который определен в законопроекте как установленный факт наступления гражданской ответственности страхователя за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта, произошедшей в период действия договора обязательного страхования. При этом установление страхового случая возможно как на основании судебного решения, так и на основании собственного решения страховщика, согласованного им с органом, осуществляющим государственный надзор за безопасностью опасного объекта, и уполномоченным федеральным органом.
Страховая выплата определена для физического лица: при причинении вреда жизни и здоровью - 300 тысяч рублей; при причинении вреда имуществу - 180 тысяч рублей; при нарушении условий жизнедеятельности - 100 тысяч рублей; для юридического лица - в пределах страховой суммы в размере действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества.
Законопроектом устанавливаются конкретные сроки, в которые должны быть произведены требуемые действия по установлению страхового случая, определению и выплате страховых возмещений потерпевшим.
Законопроектом предусмотрено, что правила обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, страховые тарифы по обязательному страхованию, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Законопроект устанавливает возможность формирования страховщиками фонд предупредительных мероприятий в целях предупреждения аварий на опасных объектах, снижения вероятности причинения вреда третьим лицам.
Принятие предлагаемого законопроекта позволит реально решить проблему возмещения вреда, причиняемого жизни, здоровью и имуществу граждан и организаций. Создаст оперативную и эффективную систему защиты жертв от аварий на опасных объектах.
Финансово-экономическое обоснование
проекта Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта"
В Российской Федерации 45 тысяч опасных объектов различного типа и различной формы собственности. Из них только в промышленности более - 8000 взрывоопасных и пожароопасных объектов. В России эксплуатируется около 150 тыс. км. магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтепроводов и 25 тыс. км продуктопроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км. На территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов. Имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд. м3. На предприятиях топливно-энергетического комплекса в эксплуатации находятся 350 комплексов гидротехнических сооружений, в том числе более 100 гидроэлектростанций, создающих и обслуживающих наиболее крупные водохранилища России. В Минтрансе России общее количество гидротехнических сооружений, используемых для обеспечения судоходства, составляет более 700. В Минсельхозе России эксплуатируется более 200 гидротехнических сооружений преимущественно I и II классов, создающих при авариях чрезвычайные ситуации.
В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) проживает около 80 млн. человек, т.е. 55% населения страны. Численность городского населения составляет почти 75% общей численности населения страны. При этом только 15% граждан проживают на территории, на которой нет опасных объектов. Ежегодные потери от чрезвычайных ситуаций в городах составляют 800-1000 человек.
Большую опасность представляют аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.
В 1993 - 2000 г.г. на территории Российской Федерации произошло 10 527 чрезвычайных ситуаций, в том числе от общего количества: локальных - 63,8%, местных - 22%, территориальных - 13,4%, региональных - 0,4%, федеральных - 0,29%, трансграничных - 0,01%.
Материальный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями, по заявленным данным федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, только в 2000 г. составил около - 24,8 млрд. рублей, в том числе от чрезвычайных ситуаций техногенного характера - 1,4 млрд. руб., чрезвычайных ситуаций природного характера - 23,3 млрд. руб., биолого-социальных чрезвычайных ситуаций - 0, 097 млрд. руб.
Аварии на опасных объектах ежегодно в России причиняют вред здоровью 200 тыс. человек, а гибнет в результате аварий и катастроф порядка тысячи человек (Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. - М.: АСТ-ЛТД, 1997 г.). Ущерб от ЧС в год достигает 6-7% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.
Умеренный прогноз ВВП на 2005 год дает сумму ВВП в 37 267 млрд. руб. В этом случае ущерб от аварий и катастроф может составить 2 236 млрд. руб. Необходимо заметить, что в эту сумму входит ущерб, как от техногенных аварий, так и от природных катастроф.
При этом по данным МЧС в связи с тем, что физическое старение и износ основных средств производства в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достигло 70%, средний годовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) составляет:
- по числу погибших людей - 4,3% в год;
- по числу потерпевших - 8,6% в год;
- по имущественному ущербу физическим и юридическим лицам - 10,4% в год.
Расчет ожидаемого ущерба от техногенных катастроф
По данным МЧС ("Предотвращение и ликвидация катастроф" N 1-2, 2001, стр. 9-10):
- трансграничные катастрофы происходят с периодом 30-40 лет и наносят ущерб 10-100 млрд. руб.;
- федеральные - с периодом 10-15 лет и ущербом 1-10 млрд. руб.;
- региональные - с периодом 1-5 лет и ущербом 0,1-1 млрд. руб.;
- территориальные с периодом 1-6 месяцев и ущербом 10 - 100 млн. руб.;
- местные - с периодом 1-30 дней и ущербом 10 млн. руб.
