Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 ноября 2005 г. N КА-А40/11709-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2005 г.
Закрытое акционерное общество "РНТ" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России N 20 по г. Москве (далее - Инспекция) о признании незаконным решения N 13/217 от 18.05.2005 г., за исключением п.п. 2.1. п. 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2005 г., заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой.
По мнению налогового органа, судами нарушены нормы материального права, а именно, статья 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суд не исследовал все обстоятельства по делу и не дал оценки доводам налогового органа.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель Общества возражал против доводов, изложенных в кассационной жалобе, считая, что судебные акты являются законными и обоснованными.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным Арбитражным судом Московского округа в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекцией в период с 20.12.04 г. по 19.02.05 г. проведена выездная налоговая проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.01 г. по 31.12.03 г., по результатам которой составлен акт проверки N 13-33 от 19.04.05 г.
18.05.05 г. Инспекцией вынесено решение N 13/217 о привлечении Общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль за 2002-2003 годы в виде взыскания штрафа в размере 2 165 190 руб. и за неполную уплату НДС в размере 2 880 685 руб. 40 коп. Одновременно в решении предложено уплатить налог на прибыль в размере 10 825 950 руб., НДС в размере 14 658 307 руб. и пени за несвоевременную уплату налогов в размере 8 235 549 руб. 71 коп.
Основанием для принятия названного решения, по мнению проверяющих, послужило не подтверждение Обществом права на применение льготы по НДС, так как в нарушение подпункта 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, ЗАО "РНТ" заключены контракты не с донором безвозмездной помощи, а с его официальным представителем - Компанией "БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ".
Посчитав свои права нарушенными, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд о признании ненормативного акта налогового органа частично недействительным.
Удовлетворяя требования Общества, суд руководствовался подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, Соглашением от 17.06.1992 г. между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, и исходил из того, что Общество подтвердило право на использование льготы по НДС.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Московского округа не нашел оснований для отмены судебных актов.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федераций о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".
Реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов: контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации; удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию); выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги).
В силу части 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" налоговые и таможенные льготы для всех участников реализации программ оказания безвозмездной помощи (содействия), предусмотренные статьей 2 настоящего Федерального закона, предоставляются только при наличии удостоверения.
Удостоверением признается документ, подтверждающий принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из содержания и смысла приведенных норм следует, что удостоверение подтверждает принадлежность средств к гуманитарной или технической помощи (содействию) и, как следствие, свидетельствует о заключении контракта с надлежащей стороной, а значит, служит доказательством реализации товаров (работ, услуг) в рамках оказания безвозмездной технической помощи, и о правомерном использовании налоговой льготы, предусмотренной в подпункте 19 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации
Суд, всесторонне и полно исследовав представленные в дело доказательства установил, что ЗАО "РНТ" в соответствии с программой заключило договоры с компанией "БЛЭК ЭНД ВИЧ ИНТЕРНЭШНЛ" (США), являющейся официальным представителем донора Министерства обороны США, на выполнение работ в рамках оказания безвозмездной помощи Российской Федерации.
Согласно удостоверениям NN 584, 608 с приложением перечня организаций, участвующих в выполнении работ по Программе, выданным комиссией по вопросам международной технической помощи при Правительстве Российской Федерации, средства, товары, работы и услуги по реализации контракта от 26.05.2000 г. на сумму 32934856 и на сумму 737 759 долларов США признаются технической помощью (содействием). Донором является Министерство обороны США через компанию "Black and Yeatch International Co", получателем технической помощи - Министерство обороны РФ, ЗАО "РНТ" определено как организация, участвующая в выполнении работ по предоставлению безвозмездной технической помощи.
Выполняемые Обществом работы непосредственно связаны с обеспечением защиты государственной тайны Российской Федерации. Правомочность проведения данных работ подтверждается наличием у Общества лицензий ФСБ, Гостехкомиссии России, Министерства обороны России.
С учетом изложенного, ЗАО "РНТ" действует в рамках соглашения между Российской Федерации и США, является подрядчиком США и участником Программы, а выполняемые работы относятся к технической помощи (содействию).
Оценив названные обстоятельства, суд сделал правильный вывод о подтверждении Обществом права на использование льготы по НДС в рамках оказания безвозмездной технической помощи.
Суд обоснованно пришел к выводу о том, что Инспекцией неправильно применена норма подпункта 19 пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса Российской Федерации.
При выполнении работ в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации Общество руководствовалось Соглашением между Российской Федерации и США, Конституцией Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации.
Действующее законодательство не содержит запрета на использование льготы по НДС при выполнении работ в рамках безвозмездной технической помощи, если контракт заключен с официальным представителем донора. В связи с чем, данное обстоятельство в силу пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации не может лишать налогоплательщика права на использование льготы по НДС.
По изложенным основаниям кассационная инстанция находит необоснованными доводы налогового органа.
Доводы, изложенные Инспекцией в кассационной жалобе, являлись предметом проверки судебных инстанций, поскольку они аналогичны доводам оспариваемого решения налогового органа, апелляционной жалобы, приводились Инспекцией при рассмотрении спора и им судебными инстанциями дана правильная правовая оценка.
Судебными инстанциями полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделан обоснованный вывод о том, что Обществом соблюдены требования налогового законодательства.
Нормы материального права применены судебными инстанциями правильно. Нарушений норм процессуального права не установлено.
При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2005 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22 сентября 2005 г. N 09АП-9770/05-АК по делу N А40-26095/05-14-213 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России N 20 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп.19 п.2 ст.149 НК не подлежит налогообложению реализация на территории РФ товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ. Безвозмездная помощь должна быть оказана в соответствии с ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) РФ и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) РФ".
По мнению налогового органа, общество не вправе пользоваться вышеуказанной льготой, поскольку заключило контракты не с донором безвозмездной помощи, а с его официальным представителем.
Суд сделал вывод о подтверждении обществом права на использование льготы по НДС в рамках оказания безвозмездной технической помощи.
Как указал суд, обществом были представлены все установленные подп.19 п.2 ст.149 НК РФ документы, необходимые для подтверждения права на применение рассматриваемой льготы.
Суд отметил наличие у общества удостоверения - документа, подтверждающего принадлежность средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию), составленный по форме и выдаваемый в порядке, которые определяются Правительством РФ.
Таким образом, общество в соответствии с программой заключило договоры с иностранной компанией, являющейся официальным представителем донора, на выполнение работ в рамках оказания безвозмездной помощи РФ. Официальный представитель донора действует в рамках соглашения между РФ и США, является подрядчиком США и участником программы, а выполняемые работы относятся к технической помощи (содействию).
Исходя из вышесказанного, суд сделал вывод о правомерном применении обществом льготы по НДС согласно подп.19 п.2 ст.149 НК РФ, оставил без изменений решение суда и постановление апелляционной инстанции, в удовлетворении кассационной жалобы налогового органа отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 ноября 2005 г. N КА-А40/11709-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании