Информация
Подписано постановление Правительства РФ от 4 февраля 2005 г. N 54 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, регулирующие вопросы экспортного контроля".
Изменения обусловлены введением в марте 2004 года новой системы и структуры федеральных органов исполнительной власти и изменением полномочий государственных органов в сфере экспортного контроля. Также устанавливается, что за выдачу российского импортного сертификата ФСТЭК России взимается плата в размере 15 МРОТ.
* * *
Приняты Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты (утв. письмом ЦБ РФ от 21 января 2005 г. N 12-Т).
Приводятся примеры ряда сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, что служит одним из оснований для документального фиксирования информации. Такие сделки должны оцениваться кредитными организациями как операции повышенной степени (уровня) риска. Сведения о них подлежат направлению в уполномоченный орган по противодействию отмыванию (легализации) доходов, полученных преступным путем.
* * *
Принято Положение ЦБ РФ от 14 декабря 2004 г. N 265-П "Об аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций".
Определяется порядок аккредитации арбитражных управляющих при Банке России в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций, не имевших лицензии Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Данный порядок включает процедуру рассмотрения заявлений арбитражных управляющих, а также порядок оформления и выдачи свидетельств об аккредитации, продления срока действия аккредитации, аннулирования аккредитации, переоформления и выдачи дубликатов свидетельств об аккредитации, прекращения действия свидетельств об аккредитации.
Положение вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте России 28 января 2005 года. Регистрационный N 6280.
* * *
Подписано Указание ЦБ РФ от 21 декабря 2004 г. N 1532-У "Об утверждении Программы обучения арбитражных управляющих".
В целях обеспечения единого тематического содержания обучения арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций образовательными учреждениями утверждается программа их обучения.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России". Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 2 февраля 2005 г. N 5.
Согласно письму Минюста России от 19 января 2005 г. N 01/287-Вя, не нуждается в государственной регистрации.
* * *
Подписано Указание ЦБ РФ от 13 января 2005 г. N 1544-У "О внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ от 1 декабря 2003 г. N 108-И "Об организации инспекционной деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России)"".
Устанавливаются правовые основания для участия в проведении проверок банков служащих Агентства по страхованию вкладов. Для формирования сводного годового плана комплексных и тематических проверок кредитных организаций и их филиалов, помимо решений и предложений должностных лиц, входящих в структуру Банка России, принимаются предложения агентства. Предложения агентства также являются новым дополнительным основанием для проведения внеплановых проверок кредитных организаций (их филиалов).
Проверки выполнения кредитными организациями нормативов обязательных резервов проводятся одновременно с проверкой правильности отражения обязательств по счетам бухгалтерского учета в балансах филиалов кредитной организации. Решение о проведении внеплановой проверки принимается также при возникновении оснований для осуществления территориальным учреждением Банка России контроля за правомерностью оплаты приобретателями акций (долей) кредитной организации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
* * *
В письме ФСС РФ от 18 января 2005 г. N 02-18/05-305 сообщается код Фонда социального страхования Российской Федерации как администратора поступлений в бюджет - 393.
Приказом Минфина России от 10 декабря 2004 г. N 114н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
Новые коды бюджетной классификации введены в действие с 1 января 2005 года.
В целях обеспечения своевременности и достоверности учета доходов, а также правильности заполнения платежных документов в соответствии с требованиями бюджетной классификации Фонд социального страхования направляет перечень кодов классификации доходов (см. приложение к письму), администратором которых является Фонд социального страхования Российской Федерации.
Думский комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании 8 февраля рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ", расширяющий перечень разрешенных валютных операций, совершаемых между резидентами.
Законопроект предлагает внести изменения в действующий закон "О валютном регулировании и валютном контроле", которые позволят снять ряд проблем, возникающих при осуществлении резидентами и нерезидентами отдельных видов валютных операций. Согласно документу, резиденты имеют право осуществлять некоторые виды расчетов без использования банковских счетов, например, при оказании физлицам-нерезидентам на территории России транспортных, гостиничных и других услуг или при обслуживании воздушных и морских судов иностранных государств в портах.
Кроме этого законопроект уточняет перечень случаев, при которых физлица-резиденты имеют право рассчитываться наличной иностранной валютой. Это право может реализовываться в магазинах беспошлинной торговли и при продаже товаров и оказании услуг в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Изменяется порядок ввоза на территорию России физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты России, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Устанавливается, что свободно ввозится сумма размером до 10 тыс. долл., а большая сумма уже подлежит декларированию. Также прописывается порядок вывоза рублей, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме. Этот порядок аналогичен ныне действующему, который регулирует вывоз наличной иностранной валюты. Законопроект исключает необходимость предварительной регистрации вывоза валюты России и внутренних ценных бумаг в документарной форме.
