Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы
Федерального Собрания РФ от 6 сентября 2005 г. N вн.2.2-1/2496
по проекту федерального закона N 194091-4 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О народных художественных промыслах", внесенному депутатами Государственной Думы И.Д. Кобзоном, А.А. Тягуновым
(первое чтение)
По представленному проекту федерального закона сообщаем следующее.
Законопроектом (статья 1) предлагается изменить действующие критерии отнесения организаций к организациям народных художественных промыслов.
Согласно Федеральному закону "О народных художественных промыслах" (пункт 2 статьи 5) (далее - Закон) к организациям народных художественных промыслов относятся не все организации, изготавливающие и реализующие изделия народных художественных промыслов, а только те из них, в выпуске товаров и услуг которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов. Именно таким организациям предоставляется ряд льгот (налоговых и других).
Законопроект предлагает слово "выпуск" заменить словом "отгрузка" и таким образом отнести к организациям народных художественных промыслов организации, у которых изделия народных художественных промыслов составляют не менее 50 процентов от "отгруженных" товаров собственного производства. Однако с правовой точки зрения такой критерий как "отгрузка" товаров, вряд ли можно брать за основу при определении правового статуса организаций народных художественных промыслов. Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) (см. статьи 509, 510) "отгрузка товаров" является элементом реализации договора поставки. Таким образом, в данном случае правильнее было бы вести речь об объеме поставляемых, а не отгружаемых товаров. Однако следует учесть, что данные, касающиеся объема выпущенных (изготовленных) товаров в течение определенного отчетного периода и объема поставляемых (см. "отгружаемых") товаров могут не совпадать. Согласно договору поставки его реализация (передача товара покупателю) может осуществляться в несколько этапов (приемов) (статья 508 ГК РФ). К тому же поставка (см. "отгрузка") товаров может и не производиться (например, в случае реализации товаров магазином, созданным при организации народных художественных промыслов).
Одновременно следует учесть, что согласно закону организации народных художественных промыслов - это организации особого вида, которые в своей деятельности используют творческий ручной и (или) механизированный труд мастеров народных художественных промыслов. А изделие народного художественного промысла - это уникальное художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла (статья 3 Закона), и потому вряд ли правильно ставить вопрос о статусе организации в зависимости от объема производимой и реализуемой продукции, что в большей степени может быть характерно для промышленного производства.
В пояснительной записке указано, что необходимость внесения предлагаемых изменений в пункт 2 статьи 5 Закона вызвана изменениями форм государственной статистической отчетности. Однако полагаем, что данное обстоятельство еще не является правовым основанием необходимости изменения действующего Закона, поскольку формы отчетности должны базироваться на положениях и терминологии действующего законодательства, регулирующего те или иные сферы деятельности, а не наоборот. Таким образом, полагаем, что законопроект нуждается в дополнительной проработке.
Заместитель начальника управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.