Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 5
к постановлению Центральной
избирательной комиссии
Российской Федерации
от 12 марта 2004 года N 97/794-4
Сведения
о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва
N п/п Наиме- Стр 1 1.1 1.1.1 1.1.2 1.1.3 1.1.4 1.2 1.2.1 1.2.2 1.2.3 1.2.4 2 2.1 2.2 2.3 2.4 3 3.1 3.2 3.2.1 3.2.2
нова- ока
ние фи-
поли- нан
тичес- со-
кой во-
пар- го
тии, от-
изби- че-
рате- та
льного
блока
Посту- По- Соб- Средс Добро- Доб- Посту- Соб- Средс- Средс Средс- Де- Соб- Средс Добро- Доб- Воз- Пере- Воз- Граж- Юриди-
пило сту- ствен- тва, воль- рово- пило в ствен тва, тва тва неж- ствен- тва, воль- рово- враще- чис- враще- да- ческим
средст пило ные выде- ные льные изби- ные выде- граж- юриди- ные ные выде- ные льные но де- лено но нам, лицам,
в в средс средс- лен- пожер- по- рате- средс ленные дани- ческо- средс средс- лен- пожер- по- нежных в до- жер- кото- кото-
изби- тв в тва ные твова- жер- льный тва канди- на го ли- тва, тва ные твова- жер- средст ход твова- рым рым
рате- уста- канди- кан- ния тво- фонд кан- дату ца пере- канди- кан- ния тво- в из бюд- телям зап- запре-
льный нов- дата, дида- граж- вания денеж- дида- выдви- чис- дата, дида- граж- вания изби- жета денеж- реще- щено
фонд, лен- поли- ту данина юри- ных та, нувшей лен- поли- ту данина юри- рате- ных но осуще-
всего ном тичес- выд- диче- средст поли- его ные в тичес- выд- диче- льного средст осу- с-
по- кой ви- ского в, тиче- поли- фонд кой ви- ского фонда, в, по- щес- твлять
рядке пар- нув- лица подпа- ской тичес- с пар- нув- лица всего сту- твлят пожер-
для тии, шей дающих пар- кой ука- тии, шей пивших ь по- твова-
фор- изби- его под тии, парти- зани- изби- его с на- жер- ния
миро- рате- поли- дейс- изби- ей, ем их рате- поли- руше- тво- либо
вания льного тиче- твие рате- изби- на- льного тиче- нием вания не
изби- блока ской п. 9 льно- рате- зна- блока ской уста- либо ука-
рате- пар- ст. 58 го льным чения пар- нов- не завшим
льно- тией, Феде- блока блоком для тией, ленно- ука- обяза-
го изби- раль- вне- изби- го по- зав- тель-
фонда рате- ного сения рате- рядка шим ные
льным закона изби- льным обя- сведе-
бло- от рате- бло- зате- ния в
ком 12.06. льно- ком льные пла-
02 г. го све- тежном
N зало- дения доку-
67-ФЗ га в менте
пла-
теж-
ном
доку-
менте
Шифр 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 190 200 210
стро-
ки
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
1 Едине- 930 915 0,00 0,00 387 528 14 0,00 0,00 14 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 14 0,00 14 14 0,00
ние 450,00 750,0 000,00 750,0 700,00 700,0 700,00 700,00 700,0
0 0 0 0
2 СОЮЗ 227 227 110 0,00 0,00 117 115 0,00 0,00 0,00 115 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 115 0,00 115 0,00 115
ПРАВЫХ 731 616 000 616 000,00 000,00 000,00 000,00 000,00
СИЛ 000,00 000,0 000,00 000,0
0 0
3 РОССИЙ 91 800 91 480 0,00 1 321 89 700 0,00 0,00 0,00 700 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 3 131 0,00 700 0,00 700
СКАЯ 493,00 100 000,00 500,00 298 000,00 000,00 922,00 000,00 000,00
ПАРТИЯ 493,0 993,0
ПЕНСИО 0 0
НЕРОВ
И
ПАРТИЯ
СОЦИАЛ
ЬНОЙ
СПРАВЕ
ДЛИВОС
ТИ
4 Рос- 162 162 122 0,00 3 39 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 040 040 800 500,00 237
кая 690,00 690,0 000,00 190,0
демо- 0 0
крати-
ческая
партия
"ЯБЛОК
О"
5 За 700 550 0,00 0,00 400 150 150 0,00 0,00 0,00 150 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 150 0,00 150 0,00 150
Русь 000,00 000,0 000,00 000,0 000,00 000,00 000,00 000,00 000,00
Святую 0 0
6 Объ- 58 360 58 58 300 0,00 60 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
еди- 000,00 360 000,00 000,00
ненная 000,0
Рос- 0
сийс-
кая
партия
"Русь"
7 Новый 32 393 32 32 390 0,00 0,00 3 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
курс - 368,00 393 000,00 368,0
Авто- 368,0 0
моби- 0
льная
Россия
8 Народ- 263 263 0,00 0,00 63 200 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
но-ре- 000,00 000,0 000,00 000,0
спуб- 0 0
ли-
канс-
кая
партия
России
9 Рос- 751 751 0,00 0,00 305 446 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 000,00 000,0 000,00 000,0
кая 0 0
эколо-
гичес-
кая
партия
"Зеле-
ные"
10 Истин- 49 600 49 41 300 0,00 0,00 8 300 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
ные 000,00 600 000,00 000,0
патри- 000,0 0
оты 0
России
11 НАРОДН 125 122 82 500 0,00 50 39 3 163 0,00 0,00 0,00 3 163 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 3 163 0,00 3 163 0,00 0,00
АЯ 530 367 000,00 000,00 817 083,75 083,75 083,75 083,75
ПАРТИЯ 233,57 149,8 149,8
Рос- 2 2
сийс-
кой
Феде-
рации
12 Демо- 1 796 1 796 1 788 0,00 8 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
крати- 900,00 900,0 000,00 900,00
ческая 0
партия
России
13 Вели- 40 245 36 50 0,00 2 257 33 4 200 0,00 0,00 0,00 4 200 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
кая 000,00 045 000,00 000,00 738 000,00 000,00
Россия 000,0 000,0
- Ев- 0 0
ра-
зийс-
кий
Союз
14 Партия 10 184 10 10 180 0,00 0,00 4 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
СЛОН 000,00 184 000,00 000,0
000,0 0
0
15 "Роди- 158 148 97 365 0,00 2 424 48 9 390 0,00 0,00 0,00 9 390 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 9 390 0,00 9 390 0,00 9 390
на" 078 688 537,00 950,00 898 000,00 000,00 000,00 000,00 000,00
(на- 887,00 887,0 400,0
родно- 0 0
патри-
отиче-
ский
союз)
16 Партия 78 78 0,00 0,00 78 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Мира и 900,00 900,0 900,00
Единс- 0
тва
(ПМЕ)
17 ЛДПР 139 139 95 852 13,57 129 43 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
481 481 000,00 100,00 500
113,57 113,5 000,0
7 0
18 Партия 127 117 61 165 0,00 5 368 51 10 035 0,00 0,00 10 10 025 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1 585 0,00 1 285 10 1 275