Законопроект уточняет порядок резервирования. В связи с этим в законе прописывается процедура возврата резиденту зарезервированных им денежных средств в случае ликвидации, реорганизации и отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка, на счет в котором была внесена сумма резервирования. Помимо этого предусматривается механизм досрочного возврата сумм, ошибочно перечисленных на счета по учету сумм резервирования.
Авторы законопроекта предлагают наделить налоговые органы статусом агентов валютного контроля. Подготовленный законопроект исключает положение, дублирующее нормы законодательства о налогах и законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем. В частности, документ предоставляет резиденту право обратиться к органу валютного контроля в случае необходимости с просьбой о прекращении действия выданного ему ранее разрешения. Уполномоченный орган валютного контроля, в свою очередь, наделяется правом прекращать выданные ранее Министерством финансов РФ разрешения на отсрочку платежа на срок более 90 дней по экспорту товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности. Вносится ряд изменений в действующее законодательство РФ в соответствии с нормами закона "О валютном регулировании и валютном контроле".
* * *
Ассоциация российских банков выступает против поправок к закону о банковской тайне, сообщил президент АРБ Гарегин Тосунян. "Мы категорически против", - сказал Тосунян, комментируя появившуюся информацию о том, что Госдума собирается обсудить поправки в закон о банковской тайне, разрешающие работникам правоохранительных органов еще до возбуждения уголовного дела получать всю информацию о движении денег клиента.
Г. Тосунян напомнил, что в существующей редакции закона предоставление банками информации правоохранительным органам обусловлено возбуждением уголовного дела. По мнению Г. Тосуняна, такого рода нововведения отпугнут потенциальных клиентов банков и будут способствовать консервации теневого оборота.
Банк России обещает в ближайшее время отменить норматив общей ликвидности Н5, который, по мнению банкиров, снижает рентабельность бизнеса кредитных организаций.
После выхода Инструкции ЦБ РФ от 1 апреля 2004 г. N 1 Ассоциация региональных банков выпустила заявление, в котором говорилось, что нововведение грозит падением рентабельности банковского бизнеса и как следствие значительным сокращением количества устойчивых региональных банков. Ради ежедневного выполнения норматива общей ликвидности (Н5) банкам приходится держать высокие остатки средств на корсчете, отвлекать серьезные средства, а возможности банков по средне- и долгосрочному кредитованию инвестиционных проектов в реальном секторе существенно ограничиваются.
ЦБ РФ в письме к Ассоциации региональных банков заявил, что Банк России в настоящее время не усматривает оснований для изменения установленного значения обязательного норматива общей ликвидности (Н5).
Однако, выступая в Цюрихе на четвертой сессии Российского экономического форума, первый зампред ЦБ РФ Андрей Козлов заявил, что в ближайшее время ЦБ РФ подготовит проект, отменяющий норматив общей ликвидности Н5. По его словам, еще в конце 2004 года соответствующее решение об отмене этого норматива было принято комитетом банковского надзора ЦБ РФ, и в настоящее время готовится соответствующий акт, который введет эту норму в действие.
* * *
Принято Указание ЦБ РФ от 22 декабря 2004 г. N 1533-У "Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации".
Устанавливаются правила расчета стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после его опубликования в "Вестнике Банка России".
Зарегистрировано в Минюсте России 17 января 2005 года. Регистрационный N 6259.
Правительство РФ на заседании 17 февраля одобрило поправки в действующее законодательство, ужесточающие требования к достаточности капитала банков с 1 января 2007 года. Норматив достаточности капитала определяется как соотношение общей суммы капитала к сумме активов банка. В настоящее время этот норматив, установленный Центробанком РФ, составляет 10% для банков с капиталом более 5 млн евро и 11% для банков с капиталом менее 5 млн евро.
При этом Центробанк может отозвать у банка лицензию либо принять меры по предупреждению его банкротства при снижении данного норматива до уровня ниже 2%. Поправки в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", одобренные правительством, предусматривают, что с 1 января 2007 года Центробанк будет обязан отозвать у банка лицензию, если достаточность его капитала будет находиться на уровне ниже 10% в течение двух месяцев. Меры по предупреждению банкротства кредитной организации могут приниматься Центробанком уже при снижении достаточности капитала до уровня ниже 12%.
