Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 227863-4 "О социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Досье на проект федерального закона
Основным законом Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, которая провозглашает равенство всех граждан перед законом, а также равенство прав человека и гражданина независимо от обстоятельств. Вследствие этого можно утверждать, что граждане, пострадавшие от радиационного воздействия, должны иметь равные социальные гарантии независимо от ситуаций, в результате которых они пострадали.
На основании этого в проекте федерального закона "О социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" предлагается отдельные нормы Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - "чернобыльский" закон) и Федерального закона от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - "семипалатинской" закон) распространить на граждан, пострадавших от радиационных аварий на производственном объединении "Маяк", которые ранее для них не были предусмотрены.
Настоящий законопроект имеет характер прямого действия.
Основные изменения, предусмотренные в законопроекте в сравнении с действующим Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", сводятся к следующему:
1) преамбула законопроекта сформулирована по аналогии с "чернобыльским" законом;
2) в части второй статьи 1 законопроекта предлагается дополнить перечень мер, определяемых Правительством Российской Федерации: определение режима проживания в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению, порядок добровольного отселения жителей, осуществления на этой территории хозяйственной и иной деятельности, проведения мероприятий по охране здоровья и снижению риска заболеваемости населения;
3) в пункт 3 части первой статьи первой внесены уточнения при определении категории граждан, добровольно выехавших из населенных пунктов, которые впоследствии были ликвидированы (дополнительное финансирование не предусмотрено);
4) в перечень категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которых распространяется действие настоящего Федерального закона, внесены новые категории граждан:
а) граждане, постоянно проживающие (работающие) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) - пункт 5 статьи 1.
Подобная категория граждан присутствует в "чернобыльском" законе, а территория проживания этих граждан определена как территория проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с "чернобыльским" законом такая территория характеризуется плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км, а также среднегодовой эффективной эквивалентной дозой облучения населения менее 1 мЗв (0,1 бэр).
На территории Челябинской и Курганской областей также имеются населенные пункты с плотностью загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/км.
К таким населенным пунктам относятся прежде всего населенные пункты, расположенные на реке Теча.
Так, по результатам работы, выполненной структурными подразделениями Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках федеральных целевых программ по преодолению последствий радиационных аварий в Уральском регионе, к таким населенным пунктам относятся 3 населенных пункта в Челябинской области (Бродокалмак, Русская Теча, Нижнепетропавловское) и 10 населенных пунктов в Курганской области (Лобаново, Верхняя Теча, Анчугово, Бугаево, Шутихинское, Бисерово, Скилягино, Затеченское, Ключевское, Першинское).
Льготы и денежные выплаты для указанной категории граждан предусмотрены в статье 7 законопроекта и являются аналогичными для такой же категории граждан в "чернобыльском" законе. Финансовые расходы представлены в таблицах 1-7 финансово-экономического обоснования к законопроекту;
б) граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) - пункт 8 статьи 1;
в) граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр) - пункт 9 статьи 1.
В соответствии с действующим законодательством в настоящее время льготы и компенсации предоставляются гражданам, получившим накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), которые проживали в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. В то же время незащищенными остаются права и интересы граждан, проживавших в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и также получивших накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв.
На основании комплекса работ, проведенных Институтом глобального климата и экологии Росгидромета и Российской Академии наук за счет средств федеральных целевых программ по реабилитации территорий Уральского региона, пострадавших от радиационных аварий на производственном объединении "Маяк" и преодолению последствий этих аварий, в Челябинской и Свердловской областях определены населенные пункты, на территории которых уровни загрязнения почв стронцием-90 в ареале землепользования превышают 2 Ки/км2.
В Челябинской и Свердловской областях таких населенных пунктов насчитывается 6 и 20 соответственно (перечень населенных пунктов указан в приложении).
