Мониторинг законодательства
Новости антимонопольного законодательства
Подписан приказ Федеральной антимонопольной службы от 15 октября 2004 г. N 140 "Об утверждении Правил рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативных правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг".
Устанавливаются организационные и правовые основы рассмотрения дел федеральным антимонопольным органом (территориальным органом) о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства и иных нормативно-правовых актов о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Утвержденными правилами определяется порядок рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства кредитными организациями на рынке банковских услуг.
Для рассмотрения дел о нарушениях кредитными организациями антимонопольного законодательства на федеральном и региональном уровнях создаются комиссии, действующие на постоянной основе. Основанием для рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства являются заявления финансовых организаций, Банка России, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан, индивидуальных предпринимателей, а также представления прокурора.
Дела рассматриваются в трехмесячный срок со дня вынесения определения о возбуждении дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на шесть месяцев.
Зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2004 года. Регистрационный N 6111.
Каков порядок направления в банки решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика?
Подписан приказ Федеральной налоговой службы от 3 ноября 2004 г. N САЭ-3-24/21@ "Об утверждении Порядка направления в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика и решения об отмене приостановления операций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".
Приказом устанавливается процедура направления налоговыми органами в банки решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банки и решения об отмене такого приостановления операций. С 1 августа 2005 года налоговые органы будут направлять в банки (их филиалы) указанные решения в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Формирование, отправка (прием), сортировка и регистрация файлов, содержащих указанную информацию, будет производиться автоматизированным способом с использованием программно-технической платформы ФНС России - АИС "Налог".
Программно-аппаратные средства банков, используемые при ведении электронного документооборота с налоговыми органами, должны быть совместимы с программно-аппаратными средствами налогового органа, а также подключены к телекоммуникационным каналам связи.
Основные направления единой государственной
денежно-кредитной политики на 2005 год
Утверждены основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год (одобрено советом директоров ЦБ РФ 15 ноября 2004 г.)
Главной целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до запланированного уровня (до 7,5-8,5% в 2005 году, 6,0-7,5% - в 2006 году и 5,0-6,5% - в 2007 году).
В зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов официальный прогноз Правительства РФ социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 году разработан в трех вариантах.
В рамках первого варианта развития российской экономики предполагается ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта на мировых рынках. Цена на российскую нефть снизится до 22,5 долл. США за баррель. Увеличение ВВП составит 4,8%. Расчетный среднегодовой курс доллара США - 30,7 руб.
В рамках второго варианта цены на рынке энергоносителей снизятся, но в меньшей степени, чем в первом варианте. Цена на российскую нефть согласно этому варианту составит около 26 долл. США за баррель. Увеличение внутреннего спроса, как потребительского, так и инвестиционного, обеспечит рост ВВП на 6,0%. Расчетный среднегодовой курс доллара США - 30,2 руб.
В рамках третьего варианта предполагается наиболее благоприятное состояние внешнеэкономической конъюнктуры. Цена на российскую нефть составит 28 долл. США за баррель. Эта цена использована в расчетах доходов федерального бюджета на 2005 год. Увеличение ВВП составит 6,3%. Расчетный среднегодовой курс доллара США - 30,0 руб.
Кроме того, Банк России не исключает такую ситуацию, при которой в 2005 году возможно не только сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на российские энергоносители, аналогичной той, которая наблюдается в 2004 году, но и ее улучшение. В связи с этим разработаны два дополнительных варианта платежного баланса и денежной программы, соответствующие среднегодовой цене на российскую нефть на уровне 31 долл. США за баррель (вариант 4) и 35 долл. США за баррель (вариант 5).
Об утративших силу актах Банка России
Подписано Указание ЦБ РФ от 28 октября 2004 г. N 1511-У "О признании утратившим силу Указания ЦБ РФ от 1 апреля 2004 г. N 1416-У "О порядке составления и представления банками отчетности об остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады".
