От избытка - к монополизму.
Угрожает ли концентрация банковской системы рынку кредитов?
С середины 90-х годов, когда число кредитных организаций в России достигло почти трех тысяч, эксперты в один голос заговорили о чрезмерной раздутости нашей банковской системы. С тех пор Банк России через ужесточение ряда нормативов проводит политику сдерживания роста, плавно переходящую в политику ликвидации избыточности банковских институтов при параллельном наращивании ее капитализации. Надежными помощниками регулятору в этом деле стали кризис 1998-го и квазикризис минувшего года.
За прошедшие с августовского дефолта пять с половиной лет количество зарегистрированных в стране банков уменьшилось почти на тысячу, то есть на 40%. Правда две трети от ликвидированных организаций фактически являлись "мертвыми душами", так как согласно классификации ЦБ не входили в число действующих. То есть процесс регулировки системы в основном имел характер стравливания воздуха. Если в 1998 году перед кризисом доля действующих банков в общей массе зарегистрированных составляла 60%, то на начало 2005-го - чуть более 80%. Примечательно, что число филиалов за это время менялось незначительно, а в прошлом году даже немного возросло. Это говорит о том, что параллельно в банковской системе идет процесс перераспределения собственности. Реальных точек обслуживания не становится меньше - они просто меняют вывеску.
Причем вывески по большей части не балуют разнообразием.
Итак, проблема избыточности банков стала терять остроту, а на первый план вышла проблема концентрации капитала. Во всяком случае, забили тревогу апологеты либеральной или "разгосударствленной" идеи экономического развития России.
Сейчас на долю пяти крупнейших банков приходится более 40% всех банковских активов. Сбербанк, Внешторгбанк и Газпромбанк уже называют не иначе как "большая тройка" на манер китайской "большой четвертки" - с соответствующими выводами о будущем банковского сектора и, как следствие, о будущем российской экономической системы.
Доля различных кредитных организаций в суммарных активах (%)
1.07.98 | 1.01.03 | 1.01.04 | 1.01.05 | |
первые 5 | 41 | 44,2 | 42,9 | 45,1 |
с 6 по 20 | 21,6 | 18,4 | 17,5 | 16,5 |
с 21 по 50 | 13,6 | 10,9 | 11,1 | 11,7 |
с 51 по 200 | 13,5 | 15 | 16,5 | 15,7 |
с 201 по 1000 | 9,6 | 11,2 | 11,7 | 10,7 |
с 1001 | 0,7 | 0,3 | 0,3 | 0,3 |
Статистика в какой-то мере подтверждает эти опасения. За последние пять лет доля первых пяти банков в общей сумме активов выросла на 4,1%. Особенно резкий рывок произошел в 2004 году - не в последнюю очередь за счет июньского кризиса. По всем остальным категориям банков за этот срок данный показатель в основном снижался. Иными словами, "большая тройка" действительно разрастается за счет вытеснения с рынка более слабых или их поглощения. У всех еще на памяти проблемы "ГУТА-Банка" и его растворение в недрах Внешторгбанка. Если учесть, что Сбербанк, Внешторгбанк и в какой-то мере Газпромбанк - структуры, близкие к государству, смысловая параллель с Китаем становится еще параллельнее. На конец июня 2004 года на долю четырех государственных коммерческих банков Китая приходилось 54,1% активов всех банков страны. Так что "догонять" России осталось совсем немного.
На долю первой пятерки банков приходится почти половина суммарного объема кредитов, предоставленных предприятиям, организациям и частным лицам, причем эта доля увеличивается. Так, в прошлом году общий объем кредитов вырос на 45,3%, а объем кредитов, предоставленных пятью крупнейшими банками, - на 59,5%.
В результате их доля выросла с 44,4% на 1 января минувшего года до 48,9% на начало нынешнего.
"Количество кредитных организаций России"
Таким образом, новые опасения экспертов вроде бы небеспочвенны.
Проблема концентрации капитала в банковской системе и ее ренационализации просматривается. Монополизм на рынке банковских услуг ничем не лучше этого явления в других секторах экономики.