В соответствии с предварительными расчетами, выполненными центрами Госсанэпиднадзора, в Челябинской и Свердловской областях (методические указания "Реконструкция накопленной дозы у жителей бассейна реки Теча и зоны аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", в редакции 2003 года) среди граждан, проживавших в определенное время в указанных населенных пунктах, имеются возрастные группы с накопленной эффективной дозой облучения свыше 7 сЗв, но не более 35 сЗв. В некоторых населенных пунктах Челябинской области жители отдельных возрастных групп имеют накопленную дозу свыше 35 сЗв.
Компенсационные выплаты для указанных категорий граждан предусмотрены в статьях 8 и 9 законопроекта соответственно в том же объеме, что и для дозовых категорий граждан, проживавших в свое время в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.
Предполагаемое число граждан этих категорий, проживавших в указанный период в Челябинской и Свердловской областях, а также финансовые затраты для денежных выплат представлены в таблицах 10-13 финансово-экономического обоснования к проекту данного федерального закона.
Вместе с тем, в соответствии с утвержденной в 1994 году Концепцией радиационной, медицинской, социальной защиты и реабилитации населения Российской Федерации, подвергшегося аварийному облучению, вышеуказанные категории граждан отнесены к категории облученных.
В настоящее время наиболее серьезными последствиями облучения граждан, имеющих накопленные дозы облучения свыше 7 сЗв, является повышенная заболеваемость злокачественными новообразованиями и лейкозом. Практические результаты, полученные в ходе многолетней работы медиков, прежде всего с жителями прибрежных сел реки Теча, подтверждают данное положение.
Таким образом, принимая во внимание тот факт, что обе дозовые категории граждан имеют повышенный риск развития злокачественных новообразований в отдаленные сроки после облучения по сравнению с необлученными людьми, представляется необходимым расширение льгот для данных категорий граждан в части организации их медицинской реабилитации в том объеме, который уже прописан в действующем законе для граждан, эвакуированных из определенных населенных пунктов.
Рассматривая данное предложение, необходимо учитывать и тот факт, что для дозовых категорий граждан, указанных в "семипалатинском" законе, предусмотрены ежемесячные денежные выплаты в размере 800 рублей для граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв, и 250 рублей - для граждан, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв, но не более 25 сЗв.
Для указанной категории граждан законопроектом предусмотрены льгота и компенсации как для соответствующих категорий граждан, проживавших в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и определенных статьями 8 и 9 действующего Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ.
Финансовые затраты для денежных выплат представлены в таблицах 8-13 финансово-экономического обоснования к проекту данного федерального закона;
5) в соответствии с пунктами 4 и 6 части третьей статьи 27.1 "чернобыльского" закона ежемесячные денежные выплаты, кроме прочих категорий, предусмотрены:
детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в зоне проживания с правом на отселение, - 500 рублей;
детям и подросткам в возрасте до 18 лет, постоянно проживающим в населенных пунктах с льготным социально-экономическим статусом, - 300 рублей.
В соответствии с действующим законодательством в Челябинской области имеются населенные пункты, приравненные к зоне проживания с правом на отселение (село и станция Муслюмово).
Кроме того, с учетом новой категории граждан, предусмотренной в пункте 5 статьи 1 законопроекта, по аналогии с "чернобыльским" законом, правом на ежемесячную денежную компенсацию имеют дети и подростки до 18 лет, проживающие в населенных пунктах с льготным социально-экономическим статусом.
На основании этого в законопроекте предусмотрены:
ежемесячные денежные выплаты для детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), по аналогии с "чернобыльским" законом;
ежемесячные денежные выплаты для детей и подростков в возрасте до 18 лет, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), по аналогии с "чернобыльским" законом.
Финансовые затраты расходов представлены в таблицах 14 и 15 финансово-экономического обоснования к законопроекту;
6) статьей 12 действующего Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ детям первого и второго поколений определенных категорий граждан, страдающим заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей, гарантируется предоставление льгот и денежных выплат, указанных в статье 25 "чернобыльского" закона. В этой статье ограничивается возраст детей, подпадающих под ее действие, до 18 лет. По достижении восемнадцатилетнего возраста даже при условии установленной экспертным советом связи заболевания гражданина с воздействием радиации на родителей социальные гарантии не предусмотрены Федеральным законом "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Вместе с тем другие категории граждан, для которых объем социальных гарантий также поставлен в зависимость от установленной причинной связи заболеваний или инвалидности с последствиями воздействия радиации, пользуются определенными льготами и денежными выплатами.
