Удивить клиента все труднее
На рынке потребительского кредитования разгорается нешуточная конкуренция.
На фоне снижения темпов роста практически всех экономических показателей в начале нынешнего года в розничной торговле они остаются практически на столь же высоком уровне, как и в предыдущие периоды. Примечательно, что при этом розничная торговля существенно опережает по темпам рост доходов населения.
Не последнюю роль в этом феномене играет потребительское кредитование, которое в последнее время развивается так стремительно, что впору говорить о настоящем буме в этом сегменте рынка финансовых услуг. Об уровне накала свидетельствует и то, что конкуренция здесь становится все более острой.
Практически целинный еще лет пять назад, этот рынок сейчас становится необходим многим банкам, которым зачастую приходится поступаться рентабельностью и повышением рисков - лишь бы не допустить снижения своей доли на рынке.
О возможных выгодах говорят прогнозы (правда, не самые оптимистичные). Согласно им, через 34 года объем розничных кредитов может достигнуть четверти общего объема кредитных портфелей банков. Сейчас эта доля составляет около 14%, а еще три года назад она была около 6%.
Все цивилизованные методы конкурентной борьбы уже задействованы, ничего нового практически невозможно придумать. Имеются в виду методы, которые характеризуются такими понятиями, как "дешевле, разнообразнее, быстрее". Об уровне конкуренции свидетельствуют не только данные статистики - а судя по ним, процентные ставки по частным кредитам в последние месяцы снижаются более быстрыми темпами. Дополняют картину и чисто визуальные наблюдения.
Впечатляют, скажем, неординарные попытки некоторых банков разнообразить продаваемый товар. Речь уже не идет об ипотеке (с ней, кстати, пока не все в порядке) и не об исхоженном вдоль и поперек рынке автокредитов. В ход пошла всякая бытовая мелочевка:
Нынче в кредит можно запломбировать зуб, научиться танцевать, отправиться в Испанию, купить кофемолку и так далее - причем иногда в едином пакете в одном и том же офисе. Например, некий региональный банк так и назвал одну из своих услуг - "кредит на любые цели", видимо, дабы разом отсечь все дальнейшие претензии конкурентов. Мало того, тот же банк пообещал, что все клиенты, получившие этот кредит, становятся участниками розыгрыша "ста призов" - современной бытовой техники.
Подобные маркетинговые ходы становятся все более популярными в банковской сфере. Например, еще один региональный банк любому клиенту, взявшему кредит, обещает в подарок "бизнес-ланч": в кафе быстрого обслуживания.
На первый взгляд, столь агрессивный маркетинг в консервативном банковском бизнесе выглядит несколько странно. С другой стороны, лишний раз становится очевиден факт, что банки теперь стали интересоваться "физическим лицом" не только с точки зрения вкладов. Отрадно видеть и то, как расширяется поле банковской "охоты": всегда желанную категорию преуспевающих чиновников и обеспеченных бизнесменов кредитные организации дополняют и другой, почти забытой - население среднего и даже ниже среднего достатка. Более того, один известный банк недавно заявил именно о такой специализации. И, наконец, самым показательным доводом в пользу того, что на рынке потребительского кредитования наступают жаркие дни, служит тот факт, что кредитные карты в России все чаще становятся действительно кредитными. Об этом не устают напоминать и столичные, и многие региональные банки.
"График. Динамика объемов кредитов населению"
Кстати, активность региональных банков на этом рынке также показательна. Специалисты утверждают, что рынки Москвы и Санкт-Петербурга практически насыщены, и потребительское кредитование сейчас быстро продвигается из центра в провинцию.
Все это, конечно, идет на пользу общему делу, способствуя, во-первых, развитию филиальной сети банков, во-вторых, удовлетворению разнообразных потребностей населения и, в-третьих, развитию розничной торговли. Иными словами, получается, что за счет развития одного сектора - банковского - задействуется сразу множество других, и это в конце концов должно содействовать росту всей экономики. Не случайно сегодня по темпам роста ВВП преимущество начинает обретать сектор услуг, тогда как промышленность сбавляет обороты.
"График. Динамика доли населения в структуре кредитных вложений банков"
В этой ситуации закономерен вопрос: насколько готовы наши банки к такой конкуренции? Известно, что розничный рынок требует больших инвестиций в инфраструктуру. А если учесть тенденцию к снижению процентных ставок и высокий риск кредитования физических лиц, вряд ли можно будет быстро окупить вложенные средства. Причем если в других видах финансовых услуг банкам приходится конкурировать только со своими коллегами, то в секторе потребительского кредитования круг возможных конкурентов много шире, начиная с представителей смежных сегментов финансового рынка - страховых компаний и паевых инвестиционных фондов. Но, пожалуй, наиболее опасные соперники созрели в тех секторах экономики, по отношению к которым банки сейчас выступают в качестве посредников. Без участия банков (и к тому же без процентов) готовы кредитовать своих клиентов некоторые торговые компании. На очереди - автосалоны, строительные компании, операторы связи и так далее.
...Помнится, несколько лет назад многие банки столь же активно пытались освоить розничный рынок депозитов. У кого-то не хватило ресурсов, у кого-то - терпения, у кого-то - свежих и плодотворных идей. Так или иначе, но в итоге заметных игроков на этом поле осталось не так уж много. Повторится ли эта схема на рынке потребительского кредитования?
Рейтинг-лист АК&M. Действующие кредитные рейтинги
Наименование | Рейтинг | Прогноз | Дата присвоения |
Предприятия. (Рейтинговый центр АК&М) |
|
|||
Наименование | Рейтинг | Прогноз | Дата присвоения |
ОАО "Аэрофлот" | А+ | Стабильный | Июль 2004 года |
ЗАО "КУЙБЫШЕВАЗОТ" * | А+ | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
ОАО "АВТОВАЗ" * | А | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
ЗАО "НОВЫЕ ЧЕРЕМУШКИ" | А | Позитивный | Август 2004 года |
ЗАО МОФ "Парижская коммуна" | А | Стабильный | Май 2004 года |
ОАО "Искитимцемент" | А | Стабильный | Декабрь 2004 года |
ЗАО "ИНТЕКО" | B++ | Стабильный | Июль 2004 года |
Регионы. (Консорциум "Эксперт РА - АК&M") |
|
|||
Регионы | |||
г. Москва | А++ | Позитивный | Февраль 2004 года |
Ростовская область | А+ | Стабильный | Сентябрь 2004 года |
Пермская область | А+ | Позитивный | Август 2004 года |
Калужская область | А+ | Стабильный | Март 2005 года |
Красноярский край | А | Позитивный | Апрель 2004 года |
Ярославская область | А | Позитивный | Сентябрь 2003 года |
"Банковское дело в Москве", N 6, июнь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625