Прежде всего под угрозой оказывается рыночный механизм кредитования. Ведь уже сейчас многие коммерческие банки жалуются, что кредитуя предприятия, Сбербанк сильно демпингует.
Однако, во-первых, надо иметь в виду, что статистика отображает лишь мгновенный срез долгого процесса, поэтому пока рано делать выводы о том, во что все это выльется. Во-вторых, демпингуя на рынке кредитов, Сбербанк в то же время не снижает своей рентабельности. В-третьих, следует понять - действительно ли эту проблему можно назвать проблемой, а если можно, то так ли она остра? Ведь и былые опасения экспертов по поводу избыточности банковских институтов в России в середине 90-х фактически ни на чем не основывались. Даже при тех 2,5-3 тысячах кредитных организаций, которые существовали на тот момент, Россия по плотности банковских и кредитных организаций почти соответствовала уровню большинства европейских стран.
В среднем по ЕС (в формате пятнадцати стран) количество банков на 100 тысяч человек - около 1,6. А число банковских филиалов в расчете на тысячу человек - примерно 0,06. В 1998 году в России было примерно 1,7 кредитных организаций на 100 тысяч человек, на конец прошлого года - одна. Учитывая, что большая часть банков (около четверти) находится в Москве, пора говорить не об избыточности, а о недостатке. Если же взять статистику по количеству филиалов, то обнаружится острый дефицит.
"Динамика активов кредитных организаций"
Точно также не стоит переоценивать и угрозу чрезмерной концентрации. Начнем с того, что наша рыночная экономика очень молода, и делать выводы по пяти прошедшим годам не слишком корректно. Во-вторых, в Великобритании, например, с ее вековым опытом либерализма, на долю пяти крупнейших банков также приходится около 40% всех активов. А в Канаде, которую часто считают близким аналогом России по многим структурным характеристикам, активы пяти крупнейших банков составляют более 80% от общего их объема. Нет в кругу теоретиков банковского дела до сих пор и ясности в вопросе, какая модель банковской системы оптимальна: высоконцентрированная с ее претензиями на монополизм, или малоконцентрированная - с ее низкой защищенностью от всевозможных системных кризисов?
В конце концов пока никто еще не доказал, что китайская модель менее эффективна. Уж если обращаться к реалиям этой страны, то в 2004 году правительство Китая вынуждено было сдерживать кредитование реального сектора местными банками, чтобы охладить экономический рост. Таким образом и в условиях монопольной системы кредитный рынок существует, и его иногда даже "зашкаливает".
Вниманию инвесторов:
Калужской области поставили а с плюсом
Консорциум "Эксперт РА - AK&M" присвоил Калужской области рейтинг кредитоспособности по национальной шкале: "А+" со стабильными перспективами.
Рейтинг "А+" со стабильными перспективами означает, что Калужская область относится к категории заемщиков, имеющих высокий уровень надежности. В краткосрочной перспективе риск несвоевременного выполнения обязательств правительством области незначителен.
Вероятность реструктуризации долга или его части минимальна.
Серьезные проблемы в основных сферах деятельности региона отсутствуют. Риск полного или частичного отказа от выполнения обязательств сравнительно низок. В течение срока действия рейтинга уровень кредитоспособности, вероятнее всего, останется на прежнем уровне. В то же время возможно ожидать некоторого улучшения отдельных показателей кредитоспособности.
Обладая высоким экономическим потенциалом и хорошим географическим положением, Калужская область является промышленно-ориентированным регионом. Доля промышленного производства области в структуре ВРП*(1) - 30%. Однако вес области в общероссийском промышленном производстве невелик. По итогам 2003 года на долю региона приходится 3% промышленного производства Центрального федерального округа и 0,54% от общероссийского показателя.
Ведущими отраслями промышленности Калужской области являются перерабатывающие: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс, промышленность строительных материалов. Их удельный вес в объеме промышленного производства более 80%. При этом доля машиностроения и металлообработки находится на уровне 41,4%. Несколько крупных предприятий приборостроения и радиоэлектроники ориентированы на выпуск продукции для ВПК.