Воз- 817 782 000,00 000,00 249 000,00 000,0 000,00 000,00 000,00 000,0 000,00
рожде- 957,01 957,0 957,0 0 0
ния 1 1
России
- Рос-
сийс-
кая
партия
ЖИЗНИ
19 Поли- 251 226 124 0,00 1 937 100 24 790 0,00 0,00 244 24 545 10 0,00 0,00 0,00 10 24 800 258 24 531 51 24 479
тичес- 685 895 000 934,32 956 070,79 276,4 794,31 000,0 000,0 070,79 601,3 469,48 569,4 900,00
кая 332,89 262,1 507,78 820,0 8 0 0 1 8
партия 0 0
"Еди-
ная
Рос-
сия"
20 Рос- 270 270 0,00 0,00 270 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 200,00 200,0 200,00
кая 0
Конс-
титу-
цион-
но-де-
мокра-
тичес-
кая
партия
21 Разви- 8 949 7 384 0,00 0,00 7 384 0,00 1 565 0,00 0,00 1 565 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 1 565 0,00 1 565 0,00 0,00
тие 500,00 500,0 500,00 000,00 000,0 000,00 000,00
пред- 0 0
прини-
мате-
льства
22 Комму- 76 006 68 46 500 0,00 3 226 19 7 235 0,00 0,00 51 7 183 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 7 235 5 7 229 45 6 000
нисти- 765,55 771 000,00 035,05 045 390,50 490,5 900,00 390,50 611,0 779,50 879,5 000,00
ческая 375,0 340,0 0 0 0
партия 5 0
Рос-
сийс-
кой
Феде-
рации
(КПРФ)
23 Наци- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
ональ-
но-
патри-
отиче-
ские
силы
Рос-
сийс-
кой
Феде-
рации
24 Поли- 19 14 0,00 0,00 14 0,00 5 0,00 0,00 5 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 7 0,00 5 5 0,00
тичес- 500,00 500,0 500,00 000,00 000,0 500,00 000,00 000,0
кая 0 0 0
партия
- Кон-
серва-
тивная
партия
России
25 Обще- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
наци-
ональ-
ная
рос-
сийс-
кая
поли-
тичес-
кая
партия
"СОЮЗ"
ИТОГО: 1 564 1 503 884 13,57 25 690 592 61 363 0,00 0,00 1 890 59 472 10 0,00 0,00 0,00 10 51 157 264 48 149 127 42 109
714 351 671 019,37 989 245,04 466,98 778,06 000,00 000,00 667,04 212,31 032,73 148,98 900,00
290,59 045,55 044,78 967,83
N п/п Наиме- Стр 3.2.3 3.3 3.3.1 4 4.1 4.1.1 4.2 4.2.1 4.2.2 4.3 4.4 4.5 4.6 4.7 4.8 4.9 5 5.1 5.2 6
нова- ока
ние фи-
поли- нан
тичес- со-
кой во-
пар- го
тии, от-
изби- че-
рате- та
льного
блока
Средст Воз- Из них Изра- На ор- Из них На Пере- Воз- На На На На На оп- На оп- На Рас- Средс- Денеж- Оста-
в, враще- денеж- схо- гани- на оп- внесе- чис- враще- пред- пред- вы- прове- лату лату опла- преде- твам ных ток
превы- но ных дова- зацию лату ние лено но выбор- выбор- пуск дение работ других ту лено массо- средст средс
шающих жер- средст но сбора труда изби- средс средст ную ную и пуб- (услуг работ иных неиз- вой в, тв
преде- твова- в, пе- средс подпи- лиц, рате- тв в из- агита- агита- рас- личных ) ин- (услуг рас- расхо- инфор- про- фонда
льный телям речис- тв, сей при- льного изби- бира- цию цию про- массо- форма- ), вы- хо- дован- мации порци- на
размер денеж- ленных всего изби- влека- залога рате- тель- через через стра- вых цион- пол- дов, ного ональ- дату
добро- ных в фонд рате- емых льно- ного орга- редак- нение мероп- ного и ненных непо- остат- но пе- сдачи
воль- средст с ука- лей для го залога низа- ции пе- риятий консу- (ока- средс ка речис- отче-
ных в, по- занием сбора зало- из из- ции пери- чат- льта- зан- твен- средст ленным та
пожер- сту- их на- подпи- га в бира- теле- одиче- ных и цион- ных) но в фон- в из- (за-
твова- пивших значе- сей изби- тель- радио- ских иных ного юриди- свя- да бира- веря-
ний в ния изби- рате- ной веща- печат- аги- харак- чески- зан- тель- ется
уста- для рате- льную комис- ния ных таци- тера ми ли- ных с ный бан-
нов- внесе- лей ко- сии изда- онных цами про- фонд ковс-
ленном ния мис- ний мате- или веде- кой
поряд- изби- сию ри- граж- нием справ
ке рате- алов данами изби- кой)
льного РФ по рате-
залога дого- льной
ворам кам-
пании
Шифр 220 230 240 250 260 270 280 290 300 310 320 330 340 350 360 370 380 390 400 410
стро-
ки
1 2 3 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44
1 Едине- 0,00 0,00 0,00 915 10 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 892 0,00 5 6 800,0 0,00 0,00 299,0
ние 450,9 001,60 590,9 928,00 130,40 0 2
8 8
2 СОЮЗ 0,00 0,00 0,00 227 7 0,00 0,00 0,00 0,00 117 7 067 90 6 172 151 6 283 460 0,00 0,00 0,00 0,00
ПРАВЫХ 616 498,00 466 310,32 007 494,51 150,00 098,21 875,4
СИЛ 000,0 386,14 187,4 2
0 0
3 РОССИЙ 0,00 2 431 0,00 88 162 0,00 0,00 37 37 500 41 222 2 330 25 2 601 7 819 8 263 726 0,00 0,00 0,00 0,00
СКАЯ 922,00 668 024,99 500 000,00 280,66 490,40 541 830,79 895,87 635,19 774,6
ПАРТИЯ 571,0 000,0 638,4 4
ПЕНСИО 0 0 6
НЕРОВ
И
ПАРТИЯ
СОЦИАЛ
ЬНОЙ
СПРАВЕ
ДЛИВОС
ТИ
4 Рос- 0,00 0,00 0,00 162 233 223 0,00 0,00 0,00 35 306 7 512 108 471 3 317 5 901 995 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 040 699,25 130,00 480,91 140,22 302 000,00 841,60 204,66 495,3
кая 690,0 828,0 1
демо- 0 5
крати-
ческая
партия
"ЯБЛОК
О"
5 За 0,00 0,00 0,00 550 108 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 20 140 0,00 0,00 257 23 0,00 0,00 0,00 0,00
Русь 000,0 836,80 000,00 088,0 542,40 532,8
Святую 0 0 0
6 Объ- 0,00 0,00 0,00 58 45 0,00 0,00 37 37 500 22 209 5 224 25 0,00 0,00 31 5 476 0,00 0,00 0,00 58
еди- 301 000,00 500 000,00 222,00 651,00 314 000,00 684,0 937,0
ненная 063,0 000,0 506,0 0 0
Рос- 0 0 0
сийс-
кая
партия
"Русь"
7 Новый 0,00 0,00 0,00 32 279 269 0,00 0,00 0,00 18 574 1 748 4 617 214 844 3 728 2 377 0,00 0,00 0,00 8
курс - 385 376,00 167,00 959,00 915,00 460,0 631,00 402,00 102,00 505,0 018,0
Авто- 350,0 0 0 0
моби- 0
льная
Россия
8 Народ- 0,00 0,00 0,00 260 47 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 11 0,00 93 108 0,00 0,00 0,00 0,00 2
но-ре- 584,9 984,90 600,0 000,00 000,00 415,1
спуб- 0 0 0
ли-
канс-
кая
партия
России
9 Рос- 0,00 0,00 0,00 751 174 155 0,00 0,00 0,00 148 21 308 0,00 0,00 98 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 000,0 280,08 000,00 220,00 631,50 462,5 405,92
кая 0 0
эколо-
гичес-
