Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам местного самоуправления от 14 октября 2005 г. N вн.3.20-13/359
по проекту федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", внесенному депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Н.И. Ашлаповым, А.Н. Белоусовым, В.Н. Ельцовым, П.П. Камшиловым, В.А. Лазуткиным
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, который является соисполнителем в работе над проектом федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - законопроект), внесенном депутатами Государственной Думы М.Л. Шаккумом, Н.И. Ашлаповым, А.Н. Белоусовым, В.Н. Ельцовым, П.П. Камшиловым, В.А. Лазуткиным, рассмотрен указанный законопроект.
Законопроектом регулируются отношения, связанные с размещением заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - заказы), установленные в Бюджетном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 2003 г." Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и других федеральных законах.
В частности, законопроектом предлагается в статье 54 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 16 законопроекта) установить, что порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля за размещением и исполнением муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и норматииными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Целью рассматриваемого законопроекта является приведение в соответствие с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" 18 федеральных законов.
В проекте федерального закона N 213639-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" сохраняются нормы, устанавливающие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере нормативно-правового регулирования размещения заказов.
В частности, в предлагаемой редакции пункта 5 статьи 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (пункт г) статьи 12 законопроекта) устанавливается, что бюджетные отношения, связанные с государственными и муниципальными контрактами, регулируются федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами и иными нормативными правовыми актами представительных органов местного самоупрамления.
Вместе с тем, в указанной норме необходимо конкретизировать, что бюджетные отношения, связанные с муниципальными контрактами, регулируются уставами муниципальных образований, а не уставами представительных органов местного самоуправления (которых не существует), как возможно трактовать при прочтении данной нормы.
В пункте 3 статьи 8 законопроекта устанавливается обязанность государственных заказчиков по размещению у субъектов малого предпринимательства 15 процентов от общего объема поставок для государственных нужд товаров, выполнения работ, оказания услуг по перечню, устанавливаемому Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, участниками которых являются субъекты малого предпринимательства (в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
В связи с тем, что оказание государственной поддержки при размещении заказов среди малых предприятий имеет немаловажное значение для развития малого бизнеса, формирования инфраструктуры муниципальных образований и роста их налогового потенциала, необходимо вменить в обязанность муниципальных заказчиков размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере 15 процентов от общего объема поставок для муниципальных нужд товаров, выполнения работ, оказания услуг. При этом, следует внести соответствующее изменение в статью 15 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В подпункте а) пункта 2 статьи 12 законопроекта устанавливается, что муниципальный контракт - это договор, заключаемый от имени муниципального образования в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета. Необходимо уточнить данное определение, установив, что обеспечение муниципальных нужд предусматривается в расходах местного бюджета.
Полагаем, что с учетом указанных замечаний и предложений рассматриваемый законопроект может быть рекомендован для принятия его Государственной Думой в первом чтении.
Приложение: решение Комитета на 1 листе.
Председатель Комитета |
В.С. Мокрый |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.