Предварительные итоги
После того как 27 марта истек отведенный законом срок первого тура отбора банков в систему страхования вкладов, обнародованы данные о его результатах: в 824 принятых в систему страхования вкладов банках сконцентрировано 98% всех частных депозитов.
Неудачники первого круга после исправления недостатков получат второй шанс: регулятор повторно рассмотрит их ходатайства до 27 сентября, после чего окончательно определится основной список банков-участников ССВ. Банки, которые отсеются на втором этапе, потеряют лицензии на работу с физическими лицами и будут вынуждены перепрофилироваться на другие формы бизнеса.
Так или иначе, уже можно подвести промежуточные итоги формирования системы страхования вкладов и сделать прогноз о том, как она будет выглядеть в конечных пропорциях и какие последствия от ее активизации ждут банковский сектор и экономику в целом. Давайте вспомним, как начинался процесс отбора банков в систему страхования вкладов. По времени его начало совпало с прошлогодним "кризисом доверия", который как нельзя лучше продемонстрировал хрупкость и уязвимость нашей банковской системы. Именно тогда, на фоне кризисных событий, Банк России решил внедрять систему страхования вкладов по наиболее мягкому и безболезненному сценарию - с тем, чтобы не допустить эскалации проблем.
Так, в сентябре руководство ЦБ объявило, что скорее всего в ССВ пройдут почти все банки. Это существенно успокоило нервы банкиров, предполагавших, что "за бортом" могут оказаться многие:
Стоит отметить и особый временной график рассмотрения ходатайств комитетом банковского надзора, сначала допускавшим в систему главным образом малые региональные банки, что не могло спровоцировать заметное перераспределение депозитов между теми, кто еще не вошел и кто уже принят в систему страхования.
Надо отдать должное регулятору: вопреки пессимистическим прогнозам многих аналитиков, отбор был проведен действительно безболезненно, без явных потрясений. Большинство банков, активно работающих с населением, в ССВ приняты. График иллюстрирует четкую зависимость шансов на включение в систему страхования от объема привлеченных банком средств населения. В частности, среди банков, у которых данный показатель на 1 февраля 2005 года превышал 100 млн. рублей, 80% вошли в ССВ.
"Диаграмма 1"
Однако еще не подведен баланс между всеми плюсами и минусами системы страхования, и многие вопросы, связанные с ее будущим, пока остаются открытыми.
В прессе много писали о том, что после активизации системы страхования риски возникновения банковских паник, следствием которых могут явиться масштабные финансовые кризисы, будут устранены, поскольку вкладчики, зная о гарантиях, не станут спешить со снятием сбережений со счетов проблемных банков, подразумевая получить их в виде страховых выплат. Вот только 98% застрахованных вкладов составляет лишь четверть суммы всех банковских сбережений граждан. Значит, владельцы 75% общего объема депозитов, оставшегося фактически незастрахованным, при возникновении проблем будут всеми правдами и неправдами стараться забрать из банков по возможности быстрее свои вклады полностью (разумеется, включая при этом и застрахованную часть). Вряд ли в такой ситуации удастся избежать кризиса ликвидности.
С другой стороны, сам факт страховки, как показывает мировой опыт, не особо сдерживает вкладчиков, и в случае банковских неурядиц они все равно спешат спасать свои деньги. В любом случае 25% застрахованных вкладов нельзя считать стабильным банковским ресурсом, особенно пока репутация системы страхования не подтверждена практикой реальных выплат.
Возможно, со временем объем застрахованных депозитов будет расти за счет дробления вкладов на стотысячные "порции". Однако эффективность подобной стратегии управления сбережениями сомнительна, ибо, как неоднократно заявляло руководство АСВ, система страхования не предназначена для компенсации потерь населения при масштабных банковских кризисах и в состоянии проводить выплаты лишь в случае отдельных банкротств (пока объем накопленного страхового фонда невелик). А значит, наиболее безопасно для вкладчика - хранить деньги в одном надежном банке, а не распылять их по группе "второсортных" кредитных организаций, клиенты которых в случае массового банкротства останутся без защиты.