кая
партия
"Зеле-
ные"
10 Истин- 0,00 0,00 0,00 49 27 0,00 37 500 37 0,00 7 152 161 3 906 0,00 0,00 192 660 0,00 0,00 0,00 0,00
ные 600 280,00 000,00 500 545,27 430,40 199,5 000,00 544,7
патри- 000,0 000,0 8 5
оты 0 0
России
11 НАРОДН 3 163 0,00 0,00 122 84 0,00 0,00 0,00 0,00 71 479 6 734 39 274 1 483 2 819 204 0,00 0,00 0,00 731,4
АЯ 083,75 366 314,50 600,32 968,82 285 256,81 519,00 627,51 302,0 5
ПАРТИЯ 418,3 829,4 0
Рос- 7 1
сийс-
кой
Феде-
рации
12 Демо- 0,00 0,00 0,00 1 754 81 6 0,00 0,00 0,00 665 82 925 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 42
крати- 256,8 230,10 060,00 274,05 395,00 357,7 643,1
ческая 9 4 1
партия
России
13 Вели- 0,00 0,00 0,00 40 70 50 0,00 0,00 0,00 13 647 6 652 13 918 160 5 414 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
кая 245 160,00 000,00 021,91 148,71 381 760,00 576,00 825,20
Россия 000,0 508,1
- Ев- 0 8
ра-
зийс-
кий
Союз
14 Партия 0,00 0,00 0,00 10 10 0,00 0,00 0,00 0,00 6 332 911 2 188 0,00 87 532 121 0,00 0,00 0,00 0,00
СЛОН 184 050,46 952,05 237,55 077,3 096,00 904,00 682,5
000,0 8 6
0
15 "Роди- 0,00 0,00 0,00 148 48 0,00 0,00 0,00 0,00 76 078 1 729 59 1 323 0,00 9 773 112 0,00 0,00 0,00 0,00
на" 688 000,00 920,25 452,18 623 310,00 251,22 034,2
(на- 887,0 919,1 4
родно- 0 1
патри-
отиче-
ский
союз)
16 Партия 0,00 0,00 0,00 78 8 0,00 0,00 0,00 0,00 24 0,00 46 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
Мира и 900,0 400,00 300,00 200,0
Единс- 0 0
тва
(ПМЕ)
17 ЛДПР 0,00 0,00 0,00 139 40 0,00 0,00 0,00 0,00 111 314 10 0,00 0,00 1 357 15 0,00 0,00 0,00 13,57
481 000,00 763 501,00 261 470,47 744
100,0 728,67 016,0 383,8
0 3 3
18 Партия 0,00 300 0,00 126 368 351 0,00 0,00 0,00 70 629 7 765 45 706 0,00 150 1 170 0,00 0,00 0,00 4
Воз- 000,00 228 640,00 000,00 905,98 765,25 436 952,87 000,00 988,0 000,0
рожде- 957,0 704,8 5 0
ния 1 6
России
- Рос-
сийс-
кая
партия
ЖИЗНИ
19 Поли- 0,00 10 10 226 925 866 0,00 37 37 500 94 946 11 543 79 6 586 20 26 469 7 287 0,00 0,00 0,00 0,00
тичес- 000,00 000,00 885 925,48 090,00 500 000,00 780,14 941,76 104 118,29 000,00 832,81 713,1
кая 262,1 000,0 950,5 0
партия 0 0 2
"Еди-
ная
Рос-
сия"
20 Рос- 0,00 0,00 0,00 270 35 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 23 0,00 0,00 0,00 211 0,00 0,00 0,00 0,00
сийс- 200,0 256,00 083,0 861,0
кая 0 0 0
Конс-
титу-
цион-
но-де-
мокра-
тичес-
кая
партия
21 Разви- 1 565 0,00 0,00 7 384 250 0,00 0,00 0,00 0,00 5 634 0,00 1 267 0,00 0,00 190 42 0,00 0,00 0,00 0,00
тие 000,00 500,0 000,00 400,82 769,0 330,10 000,0
пред- 0 8 0
прини-
мате-
льства
22 Комму- 1 183 0,00 0,00 68 269 10 0,00 0,00 0,00 26 646 9 576 16 1 173 145 14 220 459 0,00 0,00 0,00 9
нисти- 900,00 761 200,00 000,00 754,48 795,81 270 008,31 000,00 527,98 651,7 780,0
ческая 595,0 656,7 4 0
партия 5 3
Рос-
сийс-
кой
Феде-
рации
(КПРФ)
23 Наци- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
ональ-
но-
патри-
отиче-
ские
силы
Рос-
сийс-
кой
Феде-
рации
24 Поли- 0,00 2 0,00 10 10 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 2 0,00 2 0,00
тичес- 500,00 000,0 000,00 000,00 000,00
кая 0
партия
- Кон-
серва-
тивная
партия
России
25 Обще- 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
наци-
ональ-
ная
рос-
сийс-
кая
поли-
тичес-
кая
партия
"СОЮЗ"
ИТОГО: 5 911 2 744 10 1 513 3 297 1 930 37 500 150 000 112 719 929 69 397 526 20 442 14 128 85 797 36 076 2 0,00 2 126
983,75 422,00 000,00 427 158,16 447,00 000,00 000,00 500 732,65 774,92 857 362,58 408,47 888,07 828,44 000,00 000,00 837,25
786,30 000,00 633,01
Примечание.
1. К сведениям по фондам политических партий, избирательныхблоков даны приложения N 1- N 10
2. Комментарии к сведениям по фондам политических партий,избирательных блоков даны в разделе 5 Пояснительной записки
Нумерация приложений приводится в соответствии с источником
Пояснительная записка
к отчету Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, и к сведениям о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков
1. В федеральном бюджете на 2003 год на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва было предусмотрено 3 516 200,0 тыс. рублей. Указанные средства постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2003 года распределены следующим образом:
избирательным комиссиям всех уровней в субъектах Российской Федерации - 3 410 649,7 тыс. рублей, или 97 процентов от общей суммы расходов; федеральным министерствам и ведомствам, оказывающим содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, образованных руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, командирами воинских частей, - 20 000,0 тыс. рублей;
на возмещение транспортных расходов кандидатам, включенным в зарегистрированные федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками, - 25 557,7 тыс. рублей;
на централизованные расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, - 59 992,6 тыс. рублей.
На подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва израсходовано средств федерального бюджета в целом на сумму 2 806 169,1 тыс. рублей (приложение N 1 к постановлению ЦИК России).
Из них на оплату затрат, связанных с обеспечением полномочий избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации израсходовано 2 769 294,4 тыс. рублей, или 98,7 процента от общих расходов на выборы (приложение N 1 к постановлению ЦИК России). Федеральными министерствами и ведомствами, оказывавшими содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, израсходовано 10 932,0 тыс. рублей. Транспортные расходы кандидатам, включенным в федеральные списки кандидатов, получившим два и более процентов голосов избирателей от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, возмещены в сумме 8,8 тыс. рублей. Централизованные расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 25 940,9 тыс. рублей.