Среднеожидаемое количество катастроф в год составляет 1000.
Таким образом, в среднем за год происходит: 1 федеральная, 4 региональные, 25 территориальных и 172 местных и 798 локальных аварий.
По данным МЧС за 2004 год в России произошло 863 техногенные катастрофы. Из них: 723 локальных, 124 местных, 14 территориальных и 2 региональных.
Страховые суммы в договоре обязательного страхования устанавливаются на основании расчета возможного ущерба:
а) 14,8 млн.руб. - для опасных объектов, авария на которых может привести к возникновению локальной чрезвычайной ситуации;
б) 54 млн.руб. - для опасных объектов, авария на которых может привести к возникновению местной чрезвычайной ситуации;
в) 290 млн.руб. - для опасных объектов, авария на которых может привести к возникновению территориальной чрезвычайной ситуации;
г) 340 млн.руб. - для опасных объектов, авария на которых может привести к возникновению региональной чрезвычайной ситуации;
д) 1 700 млн.руб. - для опасных объектов, авария на которых может привести к возникновению федеральной чрезвычайной ситуации.
Следовательно, средняя ежегодная сумма ущерба может составить:
(1 700 + 340 х 4 + 290 х 25 + 54 х 172 + 14,8 х 798) млн. руб. = 31 408 млн. руб.
Расчет величины страховой премии.
1. Опасные производственные объекты.
Кол - во объектов |
Тариф (%) | страховая сумма (млн. руб.) |
Страховая премия с одного объекта (млн. руб.) |
Страховая премия со всех объектов (млн. руб.) |
|
Объекты, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
201,00 | 0,202 | 1700 | 3,434 | 690,234 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
1 408,00 | 0,202 | 340 | 0,6868 | 967,014 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
9 856,00 | 0,191 | 290 | 0,5539 | 5 459,238 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
68 992,00 | 0,169 | 54 | 0,09126 | 6 296,210 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению локальной катастрофы |
119 543,00 | 0,127 | 14,8 | 0,018796 | 2 246,930 |
Итого | 15 659,626 |
В соответствии со статистическими данными ("Российский статистический ежегодник", Государственный комитет по статистике, 2003 г.), в государственной собственности находится 4,1% промышленных предприятий, 6,2% промышленных предприятий находятся в муниципальной собственности, остальные 89,7 промышленных предприятий имеют иные формы собственности. Исходя из этих данных, определяем размер бюджетных средств, которые необходимо затратить на страхование опасных производственных объектов:
Страховая премия, подлежащая уплате за опасные производственные объекты, находящиеся |
||
в государственной собственности (млн. руб.) |
в муниципальной собственности (млн. руб.) |
|
4,10% | 6,20% | |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
28,299 | 42,79 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
39,647 | 59,95 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
223,828 | 338,47 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
258,144 | 390,37 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению локальной катастрофы |
92,124 | 139,31 |
Итого: | 642,045 | 970,897 |
Таким образом, расходы бюджета на обязательное страхование опасных производственных объектов составят 1 612,941 млн. руб. в год.
2. Гидротехнические сооружения
Кол - во объектов |
Тариф (%) |
страховая сумма (млн. руб.) |
Страховая премия с одного объекта (млн. руб.) |
Страховая премия со всех объектов (млн. руб.) |
|
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
250,00 | 0,230 | 1700 | 3,91 | 977,500 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
1 500,00 | 0,180 | 340 | 0,612 | 918.000 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
9 000,00 | 0,130 | 290 | 0,377 | 3 393,000 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
9 250,00 | 0,100 | 54 | 0,054 | 499,500 |
Итого | 5 788,000 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к федеральных# катастрофе, представляют из себя, в основном плотины крупных электростанций либо аналогичные им сооружения и находятся они в государственной собственности. Распределение всех остальных сооружений по формам собственности аналогично распределению промышленных объектов.
Страховая премия, подлежащая уплате за опасные производственные объекты, находящиеся |
||
в государственной собственности (млн. руб.) |
в муниципальной собственности (млн. руб.) |
|
4,10% | 6,20% | |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
977,50 | 0 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
37,638 | 56,92 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
139,113 | 210,37 |
Гидротехнические сооружения, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
20,48 | 30,97 |
Итого: | 1 174,731 | 298,251 |
Следовательно, расходы бюджета на обязательное страхование гидротехнических сооружений составят 1472,982 млн. руб. в год.
3. Автозаправочные и газонаполнительные станции.