Поводов же ожидать нарастания проблем в банковской системе достаточно: Пожалуй, единственным очевидным плюсом от внедрения ССВ стали позитивные сдвиги в "культуре" банковского бизнеса, необходимые для прохождения процедуры отбора. В частности, повысились траспарентность структуры собственности, роль внутреннего контроля, рискменеджмента и т.д. Все это - важные, но косвенные факторы надежности банков.
Сама процедура вступления для большинства банков не была легкой и требовала существенных трудовых и материальных затрат. А раз растут издержки, падает рентабельность и темпы роста капитализации. Параллельно ужесточается и надзор: контролировать состояние банков будет теперь еще и АСВ. Помимо прочего, придется платить новый "налог" - ежеквартальные отчисления в страховой фонд системы страхования вкладов.
До сих пор в банковском секторе сохраняются негативные тенденции, зародившиеся летом прошлого года. По-прежнему, особенно на уровне средних и малых банков, заметна повышенная сегментация банковской системы, выражающаяся в ограничении операций межбанковского кредитования, поддержания избыточных резервов ликвидности, сокращения объемов ссудных операций. Банки остаются в "оборонительной" позиции, что позволяет им обеспечить достаточную финансовую устойчивость в текущем плане, но в стратегической перспективе сковывает их развитие и все больше приближает к пропасти банкротства. А разграничение банков на подтвердивших свою надежность для ССВ и оставшихся "за бортом" не способствует снижению банковской напряженности, особенно если учесть неясную судьбу аутсайдеров и активный процесс отзыва лицензий.
"Диаграмма 2"
Своеобразно повлияла активизация системы страхования на динамику депозитных процентных ставок. Логично было бы предположить, что со снижением рисков банковских вкладов упадут и ставки. Но они в последние месяцы как раз растут, что имеет вполне логичное объяснение. Банки, не вошедшие в систему страхования, повышают таким образом собственную привлекательность на фоне более успешных коллег. Те же, кто вступил, подтвердив тем самым достаточный уровень надежности и получив гарантии АСВ, становятся более интересными для частных вкладчиков, а, следовательно, обостряется банковская конкуренция. И, наконец, этот процесс частично объясняется общим ростом рисков в банковской системе. В итоге страдает общая рентабельность бизнеса, что, несомненно, негативно отзывается на банковской надежности.
Если говорить сегодня о роли ССВ в обеспечении общей устойчивости банковской системы, можно уверенно утверждать лишь то, что банки вынуждены для сохранения прежнего уровня собственного бизнеса осуществлять новые затраты и прикладывать дополнительные усилия.
Ситуация из сказки "Алиса в Зазеркалье": необходимо бежать, чтобы оставаться на месте.
Для снижения рисков у банков должны быть реальные возможности и стимулы. Что касается стимулов, то дифференцирование нормы отчислений в страховой фонд в зависимости от уровня финансовой устойчивости банков может стать хорошим экономическим инструментом повышения надежности банковской системы.
Похоже, в ближайший год мы будем наблюдать бурный процесс слияния и поглощения банков, не сумевших войти в систему страхования.
Основными "поглотителями" станут крупнейшие российские банки, озабоченные расширением филиальной сети, будут среди них и банки с иностранным участием. Не исключено, что покупкой проблемных банков займутся новые иностранные игроки, которые таким образом получат шанс довольно дешево выйти на российский рынок ритейла.
Так или иначе, первый этап создания системы страхования пройден, и банковское сообщество может вздохнуть с облегчением. Но расслабляться рано. Все интересное, может быть, впереди: какие банки еще войдут в ССВ, как банковская система будет реструктуризироваться в новых реалиях, как АСВ будет расплачиваться с вкладчиками обанкротившихся банков и т.д.
Кстати, предварительный анализ финансовых показателей банков, принятых в систему страхования, показывает, что около 150 из них вошли туда, что называется, "со скрипом", а значит, их банкротство не столь маловероятно, как считают некоторые аналитики. Агентству по страхованию вкладов стоило бы уделить особое внимание категории банков с низким уровнем развитости бизнеса, о чем свидетельствуют избыточные, свыше 35%, значения их достаточности капитала в сочетании с низкими значениями норматива максимального размера крупных кредитных рисков (менее 170%).
А. Буздалин,
банковский аналитик
"Банковское дело в Москве", N 4, апрель 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625