Остатки неиспользованных средств, выделенных избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, образовались в связи с тем, что практически все кандидаты, включенные в зарегистрированные федеральные списки избирательных объединений и избирательных блоков, которые получили на выборах 2 и более процентов голосов избирателей, за выплатой компенсации транспортных расходов в период их избирательной кампании в ЦИК России в установленные законом сроки не обратились, а также за счет экономии средств, которые были предусмотрены для избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на изготовление и доставку полуфабрикатов для избирательных бюллетеней в случае увеличения их формата, печатание текста избирательного бюллетеня, доставку печатной избирательной продукции спецсвязью. Кроме того экономия средств образовалась в субъектах Российской Федерации в связи с тем, что основное большинство кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам и получивших 3 и более процентов голосов избирателей, не воспользовались правом на получение компенсации за транспортные расходы, а также в связи с экономией средств, выделенных избирательным комиссиям на оплату услуг транспорта и на командировочные расходы. Остатки неизрасходованных средств будут во втором квартале 2004 года возвращены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в федеральный бюджет.
Затраты избирательных комиссий всех уровней в субъектах Российской Федерации составили 2 172 645,1 тыс. рублей, или 77,4 процента от общих расходов на выборы. В соответствии со статьей 72 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) финансирование выборов в субъектах Российской Федерации производилось по следующим статьям затрат:
на возмещение транспортных расходов кандидатам, зарегистрированным по одномандатным избирательным округам; дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, выплату компенсации членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в комиссиях по гражданско-правовым договорам;
изготовление печатной продукции;
приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологического), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов и полномочий избирательных комиссий;
транспортные расходы, в том числе при проведении голосования в отдаленных и труднодоступных местностях;
командировки и другие цели, связанные с проведением выборов, а также обеспечением полномочий избирательных комиссий.
В общих расходах на выборы в субъектах Российской Федерации наибольший объем средств приходится на расходы участковых избирательных комиссий - 1 692 936,5 тыс. рублей, или 77,9 процента от общих расходов на выборы. Расходы территориальных (районных, городских и других) избирательных комиссий составили 255 969,5 тыс. рублей, или 11,8 процента, окружных избирательных комиссий - 44 340,2 тыс. рублей, или 2,0 процента, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации - 179 398,9 тыс. рублей, или 8,3 процента от общих расходов на выборы (приложение N 2 к постановлению ЦИК России).
В избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации наиболее крупные затраты связаны с оплатой труда членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работников аппарата этих комиссий и граждан, привлеченных к работе в комиссиях, - 1 353 538,8 тыс. рублей, или 62,3 процента от общих расходов на выборы.
На выплату компенсации, дополнительной оплаты труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий с правом решающего голоса было израсходовано 1 180 920,4 тыс. рублей, или 87,2 процента от общих расходов на оплату труда.
На общефедеральных выборах 2003 года впервые были применены нормы трудового и избирательного законодательства, в соответствии с которыми члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, избирательной комиссией за счет средств на подготовку и проведение выборов выплачивалась компенсация за этот период.
Согласно отчетам избирательных комиссий субъектов Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва компенсация, выплаченная членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, составила 66 727,8 тыс. рублей, или 4,9 процента от общих расходов на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 54 910,2 тыс. рублей, или 5,2 процента от расходов на оплату труда участковых избирательных комиссий.
В период проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания четвертого созыва численность членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работавших в комиссиях с освобождением от основной работы, составила 28,6 тысячи человек, или 3,5 процента от общей численности членов комиссий с правом решающего голоса, в том числе в участковых избирательных комиссиях - 27,1 тысячи человек, или 3,4 процента от общего числа членов избирательных комиссий.
Расходы на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членам избирательных комиссий, работавшим в комиссиях без освобождения от основной работы, составили 1 009 192,7 тыс. рублей, или 74,6 процента от общих расходов на оплату труда, в том числе членам участковых избирательных комиссий - 893 439,0 тыс. рублей, или 84,2 процента от расходов на оплату труда участковых избирательных комиссий. Без освобождения от основной работы в комиссиях работало 788,9 тысячи человек, или 96,4 процента от общей численности членов комиссий с правом решающего голоса, в том числе в участковых избирательных комиссиях - 764,3 тысячи человек, или 96,6 процента от общего числа членов избирательных комиссий.
Всего в избирательных комиссиях всех уровней в субъектах Российской Федерации в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва работало 818,2 тысячи членов избирательных комиссий с правом решающего голоса.
Кроме того, для выполнения работ, связанных с подготовкой и проведением выборов (проверка списков избирателей, анализ предвыборных агитационных материалов, публикуемых в периодических печатных изданиях, доставка избирателям приглашений для голосования, выполнение копировальных, переплетных, машинописных и погрузочно-разгрузочных работ, ведение делопроизводства и т.п.), в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьей 72 Федерального закона к работе в комиссиях дополнительно привлекалось 72,6 тысячи человек, из них 58,4 тысячи человек, или 80,4 процента, трудились в участковых избирательных комиссиях. Расходы избирательных комиссий на оплату труда указанных граждан составили 85 256,6 тыс. рублей, из них в участковых избирательных комиссиях - 30 020,6 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации на изготовление печатной продукции составили 105 222,9 тыс. рублей, или 4,8 процента от общих расходов на выборы, из них расходы, связанные с печатью текста избирательных бюллетеней по общефедеральному избирательному округу и одномандатным избирательным округам, - 76 193,1 тыс. рублей, или 72,4 процента от общих расходов на печатную продукцию.
Кроме того, расходы избирательных комиссий на изготовление в полиграфических организациях информационных материалов (плакатов) о кандидатах, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, бланков списков избирателей, протоколов избирательных комиссий об итогах голосования, удостоверений членов избирательных комиссий, приглашений избирателям и другой бланочной продукции, необходимой для обеспечения полномочий избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, составили 29 029,8 тыс. рублей.
Транспортные расходы избирательных комиссий в субъектах Российской Федерации составили 225 439,9 тыс. рублей, или 10,4 процента от общих расходов на выборы, в том числе участковых избирательных комиссий - 180 248,2 тыс. рублей. Транспортные расходы включают затраты на доставку избирательным комиссиям избирательных бюллетеней и другой избирательной печатной продукции, на проведение досрочного голосования в труднодоступных и отдаленных местностях, расходы в день голосования (на проведение голосования вне помещения избирательного участка, доставку протоколов об итогах голосования и заполненных избирательных бюллетеней) и другие затраты (в том числе на доставку технологического оборудования, необходимого для подготовки и проведения выборов).
Расходы на доставку до участковых избирательных комиссий избирательных бюллетеней, открепительных удостоверений, информационных плакатов о выборах и другой печатной продукции по выборам составили 57 986,7 тыс. рублей, или 25,7 процента от общих транспортных расходов.
Расходы на проведение досрочного голосования (в том числе с использованием авиатранспортных средств) отдельных групп избирателей, включенных в список избирателей и находящихся в значительно удаленных от помещения для голосования местах или в труднодоступных местностях, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено, составили 33 853,6 тыс. рублей, или 15,0 процента от общих транспортных расходов.
Расходы по оплате услуг транспорта, привлеченного для обслуживания избирательных комиссий в день голосования, составили 105 558,0 тыс. рублей, или 46,8 процента от общих транспортных расходов, из них расходы участковых избирательных комиссий - 95 426,1 тыс. рублей.
В различных субъектах Российской Федерации соотношение вышеуказанных видов транспортных расходов существенно отличается. В тех регионах, где удельный вес транспортных расходов значителен, средства расходовались главным образом для проведения досрочного голосования в труднодоступных местностях, как правило, с использованием авиационного транспорта. В некоторых малонаселенных регионах со значительным числом труднодоступных и отдаленных местностей удельный вес транспортных расходов составил более 50 процентов от их общих расходов на выборы. Однако в большинстве регионов доля транспортных расходов, как правило, не превышает 10 процентов от общих расходов на выборы.