* * *
Федеральная служба по финансовым рынкам подготовила законопроект, упрощающий проведение публичного размещения акций на российском рынке. Об этом сообщил руководитель ФСФР Олег Вьюгин.
По словам О. Вьюгина, в настоящее время между первичным размещением и вторичными торгами действует срок в 45 дней, в течение которого действующие акционеры компании-эмитента могут воспользоваться правом преимущественного приобретения акций. "Это сделано для защиты прав миноритарных акционеров", - пояснил О. Вьюгин, добавив, что, например, в Лондоне такого правила не существует.
В то же время, по его словам, в течение этого 45-дневного срока инвесторы, купившие акции при первичном размещении, несут высокие риски изменения цен. Данный вопрос можно решить, предоставив преимущественное право действующим акционерам компании приобретать акции при первичном размещении, но одновременно с остальными инвесторами, убрав таким образом 45-дневный срок, сказал О. Вьюгин.
* * *
ЦБ РФ опубликовал предварительные данные об основных агрегатах аналитических счетов органов денежно-кредитного регулирования на 1 февраля 2005 года. Чистые иностранные активы составили 3,552 трлн руб.; требования к органам государственного управления и к нефинансовым государственным организациям - 329 млрд руб.; требования к организациям частного сектора и населению - 2 млрд руб.; требования к кредитным организациям - 180 млрд руб.; депозиты органов государственного управления - 1,520 трлн руб.
Фирма "Банковские информационные системы" включила в состав интегрированной банковской системы "БИСквит" модуль "Выносная операционная касса", предназначенный для автоматизации рабочего места кассового работника как вне кассового узла, так и в составе любой операционной кассы основных и дополнительных офисов, а также в обменных пунктах.
Важными особенностями модуля являются работа в едином по банку в целом информационном пространстве и отражение всех проводимых операций в бухгалтерском балансе подразделения, к которому относится касса, в режиме реального времени, что обеспечивает оперативность, достоверность и актуальность аналитической информации и повышает степень управляемости банком.
В модуле реализован широкий спектр кассовых и внутренних операций, таких как прием и выдача наличных денежных средств в рублях и иностранной валюте на депозитные счета физических лиц, конверсионные и валютно-обменные операции, в том числе с применением курсов валют, установленных по времени и подразделению, а также специальных курсов единовременных услуг. Предусмотрены оформление заявок на подкрепление денежной наличности и бланков платежных документов, сдача остатков наличности по кассе и бланков платежных документов, передача денежных средств и бланков платежных документов между кассирами.
Интересной для банков представляется возможность выполнения в данном модуле переводов денежных средств в рублях или иностранной валюте по поручению физических лиц с открытием и без открытия депозитных счетов до востребования без использования внешних программных систем.
Также функциональность модуля включает прием коммунальных платежей населения и многие другие виды услуг.
Модуль "Выносная операционная касса" обеспечивает учет наличных денежных средств, ценностей, бланков чеков и других платежных документов в разрезе материально ответственных лиц - кассиров, в том числе в сопроводительных отчетных документах, а также забалансовый номерной учет в разрезе бланков платежных документов, ведение договоров материально ответственных лиц и лимитов остатков по счетам кассиров, учет использованных и испорченных бланков платежных документов, избытков и недостачи, сомнительных денежных знаков. Формирование отчетности по проводимым операциям выполняется в разрезе кассы и кассовых работников.
Использование модуля позволяет банку реализовать передовые технологии обслуживания клиентов как по принципу "одного окна", так и "сквозное обслуживание". Модуль поддерживает сменную работу кассиров и круглосуточное функционирование операционной кассы, различные организационные схемы работы - с разделением на фронт-офис и бэк-офис и без такового.
Модуль имеет удобный пользовательский интерфейс и развитые сервисные возможности по настройке прав пользователя с организацией автоматизированных рабочих мест кассовых работников в соответствии с определенным для них перечнем операций, ведению собственных и использованию данных из всех справочников системы. Автоматически выполняемые операции: заполнение счетов и реквизитов плательщиков, расчет различных сумм платежей, комиссионных и налогов с использованием соответствующих справочников, расчет разницы между принятыми денежными средствами и суммой платежа - позволяют снизить трудозатраты и вероятность ошибок персонала. В модуле предусмотрен механизм автоматического соответствия смен и операционных дней, контроль оборотов и остатков наличности и платежных документов по окончании рабочей смены кассира.
Актуальным моментом является возможность настройки автоматического контроля реквизитов клиента по "черным спискам" и спискам террористических организаций.