Динамика основных макроэкономических и бюджетных показателей в последние годы характеризуется положительными тенденциями. В 2003 году рост ВРП области составил 8,2%, а промышленное производство выросло на 7,3%. Доходы бюджета за этот год выросли на 38,9%, при росте расходов на 37,8%. В минувшем году положительная динамика продолжилась, однако по некоторым показателям отмечено замедление темпов. За 11 месяцев 2004 года рост промышленного производства составил 4%. Темп роста ВВП на 2004 год прогнозировался на уровне 5,4%.
Один из ключевых факторов, способствующий повышению рейтинговой оценки области - невысокая долговая нагрузка. Объем государственного долга Калужской области на 1 января 2004 года составил 658 млн. рублей. Объем государственного долга по отношению к объему собственных доходов бюджета в 2003 году - 16%, что значительно ниже, чем среднее значение по регионам. Причем в течение 2001-2003 годов долговая нагрузка снижалась: отношение государственного долга к собственным доходам уменьшилось с 42,3 до 16%.
И хотя в минувшем году абсолютный объем государственного долга области увеличился, уровень долговой нагрузки остался на прежнем уровне - поскольку росла доходная часть бюджета. По оценке "Эксперт РА - АК&М", отношение государственного долга области к собственным доходам по итогам 2004 года остается на уровне 16%.
В структуре долга есть валютная составляющая (кредит Минфина, выплаты по которому привязаны к курсу доллара), что создает определенную зависимость от конъюнктуры валютного рынка. Однако доля ее невелика и не превышает 15% от объема долга. Расходы на обслуживание государственного долга в Калужской области невелики: в 2003 году - 0,14% суммарных расходов областного бюджета, а за 11 месяцев 2004-го - 0,1%. То есть выплаты по обслуживанию долга не влияют заметно на состояние бюджета.
Бюджет области сбалансирован и отвечает требованиям Бюджетного кодекса РФ. Все показатели, которые контролируются Минфином, существенно лучше установленных кодексом граничных значений, а значит, устойчивость бюджетной системы сохранится даже при негативных изменениях некоторых бюджетных показателей.
Дефицит бюджета, имевший место в 2001-2002 годах был незначительным, а в 2003-м и по итогам первых 11 месяцев 2004-го доходы (8 010,9 млн. рублей) превышали расходы (7 695,8 млн. рублей), и профицит бюджета достиг 315,1 млн. рублей, или 3,9% от доходов.
В качестве фактора, повышающего оценку кредитоспособности, можно отметить высокое качество финансового управления. Об этом, в частности, свидетельствует увеличение собственных доходов бюджета, повышение уровня собираемости налогов и отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Бюджет переведен на казначейские принципы исполнения, осуществляются краткосрочное кассовое планирование и контроль за целевым использованием средств, в том числе - посредством регистрации договоров. Все средства региональных фондов консолидированы на едином счете областного бюджета. Контроль за исполнением областного бюджета осуществляется Контрольно-счетной палатой Законодательного собрания области и контрольно-ревизионным отделом департамента финансов области.
Предварительный и текущий контроль проводится казначейским управлением департамента финансов.
О хорошем качестве управления говорит и соответствие фактических результатов прогнозным показателям. Исполнение основных статей областного бюджета отличается от уточненных прогнозов на 1-2%.
Отличия от первоначальных прогнозов более существенны, но в то же время сами прогнозы носят достаточно консервативный характер, что говорит о взвешенном подходе региональных властей к планированию денежных потоков.
В этом контексте нельзя не отметить хорошую кредитную историю области. Анализ не выявил фактов отказа от исполнения финансовых обязательств или несвоевременных выплат по государственному долгу. Долги по выпущенным облигациям области погашены в полном объеме и в установленные сроки. В структуре задолженности области нет просроченной (неурегулированной). Несмотря на обилие факторов, свидетельствующих в пользу высокого кредитного рейтинга, следует отметить и факторы риска, ограничивающие рейтинговую оценку.