Таким образом, в настоящее время целая категория граждан, страдающих серьезными заболеваниями, связанными с воздействием радиации на их родителей, остается социально не защищенной.
В целях восстановления прав указанной категории граждан в настоящем законопроекте предусмотрены нормы, обеспечивающие социальные гарантии гражданам, являющимся потомками первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1-12 статьи 1 законопроекта, в отношении которых в установленном порядке подтверждена причинная связь заболеваний или инвалидности с воздействием радиации на родителей.
При расчете риска развития тяжелых наследуемых эффектов у потомков жителей бассейна реки Теча и Восточно-Уральского радиоактивного следа (далее - ВУРСа) использованы номинальные коэффициенты вероятности стохастических эффектов Международной Комиссии по Радиологической Защите (Публикация 60, 1994) и Научного Комитета по Действию Атомной Радиации Организации Объединенных Наций (далее - НКДАР ООН).
По данным регистра Уральского научно-практического центра радиационной медицины, численность потомков первого поколения в населенных пунктах бассейна реки Теча, составляет 22 070 человек, рожденных с 1950 года по 1996 год. Регистр потомков первого поколения ВУРСа составлен только для жителей Челябинской области и насчитывает около 10 594 человека. Диапазон доз внешнего гамма-излучения в когорте ВУРСа составил от 0,3 до 43 мГр, а среднее значение - 10 мГр. Индивидуальные значения доз облучения гонад у жителей, проживающих в районе бассейна реки Теча, достигали 0,94 Гр (среднее значение 0,07 Гр).
Учитывая номинальный коэффициент риска тяжелых наследуемых эффектов (исключая мультифакториальные заболевания) для малых доз и мощностей доз, равный 0,5% на 1 Зв дозы облучения, частота заболеваний, вызываемых доминантными мутациями и мутациями, связанными с X-хромосомой среди потомков первого поколения, проживающих в районе реки Теча, может составить 2-27 случаев, на территории ВУРСа - 1-6 случаев.
Учитывая генетический риск от аутосомно-доминантных и сцепленных с Х-хромосомой заболеваний и врожденных пороков развития, по данным НКДАР ООН, среди потомков первого поколения жителей прибрежных сел реки Теча может быть 5-34 случаев, а второго поколения - 7-45 случаев, а на территории ВУРСа, соответственно, 1-4 случая.
Таким образом, учитывая сохраняющуюся неопределенность в оценке доз облучения населения и отсутствие персонального регистра потомков жителей ВУРСа Свердловской области, максимальное число потомков первого и второго поколений, которые могут иметь тяжелые наследуемые эффекты, не превысит 300 человек.
Финансирование расходов для этих категорий граждан представлено в таблицах 8 - 9 и 22 - 30 финансово-экономического обоснования к законопроекту.
Перечень населенных пунктов,
на территории и в ареале землепользования которых уровни загрязнения почв стронцием-90 превышают 2 Ки/км2
Челябинская область:
1. Село Гаево
2. Поселок Красный Партизан
3. Село Татарская Караболка
4. Деревня Мусакаева
5. Поселок Метлино
6. Село Багаряк
Свердловская область:
1. Село Рыбниковское
2. Поселок Могильниковский Торфяник
3. Село Тыгишское
4. Деревня Четыркина
5. Село Смолинское
6. Деревня Ключи (Смолинские Ключики)
7. Село Щербакове
8. Деревня Попова
9. Деревня Малая Смолинка
10. Деревня Кодинка
11. Деревня Малая Кодинка
12. Поселок Госдороги
13. Поселок Кодинский разъезд
14. Деревня Новый Завод
15. Село Черемхово
16. Деревня Беловодье
17. Деревня Собода (Ст. Лямина)
18. Поселок Первомайский
19. Поселок Ленинский
20. Поселок Трубный
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
Наименование категории
"5) граждане, постоянно проживающие (работающие) в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности)".
