При заключении с дистрибьюторами договоров на срок от одного года до трех лет в качестве одного из условий предусмотрено, что если заказы покупателя на поставку продукции и последующая отгрузка по итогам определенного периода в течение срока действия договора превысят конкретный объем товаров, то продавец обязуется выплатить дистрибьютору денежную премию (бонус) в установленном размере. При выполнении условий премирования, изложенных в договоре, стороны подписывают протокол, в котором указывается объем товаров, приобретенных в течение соответствующего периода, и определяется сумма премии. Будут ли учитываться эти затраты у продавца в составе расходов для целей налогообложения прибыли?
Как следует из ситуации, организация, осуществляющая поставки товаров, заключает договоры с дистрибьюторами на длительный период (от одного года до трех лет).
На основании п. 2 и 4 ст. 421 ГК РФ стороны могут заключать договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
В договорах с дистрибьюторами в качестве одного из условий предусмотрено, что если заказы покупателя на поставку продукции и последующая отгрузка по итогам определенного периода в течение срока действия договора превысят конкретный объем товаров, то продавец обязуется выплатить покупателю денежную премию (бонус) в установленном размере.
В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, приведенных в ст. 270 настоящего Кодекса).
При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, и являются обоснованными и документально подтвержденными.
Система премирования дистрибьюторов оговорена в договоре поставки и устанавливается в целях стимулирования покупательской активности, поддержки сбыта и дальнейшего развития продаж. Таким образом, расходы в виде премий дистрибьюторам могут быть признаны экономически оправданными и произведенными для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Условие о выплате премии предусматривается непосредственно в договоре и содержит все необходимые данные, позволяющие определить размер премии и условия ее выплаты.
Кроме того, при выполнении условий премирования стороны подписывают протокол, в котором указывается объем товаров, приобретенных в течение соответствующего периода, и определяется сумма премии. Следовательно, в данном случае соблюдается критерий документального подтверждения расходов.
В связи с вышеизложенным, если расходы по уплате предусмотренных договорами поставки премий дистрибьюторам, выплачиваемых при достижении определенного объема закупок, будут удовлетворять критериям расходов, установленным в п. 1 ст. 252 НК РФ, то эти расходы могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Т.М. Гуркова
1 октября 2005 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1