Фундамент банка
История развития информационных технологий в Метробанк началась: со строительства здания банка. Здание с самого начала задумывалось именно как банковское - с продуманным планом помещений: депозитарием, кассовыми узлами, серверными помещениями, электрощитовыми и так далее. Частью "фундамента" здания банка является его кабельная система (СКС), а активное сетевое оборудование и серверы - это то необходимое, без чего сейчас не сможет работать ни одна современная компания. Поэтому мы не были оригинальны в своем выборе и остановились на общеизвестных мировых брендах: Cisco, Hewlett Packard, Alcatel и Siemon. Сервис и надежность оборудования стали ключевыми условиями.
Лучшая практика
На успешное развитие информационных технологий в банке значительное влияние оказал опыт работы Texakabank, где прошли проверку на прочность многие из технологий, которые мы применяем сейчас. Пожалуй, самый значительный вклад в IT банка внесли консультации аудиторов по информационным технологиям KPMG и процедура IT Due Diligence, осуществленная вице-президентом Credit Suisse господином Patrick Bueno de Mesquita. Их практические рекомендации позволили нам рассматривать департамент информационных технологий не только как структурное подразделение банка, но и как полноценную компанию по производству программного обеспечения.
После того, как Метробанк выбрал путь самостоятельной разработки и развития автоматизированной банковской системы, многие поставщики программного обеспечения высказывали пессимистические прогнозы по этому поводу. Звучали такие доводы: программисты будут являться уникальными носителями технологий, а банк - их "заложниками", у вас будет огромный штат разработчиков, аналитиков, службы поддержки: Ссылались на опыт других банков, где штат программистов составлял в среднем от пятидесяти до ста человек.
В департаменте информационных технологий Метробанк сегодня всего 16 специалистов, включая группу поддержки и системных администраторов, а процесс разработки АБС "iXora" успешно продолжается уже полтора года.
Процесс разработки ПО
Огромные вложения в оборудование, программное обеспечение и различные инновации в области информационных технологий не всегда являются залогом успеха их эффективной деятельности, а часто демонстрируют несоизмеримость затрат с полученной отдачей. Поэтому у руководителей банков нередко создается негативное отношение к IT, поскольку с ними связано много затрат и нет адекватной отдачи от вложений.
Информационные услуги или продукт необходимо правильно выбрать, купить, настроить - а затем применить его там, где это необходимо, в кратчайшие сроки. Так можно сохранить свое конкурентное преимущество и деньги. Для обеспечения системного подхода к внедрению новых продуктов, сокращения рисков и соблюдения сроков внедрения проектов в нашем банке создан Комитет по развитию бизнеса. В его задачи, в том числе, входит распределение приоритетов технических заданий, поступающих в департамент информационных технологий, проверка правильности постановки задачи и контроль сроков исполнения ITпроектов.
Технические задания бизнес-владельцев (руководителей подразделений банка) представляют собой описание идеи, цели проекта, входные, выходные данные, формы, тестовые значения. Каждое техническое задание проходит контроль членов Комитета по развитию бизнеса, сотрудника, ответственного за обеспечение информационной безопасности, и регистрируется в департаменте IT для рассмотрения - уже на Техническом совете самого департамента.
Технический совет состоит из ключевых сотрудников банка, отвечающих за идеологию развития АБС "iXora", в него входят заместитель председателя правления банка, директор и сотрудники департамента IT, ответственные за определенные направления бизнеса. Именно члены Технического совета устанавливают ответственного и срок реализации технического задания, определяют единую философию АБС "iXora", направление создания модулей системы, методы реализации и применяемые технологии.
Отдел программирования департамента информационных технологий не имеет традиционной жесткой иерархии. Мы применяем процессный подход к разработке программного обеспечения и считаем это наиболее оптимальной структурой. Такой системный подход к развитию АБС "iXora" позволяет защитить ее от "размывания". После тестирования и внедрения техническому писателю остается создать документацию пользователя, затем пополнить базу знаний департамента IT и банка, доступную соответствующим подразделениям.
С первого взгляда, путь технического задания покажется долгим и непростым. Тем не менее, это позволяет сохранить единую структуру АБС "iXora", избежать рисков неправильной постановки задачи, держать на хорошем уровне показатель удовлетворенности бизнес-владельца, устанавливать баланс между сроками и качеством разработки программного обеспечения. Не ожидая результатов разработки, бизнес-владелец может видеть продукт еще в процессе создания, активно участвуя в проекте и разговаривая с разработчиком на "одном языке". Подобный тесный контакт только способствует качественному и эффективному развитию АБС "iXora". Время между постановкой задачи и ее внедрением часто сводится к одному дню, чего невозможно добиться при работе на АБС сторонних поставщиков программного обеспечения, у которых средний срок разработки уникальных задач средней сложности составляет несколько месяцев. В софтверных компаниях существует большая дистанция между бизнес-владельцами и программистами, что сильно сказывается на качестве и функционале программ.