Автозаправочные и газонаполнительные станции представляют из себя опасные объекты, приводящие к возникновению местной чрезвычайной ситуации, поэтому:
Кол-во объектов |
Тариф (%) |
страховая сумма (млн. руб.) |
Страховая премия с одного объекта (млн. руб.) |
Страховая премия со всех объектов (млн. руб.) |
|
Автозаправочные и газонаполнительные станции, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
32 750,00 | 0,2120 | 54 | 0,11448 | 3 749,220 |
Итого | 3 749,220 |
Распределение автозаправочных и газонаполнительных станций по формам собственности аналогично распределению промышленных объектов.
Страховая премия, подлежащая уплате за опасные производственные объекты, находящиеся |
||
в государственной собственности (млн. руб.) |
в муниципальной собственности (млн. руб.) |
|
4,10% | 6,20% | |
Автозаправочные и газонаполнительные станции |
153,718 | 232,452 |
Следовательно, расходы бюджета на обязательное страхование автозаправочных и газонаполнительных станций составят 386,170 млн. руб. в год.
Баланс доходов и расходов
С учетом вышеизложенного, получены следующие результаты экономической эффективности от введения Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов":
1. Общий сбор годовой страховой премии на данное обязательное страхование в 2006 г. составит 25 196,85 млн. руб. в год.
2. Расходы бюджета, связанные с уплатой взносов по обязательному страхованию за предприятия, находящиеся в государственной и муниципальной собственности - 3 472,093 млн. руб.
3. Включение отчислений на обязательное страхование гражданской ответственности организаций прочих форм собственности в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя уменьшит налоговых поступлений в бюджет 2006 г. на величину 25 196,85 х 24% = 6 047,243 млн. руб.
4. Общий экономический эффект в 2006 г. составит 33 676,116 млн. руб., который будет формироваться в результате следующих факторов эффективности:
4.1. компенсации ущерба гражданам и предприятиям по страховым случаям, которые будут осуществлять страховые компании за счет страховых резервов и без участия государственного бюджета - 31 408,40 млн. руб.;
4.2. Прогнозируемая оценка дополнительных налоговых платежей в бюджет, которая поступит от страховых компаний по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда населению и имуществу граждан и юридических лиц, а также окружающей природной среде при эксплуатации опасного объекта, составит уже в первый 2006 г. вступления данного Федерального Закона в силу не менее 2 267,716 млн. руб.
5. Общая сумма расходов бюджета в связи с принятием законопроекта:
3 472,093 млн. руб. + 6 047,243 млн. руб. = 9 519336 млн. руб.
6. Прогнозируемая экономическая эффективность от обязательного страхования составит: 31 408,40 / 9 519,336 = 3,538. Это означает, что один рубль затрат позволит получить годовую экономию более трех с половиной рублей.
Вывод:
Принятие Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" является важнейшим направлением решения государственной социальной проблемы сохранения жизни, здоровья и имущества людей.
При этом возникают следующие дополнительные факторы социальной экономической эффективности:
1. Оперативная и эффективная защита жертв (граждан и предприятий) от аварий на опасных объектах. Пострадавшие в результате аварии получат оперативно соразмерную материальную компенсацию от Страховщика.
2. Снижение нагрузки на государственный бюджет, т.е. государственной системы социального обеспечения (обязательное медицинское страхование; социальное страхование; различные социальные фонды), что приведет к снижению налогового бремени и, наконец, опосредовано, к снижению цен за товары (работу, услуги). И одновременно будут возмещаться услуги государственных и муниципальных больниц и на оказание первой помощи пострадавшим.
3. Создание новых рабочих мест (за счет увеличения объема страхования и других инфраструктур в этой области: оценщики, аудиторы, ремонтные службы, эксперты, страховые агенты, страховые брокеры, сюрвейеры, компьютерные программы и необходимые специалисты для этого).
4. Процент обновления оборудования и технической оснащенности опасных объектов резко увеличится за счет целевых средств Страховщика по управлению рисками и предупреждению страховых событий, что эффективно повлияет на рентабельность предприятий, эксплуатирующих опасные объекты. Это приведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет за счет данного вида страхования.
5. Огромный косвенный экономический и социальный эффект за счет улучшения экологической обстановки в стране и в результате этого повышение качества и экологической безопасности товаров (работ, услуг), что повлияет на здоровье нации и конкурентоспособность российской продукции.
Экономическое обоснование размеров тарифных ставок по обязательному опасных объектов
Методика расчета
Расчет проведен в соответствии с Методикой (I) расчета тарифных ставок, утвержденной распоряжением Федеральной службы Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью от 08 июля 1993 года N 02-03-36.
1. Брутто-ставка - это ставка страхового взноса с единицы страховой суммы. Брутто-ставка состоит из нетто-ставки и нагрузки.
