Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца"
5 октября 2004 года в Москве в ходе заседания Совета Министров Союзного государства подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца (далее - Соглашение).
Целью Соглашения является создание правовой основы для организации надлежащего учета иностранных граждан и лиц без гражданства, временно въезжающих в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь, и контроль за их временным пребыванием на территориях государств Сторон.
Необходимость подписания настоящего международного договора была обусловлена тем, что в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин при пересечении границы в пункте пропуска обязан предъявить должностному лицу органа пограничного контроля миграционную карту. Кроме того, в соответствии со статьей 23 упомянутого Федерального закона регистрация органами внутренних дел иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации производится только в том случае, если он предъявил в том числе миграционную карту, имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию. Вместе с тем, в настоящее время пограничный контроль за лицами, пересекающими государственную границу между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, ни со стороны России, ни со стороны Беларуси не осуществляется.
Указанные обстоятельства приводили к невольному нарушению иностранными гражданами, въезжающими в Россию с территории Беларуси, российского законодательства в части соблюдения правил пребывания в Российской Федерации.
Более того, данная ситуация в ряде случаев использовалась незаконными мигрантами, которые с целью уклонения от ответственности за нарушение правил пребывания в Российской Федерации ссылались на то, что прибыли в Россию из Беларуси и в этой связи не имеют на руках миграционной карты.
До подписания Соглашения белорусская сторона добровольно приняла на себя обязательство выдавать миграционные карты гражданам третьих государств и лицам без гражданства, въезжающим на территорию Союзного государства через ее государственную границу, что позволило на должном уровне наладить учет таких лиц. Вместе с тем, правовая база для выдачи миграционных карт белорусской стороной отсутствовала.
Заключение настоящего Соглашения позволяет избежать сложившейся ситуации, поскольку данным международным документом определяется выдача иностранным гражданам миграционной карты на пунктах пропуска по внешней границе Союзного государства с проставлением в ней отметок органами пограничного контроля Российской Федерации или Республики Беларусь (в зависимости от места фактического въезда).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения компетентными органами Сторон иностранному гражданину при въезде на территории государств Сторон выдается для заполнения миграционная карта. В пункте 1 статьи 4 Соглашения определены основные графы миграционной карты.
Соглашение в значительной степени носит рамочный характер. Так, соглашением предусмотрено, что форма миграционной карты, включая основные и дополнительные графы, порядок ее выдачи, заполнения и применения, а также порядок обработки и использования информации, содержащейся в миграционной карте, определяются отдельным Протоколом, который центральные компетентные органы обязуются заключить в течение 90 дней после вступления Соглашения в силу в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Соглашения.
При этом в Соглашении предусматривается, что вопросы регистрации, проставление отметок в миграционной карте, ответственность за нарушение порядка использования миграционной карты осуществляется каждой из Сторон в соответствии с законодательством своего государства (статья 5 Соглашения).
Таким образом, Соглашение позволит Сторонам в дальнейшем договориться по форме и содержанию единой миграционной карты с учетом принятых в каждом государстве правовых норм.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством, а именно Федеральными законами "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Так, в пункте 2 статьи 3 Соглашения определены категории лиц, не являющихся гражданами государств Сторон, освобождаемых от заполнения миграционной карты при въезде на территории государств Сторон и от предъявления миграционной карты при выезде с территорий государств Сторон. К таковым относятся:
а) главы иностранных государств, главы правительств иностранных государств, члены парламентских и правительственных делегаций, руководители международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь по приглашениям органов государственной власти Российской Федерации и/или Республики Беларусь, а также члены их семей и сопровождающие их лица;
б) главы дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и/или Республике Беларусь, сотрудники дипломатических представительств и работники консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации и/или Республике Беларусь, а также члены их семей, проживающие совместно с указанными лицами;
в) должностные лица международных организаций, должностные лица представительств указанных организаций в Российской Федерации и/или Республике Беларусь, должностные лица международных организаций, въехавшие в Российскую Федерацию и/или Республику Беларусь с рабочим визитом и пользующиеся в соответствии с международным договором Российской Федерации или Республики Беларусь дипломатическими привилегиями и иммунитетами, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации и/или Республике Беларусь, а также члены их семей, проживающие совместно с указанными лицами;
г) члены экипажей военных летательных аппаратов третьих государств, члены экипажей воздушных судов гражданской авиации при нахождении в аэропортах, члены бригад поездов, участвующие в международном движении, при нахождении на станциях, члены экипажей транспортных средств, осуществляющие международные перевозки по установленным маршрутам.
В этой связи на основании Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" данное Соглашение подлежит ратификации.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца"
Реализация Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об использовании миграционной карты единого образца будет осуществляться за счет средств, выделяемых на содержание Министерства внутренних дел Российской Федерации, и не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.