Наименование льготы
"1) ежемесячная денежная компенсация в размере 20 рублей" (таблица 1).
Таблица 1
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
трудоспо- собные |
2337 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 560880 |
2093 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 502320 |
2261,3 |
пенсионе- ры |
1750 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 420000 |
1271 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 305040 |
|
учащиеся | 630 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 151200 |
658чел. х 20 руб. х 12 мес. = 157920 |
|
дети | 354 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 84960 |
329 чел. х 20 руб. х 12 мес. = 78960 |
"2) ежемесячная денежная компенсация работающим в населенных пунктах, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и занимающимся в указанной зоне предпринимательской деятельностью в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от времени проживания, работы в размере 80 рублей" (таблица 2).
Таблица 2
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 1171 чел. х 80 руб. х 12 мес. =1124160 |
1026 чел. х 80 руб. х 12 мес. = 984960 |
2109,1 |
"3) ежемесячная денежная выплата в повышенном размере пенсий и пособий неработающим пенсионерам и инвалидам, детям-инвалидам в зависимости от времени проживания в размере 74 рублей 13 копеек.
Выплата в повышенном на 20 процентов размере стипендий аспирантам, учащимся государственных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, расположенных в населенных пунктах, на территории которых средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
Выплата дополнительного пособия зарегистрированным в установленном порядке безработным в размере 50 рублей" (таблица 3).
Таблица 3
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
пенсионеры | 1750 чел. х 74,13 руб. х 12 мес. = 1556730 |
1271 чел. х 74,13 руб. х 12 мес. = 1130630 |
2687,4 |
безработ- ные |
701 чел. х 50 руб. х 12 мес. = 420600 |
644 чел. х 50 руб. х 12 мес. = 386400 |
807,0 |
"4) ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работающим в населенных пунктах, на территории которых средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы)" (таблица 4).
Таблица 4
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 1171 чел. х 7 дней х 190,08 руб. = 1558085 |
1026 чел. х 7 дней х 190,08 руб. = 1365154 |
2923,2 |
"5) пособие по беременности и родам в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от стажа работы" (таблица 5).
Таблица 5
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 50 чел. х 140 дней х 152,97 руб.* = 1070790 |
47 чел. х 140 дней х 152,97 руб. = 1006552 |
2077,3 |
______________________________
* По данным Фонда социального страхования Российской Федерации фактические расходы за 2004 год
"6) ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до трех лет:
детям первого года жизни в размере 230 рублей;
детям второго и третьего года жизни в размере 200 рублей" (таблица 6).
Таблица 6
/-----------------------------------------------------------------------\
| Круг лиц |Челябинская область, за |Курганская область, за | Итого, |
| | год, рублей | год, рублей |тыс. рублей|
|----------+------------------------+-----------------------+-----------|
|дети |50 чел. х 230 руб. х 12 |50 чел. х 230 руб. х 12| 912,0 |
|первого | мес. = 138000 | мес. = 138000 | |
|года жизни| | | |
|----------+------------------------+-----------------------| |
|дети |144 чел. х 200 руб. х 12| 121 чел. х 200 руб. х | |
|второго и| мес. = 345600 | 12 мес. = 290400 | |
|третьего | | | |
|года жизни| | | |
\-----------------------------------------------------------------------/ |
"7) ежемесячная компенсация в размере 180 рублей на питание детей в детских дошкольных учреждениях" (таблица 7).
Таблица 7
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
дети | 354 чел. х 180 руб. х 12 мес. = 764640 |
279 чел. х 180 руб. х 12 мес. = 602640 |
1367,3 |
Итого по категории |
8195600,0 | 6949000,0 | 15144,6 |
Наименование категории
"6) граждане, проживавшие в 1949-1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр)".