Расходы избирательных комиссий на междугородную и факсимильную связь, на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находящихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях, на абонентную плату за пользование городскими телефонами в период избирательной кампании, дополнительную установку (перенос) телефонных номеров составили 30 508,0 тыс. рублей, или 1,4 процента от общих расходов на выборы. Из общих расходов на услуги связи расходы участковых избирательных комиссий составили 17 939,9 тыс. рублей, или 58,8 процента от общих расходов на связь.
Расходы избирательных комиссий всех уровней на абонентную плату за пользование городскими телефонами в период избирательной кампании составили 9 873,8 тыс. рублей, или 32,4 процента от общих расходов на связь, на междугородную и факсимильную связь - 9 828,6 тыс. рублей, или 32,2 процента, на прием и передачу информации о выборах, переданной по техническим каналам связи на избирательные участки, образованные на судах, находящихся в плавании, в отдаленных или труднодоступных местностях, - 2 555,1 тыс. рублей, на почтово-телеграфные расходы - 1 436,8 тыс. рублей, а также на другие расходы по оплате услуг связи, в том числе дополнительную установку (перенос) телефонных номеров в помещениях избирательных участков и избирательных комиссий - 6 813,7 тыс. рублей, или 22,3 процента, из них для участковых избирательных комиссий - 5 326,1 тыс. рублей.
Расходы избирательных комиссий всех уровней на канцелярские товары (бумага, ручки, папки, линейки, клей, скрепки, кнопки, карандаши и др.) составили 75 063,3 тыс. рублей, или 3,5 процента от общих расходов на выборы, из них для участковых избирательных комиссий - 56 570,0 тыс. рублей. Командировочные расходы членов избирательных комиссий и работников их аппаратов составили 19 342,6 тыс. рублей, или 0,9 процента от общих расходов на выборы.
На оборудование избирательных участков, содержание помещений, выделенных избирательным комиссиям (в том числе для проведения голосования), приобретение оборудования и инвентаря израсходовано 341 650,1 тыс. рублей, или 15,7 процента от общих расходов на выборы. В основном приобреталось и изготавливалось технологическое оборудование и инвентарь, в том числе ящики и кабины для голосования, информационные стенды, вывески, указатели, другая избирательная атрибутика. Расходы на приобретение изготовленных промышленным способом кабин для тайного голосования, стационарных и переносных ящиков для голосования составили 110 248,3 тыс. рублей, или 32,3 процента от общих расходов на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков, на изготовление ящиков для голосования, стендов, вывесок, указателей, другого технологического оборудования непосредственно в избирательных комиссиях - 79 813,6 тыс. рублей, на сборку и разборку технологического оборудования - 34 825,7 тыс. рублей, на содержание и уборку помещений - 30 230,0 тыс. рублей.
Расходы на приобретение малоценных и быстроизнашивающихся ценностей, используемых избирательными комиссиями в период избирательной кампании (калькуляторы, ткань для оборудования мест голосования, печати для избирательных комиссий, в том числе для опломбирования, конверты, шпагаты и другие упаковочные материалы, фонари, свечи, государственные флаги и гербы, другая избирательная атрибутика), составили 44 085,7 тыс. рублей, или 12,9 процента от общих расходов на оборудование и содержание помещений избирательных комиссий и избирательных участков.
Другие расходы на оборудование и содержание помещений и избирательных участков составили 42 446,8 тыс. рублей. В основном избирательными комиссиями приобретались факсы, пишущие машинки, шкафы и сейфы, столы и стулья. В целях выполнения полномочий избирательных комиссий по обеспечению гласности в их деятельности в соответствии с нормами статей 23, 31, 46 и 82 Федерального закона избирательными комиссиями приобреталась копировально-множительная техника.
Прочие расходы, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, составили 21 792,5 тыс. рублей, или 1 процент от общих расходов на выборы.
Расходы избирательных комиссий разных уровней значительно различаются по структуре (приложение N 3 к постановлению ЦИК России).
В структуре затрат участковых избирательных комиссий преобладают затраты: на компенсацию и дополнительную оплату труда - 62,7 процента от общих расходов участковых избирательных комиссий, на оборудование и содержание избирательных участков - 16,3 процента, на транспортные услуги - 10,6 процента и на изготовление приглашений для избирателей - 5,5 процента.
В структуре затрат территориальных избирательных комиссий расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда составляют 57,1 процента от общих расходов территориальных избирательных комиссий, расходы на транспортные услуги (включая доставку в участковые избирательные комиссии и вывоз избирательной документации и технологического оборудования) - 12,4 процента, содержание помещений - 16,8 процента, канцелярские расходы - 5,1 процента.
В структуре затрат окружных избирательных комиссий расходы на компенсацию и дополнительную оплату труда составляют 62,8 процента от общих расходов окружных избирательных комиссий, на печатную продукцию - 14,9 процента, транспортные расходы - 7,8 процента. Расходы окружных избирательных комиссий на возмещение транспортных расходов кандидатам, получившим по результатам голосования не менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по соответствующему одномандатному избирательному округу, составили только 87,0 тыс. рублей в связи с тем, что большинство кандидатов, имеющих право на возмещение транспортных расходов, не представили в соответствующие окружные комиссии проездные билеты на поездки, связанные с проведением своей предвыборной агитации.
В структуре затрат избирательных комиссий субъектов Российской Федерации преобладают расходы: на компенсацию и дополнительную оплату труда - 65,9 процента от непосредственных расходов избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на содержание помещений - 11,6 процента, на оплату услуг транспорта и связи - 8,7 процента, на командировочные расходы - 3,8 процента.
Помимо непосредственно оплаченных избирательными комиссиями в субъектах Российской Федерации расходов на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва Центральная избирательная комиссия Российской Федерации централизованно оплатила для нижестоящих избирательных комиссий расходы в сумме 596 642,3 тыс. рублей. В 2003 году впервые были реализованы нормы статьи 63 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 75 Федерального закона в части изготовления избирательных бюллетеней с использованием специальной бумаги, на которую специальной краской типографским способом были нанесены соответствующие степени защиты, определенные Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Расходы ЦИК России для нижестоящих избирательных комиссий за изготовление и доставку до субъектов Российской Федерации защищенной полиграфическим способом бумаги двух видов для избирательных бюллетеней по федеральному и одномандатным избирательным округам составили 512 989,7 тыс. рублей.
За услуги по доставке избирательных документов до участковых избирательных комиссий, в том числе избирательных бюллетеней и открепительных удостоверений, Главному центру специальной связи Министерства Российской Федерации по связи и информатизации было оплачено 68 439,4 тыс. рублей.
Кроме того ЦИК России оплатила затраты на изготовление и доставку до избирательных комиссий субъектов Российской Федерации открепительных удостоверений, брошюр с текстами федеральных законов о выборах, плакатов и другой информационной продукции в общей сумме 13 489,8 тыс. рублей.
Фактические расходы федеральных министерств и ведомств, оказывающих содействие в реализации полномочий избирательных комиссий, образованных руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации, командирами воинских частей, составили 10 932,0 тыс. рублей, из них расходы на оплату труда составили 18,0 процента, расходы на транспорт (в том числе на доставку избирательных бюллетеней и другой печатной продукции) и связь - 59,7 процента, командировочные и канцелярские расходы, расходы на оборудование и содержание избирательных участков и другие расходы составили 22,3 процента.
