Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, предпринимательству и туризму от 7 октября 2005 г. N вн.3.8-13/899
на проект федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму отмечает следующее.
С 1 января 2006 года вступает в силу Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который устанавливает единые правила и порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В связи с этим возникла необходимость устранения существующих в настоящее время противоречивых и дублирующих норм в законодательстве Российской Федерации о закупках для государственных и муниципальных нужд и установления единой процедуры размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.
Рассматриваемый законопроект предусматривает внесение изменений в 18 федеральных законов. Устанавливается, что размещение заказов для государственных и муниципальных нужд осуществляется только путем проведения процедур, установленных Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд". Уточняются понятия государственного и муниципального заказчика, государственного и муниципального контракта, устраняются дублирующие нормы.
Подпунктом "б" пункта 3 статьи 1 законопроекта вносится изменение в абзац 2 пункта 1 статьи 9 Закона РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", в соответствии с которым норма о взимании платы за участие в конкурсе заменяется на норму о взимании платы за предоставление конкурсной документации. Это соответствует положению статьи 20 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд", в которой сказано, что "не допускается взимание с участников размещения заказа платы за участие в конкурсе, за исключением платы за предоставление конкурсной документации".
Пунктом 3 статьи 8 законопроекта вносятся изменения в статью 14 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", исключающие норму, согласно которой Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривают резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд. При этом пунктом 4 статьи 8 законопроекта предлагается сохранить обязательство государственных заказчиков, за исключением случаев размещения заказов для нужд обороны страны и безопасности государства, размещать заказы у субъектов малого предпринимательства в размере пятнадцати процентов общего объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, установленному Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства. Комитет отмечает важность сохранения данной нормы, направленной на поддержку малого предпринимательства.
В статье 9 (пункт 3 подпункт "б") законопроекта предлагается дополнить статью 3 Федерального закона "О государственном оборонном заказе" пунктом 41, в котором устанавливается, что в целях защиты отечественного производителя при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных государственным оборонным заказом, Правительством Российской Федерации могут быть установлены запреты и ограничения на поставку товаров, происходящих из иностранного государства (группы государств), выполнение работ, оказание услуг иностранными лицами.
Изменения в статью 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на уточнение суммы, свыше которой закупка товаров, работ и услуг осуществляется только на основании государственных или муниципальных контрактов. Так, подпунктом "в" пункта 3 статьи 12 законопроекта устанавливается, что если закупка товаров, работ и услуг предполагается на сумму свыше предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, установленного Центральным Банком Российской Федерации, то такая закупка осуществляется только на основе государственного или муниципального контракта (в редакции действующей статьи 71 Бюджетного кодекса Российской Федерации - "все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда").
Изменения в статью 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации направлены на устранение правового пробела в части финансирования деятельности по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд. Так, в предлагаемой законопроектом (статья 12, пункт 3, подпункт "в") новой редакции пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается, что финансирование организации размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд может осуществляться за счет средств, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета или соответствующих бюджетах государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения государственных нужд и в расходах местного бюджета в целях обеспечения муниципальных нужд.
При этом, в соответствии с указанной новой редакцией пункта 3 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исключается норма о том, что государственный и муниципальный контракты включают обязательное условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий контракта. Комитет считает, что исключение данной нормы является нецелесообразным, поскольку отсутствие ответственности исполнителя государственного или муниципального контракта может привести к злоупотреблениям с его стороны.
Изменения в статью 18 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" направлены на обеспечение экономии бюджетных средств при заключении государственных и муниципальных контрактов на закупки газа у газоснабжающей организации. Статья 13 законопроекта предусматривает необходимость согласования запрашиваемых по государственным или муниципальным контрактам объемов поставки газа с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 14 законопроекта предлагается дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях новыми статьями (статьи 15.28 - 15.32), устанавливающими административные правонарушения в области размещения заказа для государственных и муниципальных нужд, а также заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов. К таким нарушениям относятся: нарушение правил размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; нарушение порядка размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; предоставление, опубликование или размещение недостоверных сведений о размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд или размещение недостоверных сведений в реестре закупок; нарушение условий при заключении государственного и муниципального контракта; изменение условий государственного или муниципального контракта.
Статьей 17 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 29 и 34 Федерального закона "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", касающиеся применения национального режима в отношении товаров, происходящих из иностранных государств. При этом часть 5 статьи 29 Федерального закона устанавливает изъятие из этого правила в отношении поставок товаров для государственных нужд. Законопроект дополняет данную норму случаем поставки товаров для муниципальных нужд. Аналогичные изменения предлагаются в статью 34 Федерального закона, которая описывает национальный режим в отношении внешней торговли услугами и устанавливает изъятие для случаев оказания услуг (выполнения работ) для государственных нужд. Законопроект дополняет эту норму случаем оказания услуг (выполнения работ) для муниципальных нужд.
Комитет считает, что вышеуказанные изменения в действующее законодательство Российской Федерации обеспечат установление единой процедуры размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, повышение степени прозрачности проводимых торгов, а также эффективности использования бюджетных средств.
В то же время, Комитет считает необходимым внести в законопроект норму о возможности заключения государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд по результатам аукционов. В настоящее время одним из основных критериев отбора победителя торгов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд является наиболее низкая цена, тогда как в соответствии с пунктом 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, выигравшим торги на аукционе является лицо, предложившее наиболее высокую цену. Необходимо внести изменения в статью 447 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающие возможность проведения аукциона на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, а также признания выигравшим торги на аукционе лицо, предложившее наиболее низкую цену.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Председатель Комитета |
В.Г. Драганов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.