Наименование льготы
Пункт 3 части третьей статьи 14:
"3) гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 8, 11 и 13 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 800 рублей" (таблица 8).
Таблица 8
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей | Итого, тыс. рублей |
граждане | 14 чел. х 800 руб. х 12 мес. = 134400 |
134,4 |
Наименование категории
"7) граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв".
Наименование льготы
Пункт 4 части третьей статьи 14:
"4) гражданам, указанным в пунктах 7 и 9 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 250 рублей" (таблица 9).
Таблица 9
Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
|
граждане | 842 чел. х 250 руб. х 12 мес. = 2526000 |
738 чел. х 250 руб. х 12 мес. = 2214000 |
4740,0 |
Наименование категории
"8) граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр)".
Наименование льгот
Пункт 3 части третьей статьи 14:
"3) гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 8, 11 и 13 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 800 рублей" (таблица 10).
Таблица 10
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей | Итого, тыс. рублей |
граждане | 83 чел. х 800 руб. х 12 мес. = 796800 | 4740,0 |
"гражданам, указанным в пунктах 6 и 8 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 200 рублей" (таблица 11).
Таблица 11
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей | Итого, рублей |
граждане | 83 чел. х 200 руб. х 12 мес. = 199200 | 199,2 |
Всего по категории |
996000,0 | 996000,0 |
Наименование категории
"9) граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр)".
Наименование льгот
пункт 4 части третьей статьи 14:
"4) гражданам, указанным в пунктах 7 и 9 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 250 рублей" (таблица 12).
Таблица 12
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Свердловская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 5000 чел. х 250 руб. х 12 мес. = 15000000 |
4000 чел. х 250 руб. х 12 мес. = 12000000 |
27000,0 |
"гражданам, указанным в пунктах 7 и 9 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируется ежемесячная денежная компенсация в размере 100 рублей.
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Свердловская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 5 000 чел. х 100 руб. х 12 мес. = 6000000 |
4000 чел. х 100 руб. х 12 мес. = 4800000 |
10800,0 |
Всего по категории |
21000000,0 | 16800000,0 | 37800,0 |
Наименование категории
Пункт 3 части превой статьи 14:
"3) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности)".
Наименование льгот
Пункт 6 части третьей статьи 14:
"6) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения составляет в настоящее время свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности) - 500 рублей" (таблица 14).
Таблица 14
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей | Итого, тыс. рублей |
дети и подростки в возрасте до 18 лет |
754 чел. х 500 руб. х 12 мес. = 4524000 |
4524,0 |
Наименование категории
Пункт 4 части первой статьи 14:
"4) дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности)".
Наименование льгот
Пункт 7 части третьей статьи 14:
"7) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, проживающим в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности - 300 рублей" (таблица 15).
Таблица 15
Круг лиц | Челябинская область, за год, рублей |
Курганская область, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
дети и подростки в возрасте до 18 лет |
984 чел. х 300 руб. х 12 мес. = 3542400 |
987 чел. х 300 руб. х 12 мес. = 3553200 |
7095,6 |
Всего по категории |
3542400,0 | 3553200,0 | 7095,6 |
Наименование категории
"13) граждане, являющиеся потомками первого и последующего поколений граждан, указанных в пунктах 1-12 части первой настоящей статьи, получившие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации на их родителей вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Наименование льгот
"1) выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год" (таблица 16).
Таблица 16
круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 87 чел. х 21 раб. день х 190,08 руб. х 4 мес. = 1389104,6 |
1389,1 |
"3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы" (таблица 17).
Таблица 17
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 690 руб.* х 12 мес. = 1242000 | 1242,0 |
______________________________
* По данным Министерства социальных отношений Челябинской области фактические расходы за 2004 год
"5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней" (таблица 18).
Таблица 18
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 87 чел. х 14 дней х 190,08 руб. = 231517,44 |
231,5 |
"6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт";
"12) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении" (таблица 19).