Расходы Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, связанные с обеспечением ее полномочий в период подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, составили 25 940,9 тыс. рублей, или 0,9 процента от общих расходов на выборы. Из общих централизованных расходов ЦИК России расходы на изготовление и доставку печатной продукции составили 5 554,5 тыс. рублей, или 21,4 процента от централизованных расходов, на оплату услуг связи, в том числе по доставке корреспонденции федеральной фельдъегерской связью и проведению общероссийского селекторного совещания - 3 423,8 тыс. рублей, или 13,2 процента. Расходы на оплату труда, в том числе привлеченных граждан к работе в Комиссии по проверке подписных листов и документации, получаемой от избирательных объединений и избирательных блоков, составили 12 466,6 тыс. рублей, или 48,1 процента от общих централизованных расходов. Прочие дополнительные расходы, в том числе на приобретение канцелярских принадлежностей, командировочные расходы, оборудование и содержание помещения для проверки подписных листов, составили 4 496,0 тыс. рублей, или 17,3 процента от общих централизованных расходов.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 50 Федерального закона право на возмещение транспортных расходов имели около 1,6 тысячи кандидатов, включенных в федеральные списки кандидатов, получивших не менее 2 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. Однако проездные документы, подтверждающие проезд, в ЦИК России предъявили только двое, им возмещена сумма транспортных расходов в размере 8,8 тыс. рублей. Обращения от других кандидатов по вопросу возмещения транспортных расходов в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации не поступали.
2. Специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов открыли 2 662 кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, что составило 88 процентов от общего числа кандидатов, уведомивших окружные избирательные комиссии о своем согласии баллотироваться в одномандатных избирательных округах, 2 057 из них были зарегистрированы.
Итоговые финансовые отчеты представил 2 341 кандидат, не представил - 321 кандидат. К лицам, не сдавшим итоговые финансовые отчеты, принимаются меры административного воздействия.
Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва по одномандатным избирательным округам (далее - сведения по фондам кандидатов) в их избирательные фонды поступило 2 424,9 млн. рублей, в том числе:
собственных средств кандидатов - 532,0 млн. рублей (22,0 процента);
средств политических партий, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, - 235,5 млн. рублей (9,7 процента);
пожертвований граждан - 461,1 млн. рублей (19,0 процента);
пожертвований юридических лиц - 1 196,3 млн. рублей (49,3 процента).
Из общей суммы средств поступило с указанием на внесение избирательного залога 60,7 млн. рублей, из них:
собственных средств кандидатов - 34,7 млн. рублей (57,2 процента от общей суммы средств, внесенных для избирательного залога);
пожертвований граждан - 10,5 млн. рублей (17,3 процента);
пожертвований юридических лиц - 15,5 млн. рублей (25,5 процента).
Из общей суммы средств, поступивших в избирательные фонды кандидатов, 105,4 млн. рублей, или 4,3 процента, было возвращено гражданам и юридическим лицам, которым согласно статье 66 Федерального закона запрещено осуществлять пожертвования в избирательные фонды, в том числе гражданам - 5,7 млн. рублей, юридическим лицам - 91,1 млн. рублей. Возвращено средств, превышающих предельный размер пожертвований, на сумму 8,6 млн. рублей, перечислено в доход федерального бюджета 1,1 млн. рублей пожертвований.
По сведениям, поступившим от избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, на проведение избирательной кампании кандидатами израсходовано 2 201,2 млн. рублей, в том числе:
на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, - 40,8 млн. рублей, или 1,9 процента от суммы всех расходов, из них на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, - 34,4 млн. рублей;
на внесение избирательного залога - 72,9 млн. рублей (3,3 процента), при этом перечислено средств избирательного залога в избирательные комиссии - 235,8 млн. рублей, из них возвращено средств избирательного залога из избирательных комиссий - 162,9 млн. рублей;
на предвыборную агитацию - 1 575,0 млн. рублей (71,5 процента), из них через средства массовой информации - 823,8 млн. рублей;
на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера - 41,1 млн. рублей (1,9 процента);
на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 401,1 млн. рублей (18,2 процента);
на оплату иных расходов, непосредственно связанных с проведением избирательной кампании, - 70,3 млн. рублей (3,2 процента).
Остаток неизрасходованных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения избирательной кампании составил 0,3 млн. рублей, или 0,01 процента от израсходованных средств избирательных фондов.
3. Специальные избирательные счета для формирования избирательных фондов открыли в Сберегательном банке Российской Федерации 26 политических партий, избирательных блоков, их них 25 политических партий, избирательных блоков представили в установленные законом сроки в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации итоговые финансовые отчеты о поступлении и расходовании средств созданных ими избирательных фондов. Политическая партия "Аграрная партия России" не представила итоговый финансовый отчет, в связи с чем составлен протокол об административном правонарушении и уполномоченный представитель по финансовым вопросам привлечен к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Министерством юстиции Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" указанной политической партии вынесено письменное предупреждение за уклонение от выполнения требований избирательного законодательства о представлении итогового финансового отчета и установлен срок устранения допущенного нарушения.
Согласно сведениям о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков (далее - сведения по фондам политических партий, избирательных блоков) в избирательные фонды политических партий, избирательных блоков поступили денежные средства на общую сумму 1564,7 млн. рублей, в том числе 1503,3 млн. рублей поступили в установленном порядке для формирования средств избирательного фонда и 61,4 млн. рублей - с нарушением установленного порядка.
Общую сумму средств 1503,3 млн. рублей, поступивших в установленном порядке, составляют:
собственные средства политических партий, избирательных блоков - 884,7 млн. рублей (58,9 процента);
пожертвования граждан - 25,7 млн. рублей (1,7 процента);
пожертвования юридических лиц - 593,0 млн. рублей (39,4 процента).
Денежные средства с назначением для внесения избирательного залога вносились одним юридическим лицом в сумме 10,0 тыс. рублей в избирательный фонд политической партии "Политическая партия "Единая Россия".
Сведения о пожертвованиях граждан и юридических лиц, а также собственных средствах, внесенных в избирательные фонды политических партий, избирательных блоков, приведены в приложениях N 1, 2.
Две политические партии "Общенациональная российская политическая партия "СОЮЗ" и "Национально-патриотические силы Российской Федерации" в начале избирательной кампании отказались от участия в выборах, и денежные средства в их избирательные фонды не поступали.
Три политические партии из средств, созданных ими избирательных фондов, внесли для регистрации федеральных списков избирательный залог в размере 37,5 млн. рублей каждая. Двум политическим партиям "Политическая партия "Единая Россия" и "Объединенная Российская партия "Русь" средства избирательного залога были возвращены в их избирательные фонды в связи с регистрацией выдвинутых ими федеральных списков на основании представленных подписей избирателей. По результатам голосования средства избирательного залога в размере 37,5 млн. рублей, внесенного политической партией "Истинные патриоты России", перечислены в доход федерального бюджета, так как политическая партия набрала менее 3 процентов голосов избирателей от общего числа избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу.
Собственные средства в избирательные фонды перечислили 15 политических партий, избирательных блоков. У трех политических партий "Коммунистическая партия Российской Федерации", "Политическая партия "Единая Россия", "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" и избирательного блока "Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ" около половины поступлений в избирательные фонды составили их собственные средства. Также у трех политических партий "Либерально-демократической партии России", "Народной партии Российской Федерации", "Российской демократической партии "ЯБЛОКО" и избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)" избирательные фонды сформированы более чем на две трети за счет собственных средств. Избирательные фонды политических партий "Демократическая партия России", "Истинные патриоты России", "Объединенная Российская партия "Русь", "партия СЛОН" и избирательного блока "Новый курс - Автомобильная Россия" сформированы практически из собственных средств партий.