Нетто-ставка - это часть страхового тарифа, предназначенная для обеспечения текущих страховых выплат по договорам страхования.
Нагрузка - часть страхового тарифа, предназначенная для покрытия затрат на проведение страхования и создание резерва предупредительных мероприятий.
2. Нетто-ставка Т_n состоит из основной части Т_о и рисковой надбавки Т_р:
Т = Т + Т,
n o p
Основная часть обеспечивает выплаты в обычном для предыдущих лет размере.
Основная часть нетто-ставки рассчитывается по формуле
S
b
Т = 100 х ----- х q,
o S
где q - вероятность наступления страхового случая,
S
b
---- - отношение среднего страхового возмещения к средней страховой
S страховой сумме.
Рисковая надбавка дает дополнительную гарантию Страховщику, если число страховых случаев превышает среднестатистический уровень, и обеспечивает выплаты Страхователям в каждом конкретном году. Необходимость включения рисковой надбавки в нетто-ставку связана с тем, что в неблагоприятные годы основной части нетто-ставки будет недостаточно для выполнения Страховщиком своих обязательств, а рисковая надбавка создает определенный запас прочности для Страховщика.
Рисковая надбавка рассчитывается по формуле
1 - q
Т = 1,2 х альфа(гамма) х Т х кв.корень -------,
р о nq
где n - предполагаемое число заключаемых договоров,
альфа(гамма) - коэффициент, зависящий от необходимой гарантии
безопасности гамма.
Значение коэффициента альфа(гамма) берется из следующей таблицы:
гамма | 0,84 | 0,90 | 0,95 | 0,98 | 0,9986 |
альфа(гамма) | 1,0 | 1,3 | 1,645 | 2,0 | 3,0 |
3. Брутто-ставка вычисляется по формуле
T
n
T = ----------- x 1ОО(руб.),
б 100 - f
где f % - доля нагрузки в общей тарифной ставке.
Расчет тарифных ставок
В качестве исходной информации для расчета тарифов по страхованию гражданской ответственности эксплуатирующих организаций и собственников гидротехнических сооружений использованы статистические данные, представленные в книге И.Н. Иващенко "Инженерная оценка надежности грунтовых плотин" М.: Энергоатомиздат. 1993, Справочнике "Водохранилища СССР" М., 1988 г. (для служебного пользования), информационном бюллетене МЧС "Предотвращение и ликвидация катастроф" N 1, 2 2001 г., сборники "О страховании", 1999-2000 гг., "Практика страхования. Хроника происшествий", изд. "ЗАО Бизнес-Сервис", 1999-2000 гг., а также статистические данные, представленные ОАО "Институт Гидропроект", ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружений", Научно-технический центр по безопасности гидротехнических сооружений электроэнергетической отрасли "ОАО ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева".
Исходные данные и расчет базовых тарифных ставок по страхованию на один год (в % от страховой суммы).
Гарантия безопасности (гамма) принята на уровне 95%, следовательно, коэффициент альфа(гамма) =1,645.
Доля нагрузки в структуру брутто-ставки составляет 25%.
Вероятность наступления страхового случая рассчитывалась по формуле
N
аварий
q = ------------ (1)
N
объектов
Где q - вероятность наступления страхового случая
N - число объектов, авария на которых может привести к тому
объектов или иному типу катастрофы.
N - среднее количество аварий на этих объектах в год
аварий
1. Опасные производственные объекты:
По данным Госгортехнадзора количество опасных производственных объектов составляет порядка 200 000 единиц.
По данным МЧС количество опасных производственных объектов, авария на которых может привести к федеральной или региональной катастрофе составляет 1609 единиц.
По тем же данным количество объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе в 6,5 - 7 раз больше количества объектов, авария на которых может привести к федеральной катастрофе. Аналогичное соотношение между количеством объектов, авария на которых может привести к территориальной катастрофе, и количеством объектов, авария на которых может привести к региональной катастрофе и т.д.