Таблица 19
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
дети | 3 чел. х 90 руб. = 270 | 0,27 |
"13) ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей (а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста)" (таблица 20).
Таблица 20
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 300 руб. х 12 мес. = 540000 | 540,0 |
Пункт 3 части третьей статьи 14:
"3) гражданам, указанным в пунктах 2, 3, 6, 8, 11 и 13 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 800 рублей" (таблица 21).
Таблица 21
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 800 руб. х 12 мес.=1440000 | 1440,0 |
Всего по категории |
4842,9 |
Наименование категории
"14) граждане, являющиеся потомками первого и последующего поколений граждан, указанных в пунктах 1 - 12 части первой настоящей статьи, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации на их родителей"
Наименование льгот
"1) выплата пособия по временной нетрудоспособности до четырех месяцев подряд или до пяти месяцев в календарном году в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год" (таблица 22).
Таблица 22
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей. |
работающие | 87 чел. х 21 раб. день х 190,08 руб. х 4 мес. = 1389104,6 |
1389,1 |
"3) оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади в домах государственного и муниципальных фондов и в приватизированных жилых помещениях (в пределах норм, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации), в том числе и членам их семей, проживающим с ними; оплата в размере 50 процентов за пользование отоплением, водопроводом, газом и электроэнергией, а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, - предоставление скидки в размере 50 процентов со стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, включая транспортные расходы" (таблица 23).
Таблица 23
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 690 руб.* х 12 мес. = 1242000 | 1242,0 |
______________________________
* По данным Министерства социальных отношений Челябинской области (фактические расходы за 2004 год)
"5) использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней" (таблица 24).
Таблица 24
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
работающие | 87 чел. х 14 дней х 190,08 руб. = 231517,44 |
231,5 |
"6) выплата пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка, не превышающего максимального размера пособия по временной нетрудоспособности, установленного федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, независимо от непрерывного стажа работы, в том числе при направлении на врачебную консультацию в другой населенный пункт";
"12) внеочередное обеспечение детей местами в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа с выплатой ежемесячной денежной компенсации в размере 90 рублей на питание ребенка в данном учреждении" (таблица 25).
Таблица 25
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
дети | 3 чел. х 90 руб. = 270 | 0,27 |
"13) ежемесячная денежная компенсация им, а также проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста, на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей" (таблица 26).
Таблица 26
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 300 руб. х 12 мес. = 540000 | 540,0 |
"15) ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в следующих размерах:
инвалидам I группы - 5 000 рублей;
инвалидам II группы - 2 500 рублей;
инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства - 1 000 рублей" (таблица 27).
Таблица 27
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
инвалиды I группы |
14 чел. х 5000 руб. х 12 мес. = 840000 | 840,0 |
инвалиды II группы |
96 чел. х 2500 руб. х 12 мес. = 2880000 | 2880,0 |
инвалиды III группы |
40 чел. х 1000 руб. х 12 мес. = 480000 | 480,0 |
"16) ежегодная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", в следующих размерах:
инвалидам I и II группы - 500 рублей;
инвалидам III группы (в том числе инвалидам с детства) и лицам, получившим лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлено воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча - 400 рублей" (таблица 28).
Таблица 28
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
инвалиды I и II группы |
110 чел. х 500 руб.=55000 | 55,0 |
инвалиды III группы |
40 чел. х 400 руб. =16000 | 16,0 |
"17) единовременная денежная компенсация за вред здоровью в следующих размерах:
инвалидам I группы - 10000 рублей;
инвалидам II группы - 7000 рублей;
инвалидам III группы - 5000 рублей" (таблица 29).
Таблица 29
Круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
инвалиды I группы |
14 чел. х 10000 руб .= 140000 | 140,0 |
инвалиды II группы |
96 чел. х 7000 руб. = 672000 | 672,0 |
инвалиды III группы |
40 чел. х 5000 руб. = 200000 | 200,0 |
Пункт 1 части третьей статьи 14:
"1) гражданам, указанным в пунктах 12 и 14 части первой статьи 1 настоящего Федерального закона, - 1000 рублей" (таблица 30).