Использование модуля "Выносная операционная касса" в составе ИБС "БИСквит" позволит банку оптимизировать свои операционные расходы за счет предоставления клиентам комплекса высокотехнологичных стандартизированных услуг в кассовых подразделениях как центральных, так и удаленных дополнительных офисов.
Подписано письмо Федеральной налоговой службы от 14 января 2005 г. N ШС-6-10/8@ "Об исполнении банками расчетных документов, принятых до 1 января 2005 года".
Расчетные документы клиентов банка на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ, оформленные до 1 января 2005 года и находящиеся в картотеке "Расчетные документы, не оплаченные в срок", подлежат исполнению кредитными организациями в общем порядке и переоформлению не подлежат.
* * *
Телеграммой ЦБ РФ от 31 декабря 2004 г. N 156-Т устанавливаются рублевые эквиваленты уставного капитала для создаваемых банков и небанковских кредитных организаций, а также рублевые эквиваленты собственных средств (капитала) для кредитных организаций, ходатайствующих о получении генеральной лицензии и небанковских кредитных организаций, ходатайствующих о получении статуса банка, на I квартал 2005 года.
* * *
Подписан приказ ЦБ РФ от 31 декабря 2004 г. N ОД-906 "О поправочных коэффициентах Банка России".
При расчете стоимости обеспечения по кредитам Банка России корректировка рыночной стоимости облигаций городских облигационных займов Москвы, имеющих государственные регистрационные номера выпусков RU27039MOS, RU25040MOS, производится с применением поправочного коэффициента 0,8.
* * *
Законопроект, отменяющий безусловное право вкладчика на досрочное изъятие вклада, отправлен в правительство в рамках "нулевого чтения". Акцент в нем сделан на то, что введение ограничений на снятие денег позволит избежать кризисов и выдавать более "длинные" кредиты.
Как отметил заместитель председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков, законопроектом предусматривается поправка в Гражданский кодекс, предоставляющая сторонам договора банковского вклада право самостоятельно устанавливать порядок возврата денежных средств, включая условие об отказе вкладчика от права на получение вклада по первому требованию.
В настоящее время банк обязан возвратить вкладчику сумму вклада вне зависимости от условий заключенного между ними договора. Так гласит Гражданский кодекс.
Законопроект о безотзывных вкладах, существующий в разных вариантах уже не первый год, теперь начинает свой путь в правительстве.
Как говорит Анатолий Аксаков, в результате действующей сейчас нормы банки не в состоянии планировать размещение привлеченных от вкладов денежных средств на длительные сроки, поскольку всегда существует вероятность досрочного расторжения договора срочного банковского вклада. В таких условиях возможность активного участия банков в долгосрочных проектах (инвестиционных и ипотечных) существенно снижается. Депутат ссылается на международную практику заключения банковских договоров, которые предусматривают необходимость согласования возможностей и условий досрочного закрытия вкладов между банком и вкладчиком.
* * *
Консультативный совет ассоциации "Россия" считает необходимым внести изменения в статью 174 части второй Налогового кодекса РФ.
Это позволит освободить банки от несвойственной им фискальной функции отслеживать установленную законом для налоговых агентов последовательность расчетов с бюджетом и перечисления денежных средств налогоплательщикам - иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах России.
Законодательство России не обязывает налоговых агентов нерезидентов, не состоящих на учете в налоговых органах, сообщать обслуживаемому их банку о том, что они исполняют функцию агента указанного нерезидента. Поэтому банки для исполнения положений абзаца третьего пункта 4 статьи 174 части второй Налогового кодекса должны требовать от всех клиентов, желающих перевести денежные средства со счета куда-либо, доказательств, что они не являются налоговыми агентами нерезидента, который не состоит на учете в налоговых органах. Подобное налоговое администрирование, считает Консультативный совет, не способствует нормальному развитию банковской системы страны.
В Москве 16-17 февраля 2005 года прошел юбилейный Пятый международный форум iFin-2005 "Дистанционные финансовые услуги в России - на пути к Банку Будущего".
Организатором форума традиционно стал финансовый интернет-портал iFin.ru при поддержке Ассоциации российских банков.
В президиуме форума на пленарном заседании присутствовали и выступали представители оргкомитета, Ассоциации российских банков, компаний-спонсоров. Открыл форум его бессменный идеолог и вдохновитель, председатель оргкомитета всех форумов iFin Андрей Бурдинский.
