Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16, 18, 25.1, 26, 27, 29 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Советом при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 15 декабря 2003 года (протокол N 18) принята Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе, в которой предложены комплексные решения по устранению противоречий в законодательных актах о недвижимости и по совершенствованию правового регулирования оборота недвижимого имущества.
Заложенные в Концепции идеи и предложения уже нашла воплощение в Жилищном кодексе Российской Федерации, в ряде принятых федеральных законов, направленных на развитие ипотечного кредитования приобретения и строительства жилья.
В Концепции (§ 3 Раздела III), в частности, также предлагается введение нового нотариального действия, заключающегося в передаче нотариусом нотариально удостоверенного договора и документов, удостоверяющих его исполнение, регистрирующему органу для государственной регистрации перехода права на недвижимое имущество и получении им документов, свидетельствующих о регистрации, при наличии на то волеизъявления сторон сделки.
Предлагаемый проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с участием нотариуса содержит предложения по совершенствованию правового регулирования регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и направлен на комплексную реализацию Концепции развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе.
В связи с развитием рынка недвижимости существующий порядок передачи документов для государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предусматривающий, по общему правилу, подачу заявлений о регистрации всеми сторонами сделки, создает определенные неудобства как для регистрирующих органов - постоянный поток большого количества граждан, финансовые затраты, связанные с размещением в зданиях органов регистрации этих граждан, отвлечение сотрудников от выполнения их непосредственных обязанностей в связи с обращениями граждан по различным вопросам, так и для граждан - трата длительного времени на подачу заявления о регистрации, порождаемые большими очередями, моральные издержки, необходимость поиска третьих лиц, которые за плату согласились бы представлять интересы сторон в регистрирующем органе.
Чаще всего это бывают представители риэлторских организаций, добросовестность и ответственность которых ничем не подтверждена, особенно сейчас, когда лицензирование риэлтерской деятельности ликвидировано.
Абсолютное большинство граждан понимает, что участие нотариуса в передаче документов для регистрации сделки с недвижимостью обеспечивает как реальную защиту прав граждан, так и реальную гарантию последующего спокойного пользования этой недвижимостью, а при необходимости и реальную защиту своих прав в суде.
Кроме того, нет логики в том, что нотариусам законом разрешено удостоверять сделки с недвижимостью, а передавать документы для регистрации в регистрирующий орган - нет.
Оплата помощи нотариуса в передаче документов сделки на регистрацию и получение зарегистрированных документов войдет в категорию "иного вида нотариальных действий", что в настоящее время в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации "О нотариате" составляет 100 рублей, что явно не обременительно и во много раз ниже сумм требуемых посредническими фирмами за это действие.
Предлагаемый законопроект позволит существенно сократить временные, материальные и моральные затраты физических и юридических лиц, связанные с государственной регистрацией перехода прав на недвижимое имущество, защитить на профессиональном уровне интересы сторон сделки на стадии регистрации прав на недвижимое имущество, разгрузить деятельность регистрирующих органов, что несомненно будет способствовать расширению рынка недвижимости.
Содержащиеся в законопроекте предложения успешно применяются в международной европейской практике в странах, применяющих систему регистрации прав на недвижимое имущество например, Испания, Италия, Германия, Франция, Швейцария и ряде других государств. Кроме того, предлагаемый порядок передачи документов для регистрации прав на недвижимое имущество не являются обременительным для юридических и физических лиц, поскольку предусматривает право выбора этих лиц прибегнуть к помощи нотариуса или использовать существующий порядок передачи документов для указанной регистрации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16, 18, 25.1, 26, 27, 29 федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16, 18, 25.1, 26, 27, 29 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16, 18, 25.1, 26, 27, 29 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 16, 18, 25.1, 26, 27, 29 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Депутат Государственной Думы |
И.И. Саввиди |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.