Указание ЦБ РФ от 1 апреля 2004 г. N 1416-У утрачивает силу с целью исключения дублирования представления сведений по форме отчетности "Данные о ежедневных остатках подлежащих страхованию денежных средств физических лиц, размещенных во вклады" (код формы 0409345). Данная форма содержится в Указании ЦБ РФ от 27 июля 2004 г. N 1481-У, вносящим изменения в перечень, формы и порядок составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Банк России.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 1 декабря 2004 г. N 69 (793).
Зарегистрировано в Минюсте России 17 ноября 2004 года. Регистрационный N 6125.
Изменен порядок приведения в соответствие размера
уставного капитала и величины собственных средств
Подписано Указание ЦБ РФ от 28 октября 2004 г. N 1510-У "О внесении изменений в Указание ЦБ РФ от 24 марта 2003 года N 1260-У "О порядке приведения в соответствие размера уставного капитала и величины собственных средств (капитала) кредитных организаций"".
Процедуры, установленные Указанием ЦБ РФ от 24 марта 2003 г. N 1260-У, не применяются в отношении кредитных организаций, величина собственных средств (капитала) которых стала ниже размера уставного капитала, определенного учредительными документами, если со дня выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций прошло не более двух лет.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" от 1 декабря 2004 г. N 69 (793)
Зарегистрировано в Минюсте России 22 ноября 2004 года. Регистрационный N 6127.
Изменено Положение N 205-П
Подписано Указание ЦБ РФ от 19 ноября 2004 г. N 1518-У "О внесении изменений в Положение ЦБ РФ от 5 декабря 2002 г. N 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"".
План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях дополняется активным счетом 479 01 "Активы, переданные в доверительное управление" и пассивным счетом 479 02 "Резервы на возможные потери". Счета предназначены для учета кредитной организацией - учредителем управления активов, переданных в доверительное управление, а также резервов на возможные потери, созданных по этим активам.
Передача активов отражается кредитной организацией - учредителем управления по дебету счета по учету активов, переданных в доверительное управление, и по кредиту счетов по учету соответствующих активов по стоимости, по которой они числились на дату вступления договора доверительного управления в силу. Подтверждением получения имущества, переданного в доверительное управление, для учредителя управления является извещение об оприходовании имущества от доверительного управляющего или первичный учетный документ с пометкой "Д.У." (копия накладной, акт приема-передачи и т.п.).
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2004 года. Регистрационный N 6150.
Изменен порядок расчета размера рыночных рисков
Подписано Указание ЦБ РФ от 30 ноября 2004 г. N 1523-У "О внесении изменений в Положение ЦБ РФ от 24 сентября 1999 г. N 89-П "О порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков"".
Изменениями уточняется понятие "однородные финансовые инструменты". Из расчета чистой позиции исключаются ценные бумаги, приобретенные по сделкам типа РЕПО и отражаемые в главе А "Балансовые счета" Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях от 18 июня 1997 г. N 61. Также уточняется порядок расчета процентного и фондового рисков.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Утвержден порядок конкурсного отбора банков-агентов
Утвержден порядок конкурсного отбора банков-агентов (утв. решением совета директоров государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" от 17 сентября 2004 г. (протокол N 6)).
Определяется процедура конкурсного отбора банков-агентов, через которые Агентство по страхованию вкладов может осуществлять прием от вкладчиков заявлений о выплате возмещения по вкладам, а также выплату страхового возмещения вкладчикам банков, в отношении которых наступил страховой случай.
Процедура конкурсного отбора включает в себя предварительный (открытый) отбор банков для их участия в конкурсах по отбору банков-агентов и сам конкурс. Предварительный отбор проводится постоянно, направление заявок на участие в предварительном отборе не ограничивается сроком. Сообщение о начале предварительного отбора публикуется в "Российской газете" и может быть дополнительно опубликовано в органах печати субъектов РФ и размещено на официальном сайте агентства в сети Интернет. Плата за участие в конкурсном отборе и получение конкурсной документации не взимается. Конкурс проводится в соответствии с решением правления агентства в трех следующих случаях: при наступлении страхового случая, в период осуществления выплаты страхового возмещения, при признании предшествующего конкурса несостоявшимся.