Соответствующие данные представлены в следующей таблице:
Количество объектов | Количество аварий в год |
|
Объекты, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
201,00 | 1 авария в 10-15 лет |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
1 408,00 | 1 авария в 1 -5 лет |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
9 856,00 | 70-72 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
68 992,00 | 8-9 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению локальной катастрофы |
119 543,00 | 140-141 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению территориальн ой катастрофы |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению локальной катастрофы |
|
Вероятность страхового случая, q |
0,0000950 | 0,0004450 | 0,0008750 | 0,0010350 | 0,00118 |
Убыточность страховой суммы, Sb/S |
0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 | 0,7 |
Основная нетто-ставка, Т_о (%) |
0,00672 | 0,03200 | 0,05600 | 0,06650 | 0.07700 |
Планируемое количество договоров, n |
100 | 700 | 2000 | 5000 | 65000 |
Гарантия безопасности, гамма |
95% | 95% | 95% | 95% | 95% |
Коэффициент альфа(гамма) |
1,645 | 1,645 | 1,645 | 1,645 | 1,645 |
Рисковая надбавка(%) |
0,14473 | 0,11935 | 0,08736 | 0,06020 | 0,01797 |
Нетто-ставка (%) |
0,15145 | 0,15135 | 0,14336 | 0,12670 | 0.09497 |
Доля нагрузки в структуре тарифа (%) |
20% | 20% | 20% | 20% | 20% |
Брутто-ставка (%) |
0,202 | 0,202 | 0,191 | 0,169 | 0,127 |
2. Гидротехнические сооружения.
Вероятности прорыва плотины гидротехнического сооружения представленные в книге И.Н. Иващенко "Инженерная оценка надежности грунтовых плотин" М.: Энергоатомиздат. 1993 и Справочнике "Водохранилища СССР" М, 1988 г. (для служебного пользования), а также предоставлены ОАО "Институт Гидропроект", ОАО "Научно-исследовательский институт энергетических сооружении", Научно-технический центр по безопасности гидротехнических сооружений электроэнергетической отрасли "ОАО ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева".
Размер катастрофы в случае аварии на гидротехническом сооружении жестко связан с классом этого сооружения, т.е. прорыв плотины 1-го класса приводит к возникновению федеральной катастрофы и т.д.
Количество объектов | Количество аварий в год |
|
Объекты, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы |
250,00 | Оценка вероятности аварии по этим объектам приведена по данным расчетов оценки прочности плотин |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению региональной катастрофы |
1500,00 | Оценка вероятности аварии по этим объектам приведена по данным расчетов оценки прочности плотин |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению территориальной катастрофы |
9 000,00 | 2-5 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы |
9 252,00 | 2-5 |
Объекты, авария на которых может привести к возникновению локальной катастрофы |
140-141 |
Класс ГТС: | 1 | 2 | 3 | 4 |
Вероятность страхового случая, q |
0,00027 | 0,00028 | 0,00035 | 0,00035 |
Убыточность страховой суммы, Sb/S |
0,8 | 0,8 | 0,7 | 0,7 |
Основная нетто-ставка, То (%) | 0,01920 | 0,02000 | 0,02100 | 0,02100 |
Планируемое количество договоров, n |
250 | 500 | 1000 | 2000 |
Гарантия безопасности, гамма | 95% | 95% | 95% | 95% |
Коэффициент альфа(гамма) | 1,645 | 1,645 | 1,645 | 1,645 |
Рисковая надбавка (%) | 0,1547 | 0,1117 | 0,0757 | 0,0535 |
Нетто-ставка (%) | 0,174 | 0,132 | 0,097 | 0,075 |
Доля нагрузки в структуре тарифа (%) |
20% | 20% | 20% | 20% |
Брутто-ставка (%) | 0,230 | 0,180 | 0,130 | 0,100 |
Следующие опасные объекты, подпадающие под действие закона, принадлежат к объектам, авария на которых может привести к возникновению местной или локальной катастрофы. Поэтому, при расчете тарифных ставок не проводилось разбиения по категориям опасных объектов.
3. Автозаправочные и газонаполнительные станции
По данным, приведенным в статье "Сколько АЗС нужно городу" (сайт аи92.ш) приведенные данные об отношении числа автомобилей к числу заправочным станций (различным видом топлива) - 916. Поскольку в Российской Федерации зарегистрировано 30 000 000 единиц автотехники, то количество заправочных станций составляет 32 750 единиц.
Аварии на автозаправочных и газонаполнительных станциях могут приводить исключительно к возникновению местной и локальной катастроф.
Число аварий на автозаправочных и газонаполнительных станциях - 32
32 -3
Вероятность страхового случая = ------- = 10
32750
Вероятность страхового случая, q | 0,001 |
Убыточность страховой суммы, Sb/S | 0,9 |
Основная непоставка, То (%) | 0,08280 |
Планируемое количество договоров, n | 5000 |
Гарантия безопасности, гамма | 95% |
Коэффициент альфа(гамма) | 1,645 |
Рисковая надбавка (%) | 0,07617 |
Нетто-ставка (%) | 0,15897 |
Доля нагрузки в структуре тарифа (%) | 20% |
Брутто-ставка (%) | 0,21200 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта"
Принятие федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.