Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Согласно Положению о Федеральной регистрационной службе, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1315 "Вопросы Федеральной регистрационной службы" (далее - Положение), к сфере деятельности Росрегистрации в том числе отнесено осуществление правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата, и на данный федеральный орган исполнительной власти возложены полномочия по:
открытию и упразднению государственных нотариальных контор в субъектах Российской Федерации;
наделению нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации;
организации выдачи лицензий на право нотариальной деятельности;
удостоверению подлинности подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств;
осуществлению в установленном порядке контроля за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей;
определению совместно с Федеральной нотариальной палатой количества должностей нотариусов в нотариальном округе, порядка изменения территории деятельности нотариуса, порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса; осуществлению иных полномочий, предусмотренных Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.
Однако в действующей редакции Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (далее - Основы) осуществление ряда правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата отнесено к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации и его территориальных органов.
При этом Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, к основным задачам Минюста России отнесены разработка общей стратегии государственной политики, нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.
В этой связи проект призван устранить указанную коллизию и направлен на законодательное закрепление:
за Министерством юстиции Российской Федерации полномочий по нормативному правовому регулированию, в частности по определению порядка ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой (абзац третий пункта 1 статьи 1 проекта);
за Федеральной регистрационной службой отнесенных Положением к ее компетенции правоприменительных функций и функций по контролю и надзору в сфере нотариата.
Так, согласно статье 1 проекта к компетенции Росрегистрации и ее территориальных органов отнесены функции по:
выдаче лицензий на право нотариальной деятельности (пункт 2);
образованию квалификационных и апелляционных комиссий (пункт 3);
открытию и упразднению государственных нотариальных контор (пункт 5);
осуществлению контроля за исполнением правил нотариального делопроизводства (пункт 7);
определению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса (абзац второй пункта 9);
определению количества должностей нотариусов в нотариальном округе (абзац четвертый пункта 9);
наделению нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий, а также наделению полномочиями нотариуса лиц, замещающих временно отсутствующих нотариусов (абзац седьмой пункта 9 и пункт 14);
определению совместно с Федеральной нотариальной палатой порядка изменения территории деятельности нотариуса (пункт 10);
принятию при отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы решения о поручении нотариусу, занимающемуся частной практикой, совершения нотариальных действий, отнесенных к компетенции нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах (пункт 19).
Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определение границ нотариальных округов в пределах территории субъекта Российской Федерации и численности нотариусов - это компетенция органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Положением же установлено полномочие Росрегистрации по определению совместно с Федеральной нотариальной палатой количества должностей нотариусов в нотариальном округе. В этой связи проектом предлагается дополнить часть вторую статьи 12 Основ положением об определении органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации общей численности нотариусов с учетом предложений соответствующих территориального органа Росрегистрации и нотариальной палаты субъекта Российской Федерации (абзац пятый пункта 9 статьи 1 проекта).
Используемые в Основах наименования субъектов Российской Федерации приведены в соответствие со статьей 65 Конституции Российской Федерации (пункты 1, 3, 4, 6, 9, 11, 12, 13, 15, 16, 17, абзац третий пункта 18, пункт 21 статьи 1 проекта).
На основании статьи 68 Конституции Российской Федерации внесены изменения в статью 10 Основ в части, касающейся языка нотариального делопроизводства (пункт 8 статьи 1 проекта).
Кроме того, некоторые предусмотренные Основами полномочия субъектов Российской Федерации подлежат исключению (абзац второй пункта 18, пункты 20, 22, 23, 24, 25 статьи 1 проекта), поскольку они согласно действующему законодательству Российской Федерации не могут реализовываться ими. В частности, вопрос об установлении случаев, когда нотариальная форма сделок является обязательной, относится к предмету регулирования гражданского законодательства (статья 163 Гражданского кодекса Российской Федерации), которое в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации находится в ведении Российской Федерации (статья 53 Основ, пункт 23 статьи 1 проекта).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.