Изменен размер обязательной продажи части валютной выручки
Утверждено Указание ЦБ РФ от 26 ноября 2004 г. N 1520-У "О внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 30 марта 2004 г. N 111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации"". Ее размер теперь составляет 25% против бывших 10%.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте России 8 декабря 2004 года. Регистрационный N 6176.
Утверждено Положение о территориальном органе
Федеральной антимонопольной службы
Подписан приказ ФАС России от 13 октября 2004 г. N 135 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы".
Утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы для каждого территориального органа, включенного в перечень территориальных органов Федеральной антимонопольной службы.
Зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2004 года. Регистрационный N 6166.
Внесены изменения в Закон об акционерных обществах
Подписан Федеральный закон от 2 декабря 2004 г. N 153-ФЗ "О внесении изменения в статью 68 Федерального закона "Об акционерных обществах".
Внесены изменения в статью 68 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах": член совета директоров (наблюдательного совета) общества, не участвовавший в голосовании или голосовавший против решения, принятого советом директоров общества в нарушение порядка, установленного Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества, вправе обжаловать в суд указанное решение в случае, если этим решением нарушены его права и законные интересы. Такое заявление может быть подано в суд в течение одного месяца со дня, когда член совета директоров общества узнал или должен был узнать о принятом решении.
Принят Государственной думой 12 ноября 2004 года. Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2004 года.
О законопроектах, рекомендуемых банковским комитетом
Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании 9 декабря рекомендовал нижней палате парламента принять в третьем чтении пять законопроектов.
Законопроект "О кредитных историях" направлен на создание на частной основе системы доступа к информации о добросовестности исполнения заемщиками обязательств перед кредиторами (коммерческими банками). Законопроект предусматривает создание как частных бюро кредитных историй, так и центрального каталога кредитных историй при Банке России.
Законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях" вносит изменения в Гражданский кодекс, в Кодекс об административных правонарушениях, в законы "О банках и банковской деятельности" и "Об аудиторской деятельности". Он предусматривает, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
В соответствии с документом доля или сумма долей в капитале бюро кредитных историй соответственно одного лица или лиц, являющихся аффилированными по отношению к нему, или лиц, являющихся аффилированными по отношению к лицу, не участвующему в капитале бюро кредитных историй, не должна превышать 50%. Документом определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй.
Законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" направлен на уточнение правового положения ипотечного агента и характеристик ипотечных ценных бумаг.
Документ вносит изменения в части установления особого порядка удовлетворения требований кредиторов - владельцев ипотечных облигаций.
Как работает Закон о страховании вкладов
По словам заместителя председателя Банка России, руководителя Главной инспекции кредитных организаций Геннадия Меликьяна, события, имевшие место в российском банковском секторе в начале лета, не повлияли серьезным образом на активность банков в сфере вступления в систему страхования вкладов. Г. Меликьян пояснил, что в соответствии с законом заявки на вступление в систему банки должны были подать до 26 июня, и основная часть банков подала заявки уже к началу мая, а несколько крупных банков - в июне. Общее число банков, подавших заявки, составило 1120.
Как указал Г. Меликьян, закон предполагает несколько этапов в отборе банка для принятия в систему страхования. Сначала проводится предварительный анализ на основе отчетных данных банка и той информации, которой располагает ЦБ РФ по различным банкам. Задача этого этапа - сформировать задание на проверку. Второй этап - наиболее трудоемкий - проведение проверок банков. Заключения готовятся на основе информации, которой располагает Центральный банк, - по отчетным данным и по результатам проверки. Заключения выносятся на рассмотрение Комитета банковского надзора ЦБ РФ. Г. Меликьян пояснил, что в соответствии с законодательством в случае отказа банку во вступлении в систему страхования вкладов он может повторно подать заявку.