Наибольшими собственными средствами в избирательном фонде располагали "Политическая партия "Единая Россия" (124,0 млн. рублей), "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО" (122,8 млн. рублей), "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ" (110,0 млн. рублей), наименьшими - избирательный блок "Родина" (народно-патриотический союз)" (97,4 млн. рублей) и "Либеральнодемократическая партия России" (95,9 млн. рублей).
Всего в избирательные фонды политических партий, избирательных блоков поступили пожертвования от 2636 граждан на сумму 27,6 млн. рублей. Наибольшее количество граждан внесли пожертвования в избирательные фонды "Политическая партия "Единая Россия" (1617) и "Коммунистическая партия Российской Федерации" (785). Вклад в избирательные фонды со стороны юридических лиц превысил пожертвования граждан почти в 23 раза. Пожертвования поступили от 243 юридических лиц в объеме 652,5 млн. рублей (приложение N 3), в том числе от 129 в размере, превышающем 400 тыс. рублей (приложение N 4). Необходимо отметить, что в избирательные фонды политических партий "Союз Правых Сил", "Российская демократическая партия "ЯБЛОКО", "Политическая партия "Единая Россия" и избирательного блока "Великая Россия - Евразийский Союз" поступили пожертвования на сумму около 180 млн. рублей от юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями -фондами.
В ходе избирательной кампании в избирательные фонды 12 политических партий, избирательных блоков поступило 61,4 млн. рублей средств, внесенных с нарушениями установленного порядка формирования избирательных фондов.
Основные нарушения связаны с перечислением пожертвований юридическими лицами, не указавшими в полном объеме установленные законом реквизиты жертвователя, - 59,5 млн. рублей, по этой же причине анонимными жертвователями - около 1,9 млн. рублей.
Возврат неправомерных пожертвований осуществлен 10 из 12 политических партий, избирательных блоков. Избирательными блоками "Великая Россия - Евразийский Союз" и "Партия Возрождения России -Российская партия ЖИЗНИ" денежные средства, соответственно в суммах 4,2 млн. рублей и 8,75 млн. рублей, поступившие с нарушением установленного порядка, не были возвращены жертвователям.
Наибольшие суммы неправомерных пожертвований возвращены из избирательных фондов "Политическая партия "Единая Россия" (более 24,8 млн. рублей), "Коммунистическая партия Российской Федерации" (7,2 млн. рублей), "Народная партии Российской Федерации" (3,2 млн. рублей) и избирательного блока "Родина" (народно-патриотический союз)" (9,4 млн. рублей). Значительна доля неправомерных поступлений в избирательный фонд у политических партий "За Русь Святую" (21,4 процента) и избирательного блока "Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ" (17,4 процента). В среднем доля неправомерных пожертвований, возвращенных из избирательных фондов политических партий, избирательных блоков, составила около 3 процентов от общей суммы поступлений.
По запросам ЦИК России проверка сведений о юридических лицах, внесших пожертвования, проводилась органами государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уполномоченными ими органами и организациями, осуществляющими регистрацию юридических лиц.
Сведения о доле средств, возвращенных из избирательных фондов политических партий, избирательных блоков, приведены в приложении N 5.
Общая сумма расходов политических партий, избирательных блоков на проведение избирательной кампании составила 1513,4 млн. рублей. На три политические партии и один избирательный блок, участвовавших в распределении депутатских мандатов, пришлось 38,6 процента всех расходов (583,9 млн. рублей), которые составили от 68,8 млн. рублей ("Коммунистическая партия Российской Федерации") до 226,9 млн. рублей ("Политическая партия "Единая Россия").
Другие политические партии, избирательные блоки, зарегистрировавшие федеральные списки кандидатов, израсходовали средства: от 78,9 тыс. рублей ("Партия Мира и Единства (ПМЕ)") до 227,6 млн. рублей ("СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ").
Основные расходы из избирательных фондов политических партий, избирательных блоков связаны с финансированием предвыборной агитации, при этом на предвыборную агитацию через организации телерадиовещания израсходовано 719,9 млн. рублей (47,6 процента от общей суммы расходов), через редакции периодических печатных изданий - 69,4 млн. рублей (4,6 процента от общей суммы расходов).
Расходы политических партий, избирательных блоков на выпуск и распространение печатных агитационных материалов составили 526,9 млн. рублей (34,8 процента всех выплат из фондов), на оплату других работ (услуг), выполненных юридическими лицами или гражданами Российской Федерации, - 85,8 млн. рублей (5,7 процента), на иные цели - 36,1 млн. рублей (2,4 процента).
Сведения о структуре расходов средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков приведены в приложениях N 6, 7.
Соотношение расходов средств избирательных фондов политических партий и избирательного блока, получивших депутатские мандаты, приведено в приложении N 8. "Стоимость" одного мандата колеблется от 1,7 млн. рублей у политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" до 5,1 млн. рублей у избирательного блока "Родина" (национально-патриотический союз)". Поступления и расходование средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков отражены на графиках в приложениях N 9, 10.
Зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов политическим партиям, избирательным блокам предоставлены бесплатные эфирное время и печатная площадь в средствах массовой информации, подпадающих под действие статьи 59 Федерального закона. Двум зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов политическим партиям "Российская экологическая партия "Зеленые" и "Партия Мира и Единства (ПМЕ)" согласно пункту 14 статьи 71 Федерального закона бесплатные эфирное время и печатная площадь не были предоставлены в связи с непогашением задолженности перед средствами массовой информации по результатам выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.
По сведениям общероссийских организаций телерадиовещания и редакций общероссийских периодических печатных изданий общая стоимость бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной площади составляет около 882,6 млн. рублей. Из них 530 млн. рублей подлежат возврату соответствующим средствам массовой информации политическими партиями, избирательными блоками, не набравшими 2 процентов голосов избирателей. Показательно, что величина задолженности в два раза больше средств, израсходованных из избирательных фондов указанных политических партий, избирательных блоков на приобретение платного эфирного времени и платных печатных площадей (245,0 млн. рублей). Возмещение стоимости бесплатно предоставленных эфирного времени и печатной площади политическими партиями, избирательными блоками из средств избирательных фондов не производилось.
Остатки неизрасходованных средств на специальных избирательных счетах 23 политических партий, избирательных блоков после завершения выборов составили 126,8 тыс. рублей, которые в соответствии со статьей 71 Федерального закона перечислены в доход федерального бюджета.
Центральная избирательная комиссия в соответствии со статьей 70 Федерального закона периодически один раз в две недели направляла в средства массовой информации подлежащие обязательному опубликованию сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков. При этом указанные сведения средствами массовой информации в полном объеме не публиковались.
При проверке итоговых финансовых отчетов о поступлении и расходовании денежных средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков установлено, что расходы на проведение избирательной кампании в основном носят целевой характер, обоснованы и подтверждены первичными финансовыми документами.
Практически отсутствуют замечания по оформлению итогового финансового отчета и первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательного фонда, представленных политической партией "Коммунистическая партия Российской Федерации".
Вместе с тем анализ первичных финансовых документов ряда политических партий, избирательных блоков показывает следующее.
Отсутствуют договоры и иные первичные финансовые документы на оплату средств из избирательных фондов. Так, например, не подтверждены расходы из средств избирательного фонда избирательного блока "Великая Россия - Евразийский Союз" (нет 68 договоров) на общую сумму 3 727,0 тыс. рублей. Кроме того, по 22 отсутствующим договорам отсутствуют также первичные учетные документы. Выявлено использование средств избирательного фонда на цели, не связанные с проведением избирательной кампании, а именно приобретение билетов на зрелищное мероприятие на общую сумму 50,0 тыс. рублей и покупка ручных и настенных часов на сумму 100,3 тыс. рублей. Не представлены договоры подряда с рядом граждан и иные документы, что не позволяет подтвердить эти расходы из средств избирательного фонда. У политической партии "За Русь Святую" отсутствует договор на сумму 3,0 тыс. рублей.