По ряду ключевых показателей в пересчете на душу населения Калужская область занимает невысокие позиции. Так, объем ВРП на душу населения составляет лишь 52,2 тыс. рублей, в то время как по России в целом этот показатель находится на уровне 92,13 тыс. рублей. Заметен и разрыв по объему инвестиций в основной капитал.
Регион является дотационным, что определяет его зависимость от федерального бюджета. Доля собственных доходов (доходы без учета безвозмездных перечислений бюджетов других уровней) в областном бюджете невысока и по итогам 2003 года составляла 52,87%. По этому показателю область занимает среди других субъектов РФ лишь 52-е место. Низкая доля собственных доходов говорит об уязвимости от возможных неблагоприятных изменений в экономике. Однако следует отметить и тенденцию роста уровня независимости областного бюджета от федерального центра. По итогам 11 месяцев 2004 года доля собственных доходов составила уже 60,86%.
Ограничивает уровень рейтинга и невысокий уровень жизни населения. Среднедушевые денежные доходы в 2003 году за год составили 39 999 рублей. По объему денежных доходов область занимает в России 50-е место. В октябре 2004 года среднедушевой доход жителя Калужской области составил 4190,4 рублей против 6527,1 рублей по России в целом. По отношению среднедушевого дохода к величине прожиточного минимума область также отстает от среднероссийского показателя. Невысокий уровень жизни населения ограничивает платежеспособный спрос, что негативно влияет на планы компаний, рассматривающих Калужский регион в качестве рынка сбыта и организации производства, а также снижает потенциал формирования налоговых платежей. В то же время негативное действие данного фактора снижается благодаря позитивной динамике роста реальных денежных доходов населения Калужской области. В 2003 году реальные денежные доходы жителей Калужской области выросли на 14%, а в январе - октябре 2004 года на 13,6%. Темпы роста этого показателя опережают общероссийский уровень.
В качестве негативного фактора выступает также проводимая социальная реформа. Передача федеральным центром обязательств по обеспечению льгот региональной категории льготников повысило нагрузку на расходную часть бюджета Калужской области.
Кредитный рейтинг, а также любая информация и выводы, содержащиеся в настоящем отчете, должны рассматриваться исключительно как мнение о кредитоспособности, а не рекомендация по покупке-продаже ценных бумаг или предоставлению Калужской области заемных средств.
Рейтинговое агентство "Эксперт РА" и Информационное агентство "AK&M" не принимают на себя никакой ответственности в связи с любыми интерпретациями, выводами и последствиями, связанными с применением третьими сторонами результатов проведения рейтинговой оценки.
Рейтинг-лист АК&M. Действующие кредитные рейтинги
Рейтинговый центр АК&М Предприятия |
|
|||
Предприятие | Рейтинг | Прогноз | Дата присвоения |
ОАО "Аэрофлот" | А+ | Стабильный | Июль 2004 года |
ЗАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ"* | А+ | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
ОАО "АВТОВАЗ"* | А | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
ЗАО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" | А | Позитивный | Август 2004 года |
ЗАО МОФ "Парижская ком- муна" |
А | Стабильный | Май 2004 года |
ОАО "Искитимцемент" | А | Стабильный | Декабрь 2004 года |
ЗАО "ИНТЕКО" | B++ | Стабильный | Июль 2004 года |
Консорциум "Эксперт РА - АК&M" Регионы |
|
|||
г. Москва | А++ | Позитивный | Февраль 2004 года |
Ростовская область | А+ | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
Пермская область | А+ | Позитивный | Август 2004 года |
Калужская область | А+ | Стабильный | Март 2005 года |
Красноярский край | А | Позитивный | Апрель 2004 года |
Ярославская область | А | Позитивный | Сентябрь 2003 года |
Рейтинговый центр АК&M
"Банковское дело в Москве", N 3, март 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По России в целом этот показатель находится на уровне 27%
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625