О будущем IT банка
В ближайших планах Метробанк - открытие дополнительных hitech офисов, имеющих совершенно новый формат, для которых необходима только IPсвязь. Традиционный кассовый узел будет заменен терминалом, позволяющим работать с клиентом банка в интерактивном режиме. Терминалы будут оснащены устройствами приема и выдачи наличных средств (CashIn/CashOut), принтером, кардридером, баркодридером и биометрическим считывателем. Мы имеем централизованную структуру информационной системы банка, пользователи АБС работают на "тонком клиенте", поэтому при открытии удаленных офисов у нас не возникнет необходимость приобретать дополнительное серверное оборудование и расширять штат специалистов информационных технологий. Достаточно установить рабочие места менеджеров банка, сетевое оборудование, терминал - и обеспечить канал связи.
Кроме того, мы будем продолжать работу в области информационной безопасности банка, развивать спектр и качество средств удаленной аутентификации его клиентских сервисов, биометрической идентификации, использования беспроводных чипов и двумерного штрихового кодирования.
"Рисунок 1. Процесс разработки АБС "Xora"
На чем работает Метробанк
Вопреки сложившемуся мнению об огромной ресурсоемкости банковских приложений, особенно ориентированных на розничные услуги, спецификация аппаратного обеспечения в Метробанк оптимальна. Конечно, точный перечень оборудования является коммерческой тайной и его разглашение строжайше запрещено политикой информационной безопасности, но БДМ кое-что удалось узнать.
"Самая ресурсоемкая часть программного обеспечения - СУБД, - говорит Игорь Коваль. - Используемая нами СУБД Progress, в отличие, скажем, от Oracle, не требовательна к ресурсам. К тому же большое значение имеет то, как это все настроено. Нам с запасом хватает 16 двухпроцессорных серверов Hewlett Packard. При необходимости, мы просто докупим еще один или несколько серверов. Также легко решается вопрос модернизации оборудования."
На рабочих местах сотрудников стоят компьютеры и терминалы DEPO Computers.
В банке используются операционные системы Windows и Linux, АБС "iXora" собственной разработки, СУБД Progress и, естественно, обычное офисное программное обеспечение.
Метробанк не использует сторонние программы CRM. Необходимые данные сотрудники банка получают непосредственно от основной АБС с помощью специальных запросов. Также нет необходимости в программном обеспечении для организации сall-центра - все требуемые функции есть в АТС Alсatel.
Сайт как CRM on-line
Сейчас даже для небольшого регионального банка интернет-сайт - вещь практически обязательная. Есть даже утвержденный Банком России перечень сведений, которые обязательно должны быть размещены на сайте: реквизиты, контактная информация, бухгалтерская отчетность. По этой официальной кальке создаются малобюджетные сайты-близнецы - чтобы были. Крупные банки напротив вкладывают серьезные деньги в создание и поддержку информационных порталов, где сведения о них самих занимают далеко не первое место.
Конечно, каждый посетитель ищет на сайте что-то свое: аналитик - финансовую информацию, журналист - новости. Но все-таки главный посетитель сайта - клиент или потенциальный клиент банка.
В Метробанке, создавая сайт, ставили перед собой вполне конкретную задачу: он разрабатывался, по сути дела, как часть CRM-системы - посетитель должен иметь возможность получить всю необходимую информацию и выполнить некоторые операции самостоятельно: заполнить анкету-заявку на кредит, проверить состояние счета, узнать сумму задолженности и ближайшего платежа.
Приоритет отдан информации. Все остальное: оформление, навигация - подчинено идее функциональности. Как говорят сотрудники банка, человек, попав на сайт, перестает звонить по телефону, потому что в Сети он получает исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу. А значит, сайт свою задачу выполняет.
Чтобы упростить навигацию, сделали три отдельных сайта: общий сайт Метробанк, "быстрые деньги через Интернет" и NetBank.
Сайт www.metrobank.ru, естественно, содержит все необходимые данные о банке, условиях и услугах, финансовую информацию, предложения о сотрудничестве. Сайты www.metrocredit.ru и www.netbank.ru полностью посвящены одному специфическому продукту - партнерской программе по кредитованию покупок в интернет-магазинах и сервису по управлению счетом через Интернет. Таким образом удалось дополнительно разделить поток посетителей "по интересам".
Как и положено составной части CRM-системы, сайт позволяет накапливать и обрабатывать информацию о клиенте. Точнее эти данные идут с сайта прямо в АБС, где уже становится доступной для обработки соответствующими модулями. Поэтому сотрудники банка всегда могут узнать о том, откуда посетитель узнал о нашем продукте, как "отработала" та или иная маркетинговая акция.
И. Коваль,
директор департамента информационных технологий
"Банковское дело в Москве", N 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625