Таблица 30
круг лиц | Количество лиц, проживающих на территории Российской Федерации, за год, рублей |
Итого, тыс. рублей |
граждане | 150 чел. х 1000 руб. х 12 мес. = 1800000 |
1800,0 |
Всего по категории |
11318,8 |
Сводка затрат к проекту федерального закона "О социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча"
/------------------------------------------------------------------------\
| Категории граждан | Итого |
| | финансовое |
| |обеспечение, |
| | тыс. рублей |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 5 статьи 1 | 15144,6 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, проживающие (работающие) в населенных пунктах,| |
|подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии| |
|в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и| |
|сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на территории| |
|которых плотность радиоактивного загрязнения почвы| |
|цезием-137 составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя| |
|годовая эффективная доза облучения населения не превышает| |
|1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного| |
|радиационного фона для данной местности) | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 6 статьи 1 | 134,4 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных| |
|пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению| |
|вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и| |
|получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 35| |
|сЗв (бэр) | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 7 статьи 1 | 4740,0 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, проживавшие в 1949 - 1956 годах в населенных| |
|пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению| |
|вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и| |
|получившие накопленную эффективную дозу облучения свыше 7| |
|сЗв (бэр), но не более 35 сЗв | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 8 статьи 1 | 996,0 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных| |
|пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению| |
|вследствие аварии в 1957 году на производственном| |
|объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную| |
|дозу облучения свыше 35 сЗв (бэр) | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 9 статьи 1 | 37800,0 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, проживавшие в 1957-1962 годах в населенных| |
|пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению| |
|вследствие аварии в 1957 году на производственном| |
|объединении "Маяк", и получившие накопленную эффективную| |
|дозу облучения свыше 7 сЗв (бэр), но не более 35 сЗв (бэр)| |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 3 части первой статьи 14 | 4524,0 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в| |
|населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному| |
|загрязнению вследствие аварии в 1957 году на| |
|производственном объединении "Маяк" и сбросов| |
|радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая| |
|эффективная доза облучения составляет в настоящее время| |
|свыше 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем| |
|естественного радиационного фона для данной местности) | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 7 части третьей статьи 14 | 7095,6 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в| |
|населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному| |
|загрязнению вследствие аварии в 1957 году на| |
|производственном объединении "Маяк" и сбросов| |
|радиоактивных отходов в реку Теча, на территории которых| |
|плотность радиоактивного загрязнения почвы цезием-137| |
|составляет от 1 до 5 Ки/км2, где средняя годовая| |
|эффективная доза облучения населения не превышает 1 мЗв| |
|(0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного| |
|радиационного фона для данной местности. | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 13 статьи 1 | 4842,9 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, являющиеся потомками первого и последующего| |
|поколений граждан, указанных в пунктах 1-12 части первой| |
|настоящей статьи, получившие заболевания, включенные в| |
|перечень заболеваний, возникновение или обострение которых| |
|обусловлено воздействием радиации на их родителей| |
|вследствие аварии в 1957 году на производственном| |
|объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку| |
|Теча | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|пункт 14 статьи 1 | 11318,8 |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|граждане, являющиеся потомками первого и последующих| |
|поколений граждан, указанных в пунктах 1-12 части первой| |
|настоящей статьи, ставшие инвалидами вследствие| |
|воздействия радиации на их родителей | |
|----------------------------------------------------------+-------------|
|Всего | 86596,3 |
\------------------------------------------------------------------------/
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О социальных гарантиях гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Тема"
С введением в действие данного законопроекта потребуется:
1. Признать утратившим силу Федеральный закон от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
2. Внести изменения в следующие документы:
1) постановление Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 года N 1005 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
2) приказ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 24 апреля 2000 года N 229 "Об утверждении Положения о порядке оформления и выдачи удостоверений гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.