От имени АРБ выступил председатель комитета АРБ по банковским и интернет-технологиям Олег Скворцов. В своем выступлении Олег Скворцов рассказал о важности дистанционного обслуживания клиентов для развития банковского бизнеса и высоко оценил значимость подобных форумов для развития рынка.
Директор по развитию корпоративных проектов корпорации Intel Николай Местер в своем выступлении говорил о мобильности как о краеугольном камне фундамента розничных услуг банка. Он затронул такие темы, как бизнес-аспекты и тенденции развития технологий дистанционного обслуживания и аппаратных средств, обеспечивающих поддержку подобных услуг.
Начальник информационно-аналитического управления ММВБ Валерий Алферов на примере ММВБ рассказал о роли биржи в развитии интернет-трейдинга. Также на пленарном заседании выступили: генеральный директор компании "Банк'с Софт Системс" Евгений Яковлев, исполнительный директор компании "БИФИТ" Дмитрий Репан, генеральный директор Faktura.ru Сергей Жуков.
Все выступившие на пленарном заседании получили памятные дипломы участников Пятого юбилейного форума.
Участниками форума стали более двух десятков компаний: Aplex, CSBI, Ernst & Young, Hewlett Packard, R-Style Softlab, SimMP, "Диасофт", "Документум", "ИНИСТ", "Комита", "Логика Бизнеса", "МФД-Инфоцентр", "Оникс Капитал" (совместно с Bankir.ru), "РФК", "СтранаЭкспресс", "Телеком Дизайн", "ФОРС - Банковские системы" и др.
После пленарного заседания и короткого перерыва началась секционная работа. Вниманию участников были предложены следующие секции: "Новые технологии и решения для организации дистанционного финансового обслуживания корпоративных клиентов" и "Значение дистанционных сервисов в создании модели комплексного обслуживания корпоративных клиентов".
Второй день работы форума был посвящен обслуживанию индивидуальных клиентов.
* * *
В Токио 17 февраля 2005 года прошла российско-японская конференция "Банки, финансовые инструменты и инвестиционно-строительная деятельность России".
Как сообщил зампред комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Госдумы РФ Анатолий Аксаков, цель конференции - налаживание прямых контактов с объединениями банков и финансовых учреждений Японии. В частности, как пояснил А. Аксаков, речь идет о поиске фондов для создания системы доступных населению ипотечных кредитов, задаче, актуальной для всей российской банковской системы. "И в данном случае опыт и ресурсы банков Японии в применении ипотеки трудно переоценить", - отметил А. Аксаков.
А. Аксаков добавил, что конференция проводится Ассоциацией российских банков совместно с Ассоциацией банков Японии и Ассоциацией промышленников Японии ("Ниппон Кейданрен"). С российской стороны, в частности, в конференции приняли участие президент АРБ Гарегин Тосунян, зампред ЦБ РФ Геннадий Меликьян и заместитель руководителя ФСФР Владимир Гусаков.
* * *
Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что Россия не нуждается в привлечении крупных кредитов Всемирного банка.
На встрече с главой представительства Всемирного банка в России Кристалиной Георгиевой С. Лавров отметил, что необходимо обсудить конкретные направления сотрудничества России со Всемирным банком. "Эти направления обсуждались в ходе визита в Россию президента Всемирного банка Джеймса Вулфенсона, но без крупных кредитов. Они нам не требуются", - сказал С. Лавров.
В свою очередь К. Георгиева поблагодарила министра за содействие в области реализации в России некоторых проектов банка и отметила, что ряд новых направлений деятельности банка будет затрагивать российское внешнеполитическое ведомство.
* * *
В рамках программы поддержки малого и среднего бизнеса в бюджете Санкт-Петербурга на 2005 год предусмотрено 25 млн руб. на страхование рисков банков, кредитующих инвестиционное развитие малого бизнеса. Об этом 15 февраля заявил на пресс-конференции председатель комитета экономического развития промышленной политики и торговли городской администрации Владимир Бланк.
"Бухгалтерия и банки", N 3, март 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерия и банки"
Журнал зарегистрирован Государственным комитетом Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации ПИ N 77-1995 от 24 марта 2000 г.
Издается с 1996 г.
Учредитель: ООО "Редакция журнала "Бухгалтерия и банки"
Адрес редакции: 127055, Москва, а/я 3
Телефоны редакции (495) 778-9120, 684-2704
Оформить подписку на журнал можно в редакции, в альтернативных подписных агентствах (в Москве - "Интерпочта") или на почте по каталогу Роспечати - индекс 71540