Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 ноября 2005 г. N вн.2.2-1/3478
по проекту федерального закона N 211456-4 "Об отдельных вопросах исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и размерах страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2006 году", внесенному Правительством Российской Федерации
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
1. Законопроектом предусматривается изменение порядка исчисления и выплаты видов страхового обеспечения, установления их размеров не путем внесения соответствующих норм в базовые федеральные законы, а путем установления временного регулирования этих правоотношений в самостоятельном федеральном законе.
В статьях 2 и 3 законопроекта устанавливается порядок исчисления пособия по беременности и родам, ограничения его максимальным размером и порядок применения районного коэффициента к максимальному размеру пособия по беременности и родам. Вместе с тем регулирование указанных отношений относится к предмету Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Кроме того, предлагаемая редакция частью 3 статьи 3 законопроекта, устанавливающая максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, изменяет права граждан в части определения размера указанного пособия по сравнению с действующим законодательством.
2. Временное регулирование отношений, являющихся предметом Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", предлагается осуществлять в статьях 4 и 5 законопроекта.
При этом, устанавливая в статье 5 законопроекта размеры оплаты расходов, связанных с посторонним специальным медицинским уходом и посторонним бытовым уходом за застрахованным лицом (соответственно 900 рублей и 225 рублей), без внесения представленным законопроектом соответствующих предложений о приостановлении действия положения пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", данная статья законопроекта входит в противоречие с указанным пунктом, поскольку в нем определение размеров оплаты этого вида обеспечения по страхованию отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации.
3. Исходя из наименования статьи 1 законопроекта, в ней должны регулироваться только вопросы финансирования выплаты пособий по временной нетрудоспособности, поэтому в части 2 этой статьи слова "и в связи с материнством" следует исключить как излишние. Обращаем внимание, что исключение указанных слов не изменяет как порядок вступления в добровольные отношения по обязательному социальному страхованию, так и порядок выплаты страхового обеспечения при наступлении страхового случая - материнства, поскольку эти вопросы не относятся к предмету правового регулирования статьи 1 законопроекта.
4. В части 4 статьи 1 законопроекта предусматривается источник финансирования расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности. Однако предметом правового регулирования формы расходования денежных средств в части выплаты пособий по временной нетрудоспособности является федеральный закон о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий финансовый год, а не представленный законопроект. В этой связи предлагается указанную часть изложить в следующей редакции:
"4. Пособия по временной нетрудоспособности в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, предусмотренных законами Российской Федерации и федеральными законами отдельным категориям граждан, выплачиваются за счет средств федерального бюджета, передаваемых Фонду социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2006 год."
5. Нуждается в доработке редакций части 1 статьи 2 законопроекта в целях исключения осложнений в правоприменительной практике, касающейся исчисления пособий по временной нетрудоспособности и по беременности родам. Необходимо конкретизировать редакцию этой части путем замены слов "выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий" на слова "выплачиваемой ему работодателем, производящим выплату указанных пособий (включая заработную плату за работу на условиях внутреннего совместительства)", что устранит возможность неоднозначного понимания состава заработка, из которого исчисляются указанные пособия, как соответствующими органами и работодателями, производящими исчисление пособий, так и гражданами, имеющими право на их получение.
Замечания юридико-технического и лингвостилистического характера учтены в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.