Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
В последние годы на предприятиях оборонной промышленности в районах Крайнего Севера (в городе Северодвинске Архангельской области и в Мурманской области) складывается крайне неблагоприятная кадровая ситуация, связанная со значительным ухудшением демографической и миграционной обстановки.
В настоящее время на судостроительных и судоремонтных федеральных государственных унитарных предприятиях города Северодвинска сложилось критическое положение с укомплектованностью квалифицированными кадрами практически по всем основным специальностям и профессиям, что ставит под угрозу срыва выполнение государственного оборонного заказа и реализацию Государственной программы вооружения.
Причинами такой ситуации являются крайне неблагоприятная демографическая обстановка в городе, его географическое положение и, как следствие, отсутствие притока рабочей силы из других регионов в район Крайнего Севера из-за низкой заработной платы и отсутствия жилья.
В течение последних пятнадцати лет на предприятия города Северодвинска принимаются на работу только жители города.
Прием новых молодых рабочих кораблестроительных специальностей минимален, а численность работников в возрасте до 27 лет составляет не более 15% от общей численности работающих на предприятиях. Численность работников предельного трудоспособного возраста, в том числе работающих пенсионеров, превышает 30% от общей численности работников и продолжает расти.
Трудовые коллективы предприятий города стареют (каждый пятый работник - пенсионер).
Базовые училища предприятий Государственного российского центра атомного судостроения готовят уникальных квалифицированных широкопрофильных специалистов по основным рабочим специальностям.
Прогноз поступления выпускников девятых классов школ в профессиональные училища города Северодвинска отражает тенденцию к резкому снижению численности учащихся: в 2003 году фактическое поступление в указанные училища составило 1227 человек, в 2004 году - 1097 человек, в 2005 году - 978 человек, планируемое поступление на 2006 год - 805 человек, прогноз на 2007 год -100 человек.
В то же время всего около 40% молодых рабочих, окончивших базовые училища, техникумы, после военной службы возвращаются на предприятия, а большая часть молодых специалистов устраиваются на работу в различные негосударственные (коммерческие) организации. Это ведет к росту дефицита квалифицированного кадрового потенциала на предприятиях оборонного значения. Необходимо отметить, что молодые рабочие, проходящие службу в Вооруженных силах РФ, теряют квалификацию, полученную в училищах, что приводит к неэффективности использования государственных средств на подготовку кадров и потере потенциала квалифицированных рабочих.
Одним из важных направлений кардинального изменения сложившейся ситуации является предоставление возможности выпускникам базовых училищ и техникумов предприятий оборонной промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера, прохождения альтернативной гражданской службы на базовых предприятиях.
Если учесть, что в учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования города Северодвинска ежегодно выпускаются более 500 рабочих основных профессий, то после принятия дополнения в Федеральный закон примерно 400 выпускников (75 - 80%) будут проходить альтернативную гражданскую службу, продолжая работу на своих предприятиях, следовательно, можно прогнозировать ежегодное увеличение численности квалифицированных рабочих на предприятиях города.
Внесение дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" значительно улучшит кадровую ситуацию на предприятиях оборонной промышленности, расположенных в районах Крайнего Севера.
В случае непринятия дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" федеральные государственные унитарные предприятия столкнутся с серьезным дефицитом кадрового состава, последствия которого для этих предприятий во многом необратимы.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не потребует дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
В соответствии с частью третьей статьи 104 Конституции Российской Федерации и статьей 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на указанный законопроект не требуется заключение Правительства Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе"
Принятие федерального закона "О внесении дополнений в статьи 2 и 4 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Председатель областного |
B.C. Фортыгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.