Если банк не вошел в систему страхования, то по истечении 21 месяца со дня вступления закона в силу (с декабря 2003 г.) банк обязан проинформировать общественность о том, что банк не участвует в системе страхования. Г. Меликьян подчеркнул, что никакой прямой связи между финансовым состоянием банка и сроками прохождения в систему нет.
ЦБ РФ отказался от требования создания резервов по кредитам,
что на очереди?
Банк России готов отменить требования по созданию резервов по оттоку капитала, сообщил первый зампредседателя Банка России Алексей Улюкаев.
Соответствующие требования были введены после вступления в силу новой редакции Закона о валютном регулировании и валютном контроле в июне текущего года.
А. Улюкаев подчеркнул, что к настоящему времени введенный законом механизм отлажен и Банк России готов к снижению объема первоначально установленных требований. В частности, по словам А. Улюкаева, ЦБ РФ уже отказался от требования создания резервов по кредитам, которые российские банки привлекают от нерезидентов. На очереди - отмена требований по резервированию при оттоке капитала.
Вместе с тем зампред Банка России отметил, что спецсчета для валютных операций будут сохранены, что даст возможность при неблагоприятных условиях восстановить требования по резервированию.
Банк России и Минфин заключат соглашение об управлении
средствами стабфонда
Первый заместитель председателя Центробанка Алексей Улюкаев подтвердил 15 декабря, что ЦБ РФ и Минфин России в ближайшее время готовы заключить соглашение об управлении средствами стабилизационного фонда.
Инвестирование средств стабфонда в иностранные ценные бумаги в соответствии с этим документом начнется в январе или в начале февраля 2005 года, сообщил Улюкаев.
Министр финансов напомнил, что свободный остаток средств в фонде планируется направлять на плановые платежи по внешнему долгу России и досрочное погашение части этого долга в 2005 году.
О предложениях, связанных
с организацией деятельности филиалов
Эксперты Ассоциации региональных банков России, рассмотрев информационное сообщение Банка России "О предложениях, связанных с организацией деятельности внутренних структурных подразделений кредитных организаций (филиалов)", считают нецелесообразным введение изменений в сложившийся порядок работы системы внутренних подразделений банков, поскольку явных преимуществ данное нововведение не несет.
В письме, направленном в Банк России, отмечается, что предложенный вариант перечня операций, допустимого для отделения, повлечет за собой невозможность развития сети дополнительных офисов в том виде, в котором она существует в настоящее время. Станет невозможным создавать на территории субъекта РФ дополнительные офисы, осуществляющие большую часть операций, указанных в лицензии кредитной организации. В результате для осуществления полноценной работы по кредитованию (и, возможно, для работы с векселями, поскольку последние в информсообщении вообще не упоминаются) придется создавать филиалы, что противоречит декларируемым намерениям снизить материальные затраты кредитных организаций и повысить эффективность их деятельности.
Учитывая, что отличия элементов надзора и регулирования, присущих существующим в настоящее время внутренним структурным подразделениям кредитных организаций, сводятся к видам осуществляемых ими банковских операций и территориальной подведомственности надзорным органам. Из этого следует вывод, что унификация внутренних структурных подразделений по вышеуказанным признакам лишь ухудшит положение кредитных организаций.
В частности, в настоящее время кредитные организации могут:
а) открывать полноценные дополнительные офисы на территории, подведомственной соответствующему управлению Банка России;
б) открывать кредитно-кассовые узлы, в том числе и на территории, не подведомственной соответствующему управлению Банка России.