Отмечены нарушения в оформлении политическими партиями, избирательными блоками первичных финансовых документов, подтверждающих расходы на проведение избирательной кампании. В основном это касается размещения агитационных материалов в периодических печатных изданиях и выступлений на каналах телерадиовещания. У политической партии "Народная партия Российской Федерации" отсутствуют акты выполненных работ на сумму 640,4 тыс. рублей. У политической партии "Политическая партия "Единая Россия" в ряде отчетов исполнителей и актов выполненных работ отсутствуют натуральные и стоимостные показатели объемов выполненных работ, некоторые акты выполненных работ не утверждены уполномоченными представителями по финансовым вопросам, в отдельных счетах за проживание в гостинице не указаны фамилии проживающих.
Политическими партиями, избирательными блоками "Либерально - демократическая партия России", "Народно -республиканская партия России", "Истинные патриоты России" "Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ" с итоговыми финансовыми отчетами не представлены отдельные образцы печатной, аудио- и видеопродукции, политической партией "Российская экологическая партия "Зеленые" не приложены фотокопии рекламной продукции.
В итоговых финансовых отчетах допущены нарушения при заполнении разделов, отражающих поступление неправомерных средств. Избирательный блок "Великая Россия - Евразийский Союз" не отразил поступление неправомерных пожертвований на сумму 4,2 млн. рублей.
Политической партией "Российская Конституционно-демократическая партия" не реализована офисная техника, приобретенная за счет средств избирательного фонда, на общую сумму 21 тыс. рублей, в связи с чем на указанную сумму не распределены остатки средств избирательного фонда жертвователям.
Характерным нарушением пункта 2 раздела 9 Инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации является отсутствие письменного согласия партии на выполнение тех или иных возмездных услуг. Политической партией "За Русь Святую" в тринадцати случаях не представлены документы, подтверждающее согласие уполномоченных представителей по финансовым вопросам политической партии на выполнение работ (услуг) и их оплату из избирательного фонда.
Имеется ряд замечаний по оформлению итоговых финансовых отчетов. Так, политические партии "Партия Мира и Единства (ПМЕ)", "СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ", "Развитие предпринимательства", "партия СЛОН", "Политическая партия - Консервативная партия России", избирательные блоки "Великая Россия - Евразийский Союз", "Партия Возрождения России - Российская партия ЖИЗНИ" представили финансовый отчет и первичные финансовые документы не прошнурованными и не переплетенными в полном объеме.
4. Полученные в ходе подготовки отчета Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств федерального бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва, данные, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, о поступлении и расходовании средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков позволяют сделать следующие выводы и предложения:
поскольку число зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, обратившихся в окружные избирательные комиссии и Центральную избирательную комиссию Российской Федерации за возмещением транспортных расходов, незначительно, а суммы возмещения указанных расходов в 1995-2003 годах неуклонно сокращаются, целесообразно внести в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" изменения, предусматривающие возмещение кандидатам этих расходов за счет средств их избирательных фондов;
с целью сокращения затрат на приобретение кабин и ящиков для голосования, своевременного проведения региональными избирательными комиссиями конкурсов на их закупку (до назначения очередных федеральных выборов) необходимо предусматривать в федеральном бюджете, начиная с 2006 года, ассигнования для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации на приобретение указанного технологического оборудования;
обеспечение гласности деятельности избирательных комиссий, повышение информированности избирателей о ходе подготовки и проведения выборов, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях и избирательных блоках, кандидатах, списках кандидатов, федеральном избирательном законодательстве свидетельствуют о необходимости законодательного урегулирования вопроса об увеличении объемов эфирного времени и печатных площадей, предоставляемых государственными телерадиокомпаниями и редакциями государственных периодических печатных изданий соответствующим избирательным комиссиям на бесплатной основе;
в целях более качественного кадрового обеспечения избирательных комиссий, в том числе с учетом привлечения государственных и муниципальных служащих, избирательные комиссии за счет и в пределах средств, выделенных им на подготовку и проведение выборов, должны получить право выплачивать дополнительную оплату труда (вознаграждение) всем без исключения членам избирательных комиссий с правом решающего голоса, для чего требуется внести в федеральные законы "О системе государственной службы Российской Федерации", "Об основах государственной службы Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" изменения, предусматривающие возможность дополнительной оплаты труда (вознаграждения) государственным и муниципальным служащим за выполнение обязанностей члена избирательной комиссии с правом решающего голоса в период подготовки и проведения выборов;
размеры аккумулированных в избирательных фондах денежных средств свидетельствуют о достаточности установленного Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" предельного размера расходования средств избирательного фонда политической партии, избирательного блока, кандидата для организации финансирования избирательной кампании, политической партии, кандидата;
представляется актуальным внесение на законодательном уровне изменений в организацию формирования и расходования средств избирательных фондов политических партий, избирательных блоков с использованием субсчетов региональных отделений политических партий и регистрацией в качестве уполномоченных представителей по финансовым вопросам ответственных лиц этих региональных отделений. Это позволит учесть сжатые сроки проведения избирательной кампании, необходимость оперативного решения вопросов заключения и предоплаты договоров на выполнение работ (оказание услуг), а также качественную подготовку итоговых финансовых отчетов с приложением первичных финансовых документов;
в соответствии со статьями 3 и 31 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, в том числе вопросов получения и использования денежных средств и иного имущества, а участие в выборах является целью ее создания и обязанностью. В этой связи представляется целесообразным законодательно закрепить право политической партии использовать в период избирательной кампании свое движимое и недвижимое имущество, приобретенное до ее официального объявления. При этом расходы по эксплуатации такого имущества в период выборов должны производиться исключительно за счет средств избирательного фонда;
механизм возмещения политическими партиями, избирательными блоками организациям СМИ стоимости предоставленных бесплатно эфирного времени и печатной площади до конца не урегулирован, в связи с чем должники не считают обязательным для себя выполнение положений избирательного законодательства в этой части, а организации СМИ вынуждены нести дополнительные затраты в виде уплаты НДС со стоимости таких эфирного времени и печатной площади, а также уплаты государственной пошлины в судебных органах.
редакции периодических печатных изданий не выполняют в полной мере требования избирательного законодательства в части бесплатного опубликования сведений о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, политических партий, избирательных блоков, направляемые им соответствующими избирательными комиссиями, поэтому необходимо предусмотреть ответственность СМИ, либо оплачивать эти публикации за счет бюджетных средств, направляемых на организацию и проведение выборов;
целесообразно распространить на политические партии, избирательные блоки порядок представления первичных финансовых документов, подтверждающих произведенные расходы средств избирательных фондов, установленный для юридических лиц законодательством о бухгалтерском учете, и определить критерии признания расходов из избирательных фондов нецелевыми;
действующее избирательное законодательство не содержит запрета по поводу осуществления пожертвований в избирательные фонды политических партий со стороны некоммерческих организаций - фондов, однако, есть основание полагать, что в избирательных фондах могут оказаться средства, поступившие от юридических лиц, которым напрямую запрещено осуществлять такие пожертвования в избирательные фонды (иностранные юридические лица либо юридические лица с государственным (муниципальным) участием), а также средства, легализованные через указанные некоммерческие фонды.
Центральная избирательная комиссия
Российской Федерации
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.