В письме АРБ отмечено, что в результате кредитные организации практически ничего не приобретают, поскольку отделения, которые предполагается создавать, в своей ограниченности в части перечня возможных совершаемых банковских операций аналогичны существующим кредитно-кассовым офисам, но зато лишаются возможности охватывать соответствующую территорию полноценными дополнительными офисами, вследствие чего вместо последних придется создавать филиалы со всеми вытекающими отсюда организационными и материальными затратами.
Предлагаемые изменения являются целесообразными лишь при условии определения допустимого для отделений перечня операций аналогично существующему в настоящее время для дополнительных офисов. При этом перечень должен содержать четкие указания относительно всех возможных видов операций, которые в него входят.
Также эксперты АРБ ставят вопрос по поводу тех внутренних подразделений, в которых по одному адресу располагается несколько касс вне кассового узла. Подобная организация работы часто вызвана тем, что одного кассового узла недостаточно для ведения операций с клиентами. Если все остальные виды внутренних подразделений будут упразднены (включая и операционные кассы вне кассового узла), то возникает необходимость организации нескольких "отделений" по одному адресу, что вызовет сложности в управлении данными подразделениями.
Отмечается, что из информсообщения непонятно, каким образом будут преобразовываться уже существующие структурные подразделения, которые не обладают чертами структурного подразделения как такового, а именно - операционные кассы вне кассового узла и обменные пункты. В связи с этим необходимо подробно прописать процедуру преобразования существующих внутренних структурных подразделений банков в отделения и установить переходный период не менее трех лет, в течение которого эта структура подлежит приведению в соответствие с требованиями.
Кроме того, при преобразовании существующих внутренних структурных подразделений в отделения эксперты ассоциации считают необходимым исключить повторное обследование на предмет технической укрепленности и все имеющиеся положительные заключения на момент переименования оставить без изменений.
Введение запрета отделению на открытие счетов в подразделениях расчетной сети Банка России для осуществления операций эксперты ассоциации считают необоснованным, так как при открытии отделений вне пределов подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью кредитной организации (филиала), теряется весь смысл открытия данных отделений.
Требование о составлении и представлении отчетности отделением в территориальное учреждение Банка России по месту его нахождения даже в сокращенной форме представляется нецелесообразным, так как все операции, осуществляемые отделением, будут включаться в ежедневный баланс кредитной организации. Кроме того, такое требование существенно увеличит затраты кредитных организаций на составление отчетности.
В России появятся безотзывные вклады
Центробанк объявил 8 декабря, что поддерживает идею введения безотзывных вкладов. Положив деньги на такой счет, граждане уже не смогут снять их при первой необходимости, пожертвовав процентами.
"Сейчас готовятся изменения в статью 837 Гражданского кодекса, которые расширяют спектр возможностей и для банков, и для вкладчиков. Мы поддерживаем эту идею", - заявил 7 декабря первый зампред Центробанка Андрей Козлов. По его словам, подготавливаемые изменения "призваны решить одну из основных проблем в развитии российского банковского сектора - проблему долгосрочной кредитной базы, формирование которой затруднено тем, что в настоящее время срочные кредиты могут быть отозваны в любой момент".
По оценкам экспертов, на сегодняшний день лишь 4% пассивов банков - это вклады физических лиц на срок до трех лет и 8% пассивов - вклады до одного года.
В банковском сообществе разрабатывались разные схемы. Наиболее приемлемым оказалось предложение банков ввести безотзывный вид вклада наряду с обычными. Чтобы сделать безотзывный вклад более привлекательным, процентные ставки по нему должны устанавливаться на 1,5-2% выше, чем по обычным.
Заместитель руководителя банковского комитета Госдумы Павел Медведев не поддерживает идею изменения ГК РФ. У него есть опасения, что, если будет введен безотзывный вид вклада, банкиры сделают его основным в своих услугах населению, а вклады с возможностью изъятия сделают непривлекательными, снизив по ним процентные ставки.
"Бухгалтерия и банки", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
http://www.bib.bankir.ru
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540