Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 сентября 2005 г. N вн 2.2-1/2578
на проект федерального закона N 191576-4 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам юридической ответственности военнослужащих и лиц, имеющих специальные звания", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Пунктом 2 статьи 1 проекта в предлагаемой новой статье 28.2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Федеральный закон) приведено определение понятия "дисциплинарные проступки", под которыми понимаются противоправные действия (бездействие), связанные с нарушением воинской дисциплины или общественного порядка. Однако в главу 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) включены ряд составов административных правонарушений, родовым признаком которых являются посягательства на общественный порядок и общественную безопасность (статьи 20.1 - 20.27 КоАП), например, мелкое хулиганство (статья 20.1 КоАП). В этой связи рекомендуем уточнить понятие дисциплинарного проступка с тем, чтобы отграничить его от административного правонарушения.
В части 9 предлагаемой новой статьи 28.2 Федерального закона указывается на недопущение привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности, в том числе за действия, совершенные в состоянии необходимой обороны, при задержании лица, совершившего преступление. Следует отметить, что данные понятия более применимы в уголовном законодательстве и вряд ли могут быть использованы при решении вопросов дисциплинарной ответственности. В противном случае в законопроекте необходим раздел о дисциплинарной ответственности за превышение пределов необходимой обороны и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. В случае наступления вредных последствий таких действий, выразившихся в причинении смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью необходимо возбуждение уголовного дела по статьям 108 или 114 Уголовного кодекса Российской Федерации и проведение предварительного следствия, что выходит за рамки дисциплинарной ответственности.
Что касается совершения дисциплинарного проступка в состоянии невменяемости, то для установления факта нахождения лица в таком состоянии необходимо проведение судебно-медицинской экспертизы, которое возможно только в рамках расследования уголовного дела.
Проектом (пункт 2 статьи 1) предлагается дополнить Федеральный Закон новыми статьями (28.6 - 28.9), в частности, посвященными дисциплинарному аресту. В то же время, по сути, данному предмету специально посвящен также и проект федерального закона N 191584-4 "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", что не в полной мере соответствует принципу экономии правового материала.
Частью 5 новой редакции статьи 28.6 Федерального закона устанавливается перечень грубых дисциплинарных проступков военнослужащих. Обращаем внимание, что, расширяя установленный в утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года N 2140 Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил Российской Федерации перечень грубых дисциплинарных поступков, законопроект содержит некоторые неопределенные положения. Так, например, к грубым дисциплинарным проступкам отнесено нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, при этом не указано, каких правил; неконкретно положение абзаца шестого названной части об уклонении от исполнения обязанностей военной службы; в абзаце втором названной части к грубым дисциплинарным проступкам отнесено нарушение порядка подчиненности, однако понятие "порядок подчиненности" не раскрывается, при этом не содержится указанное понятие и в федеральных законах "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих". Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 2004 г. N 7-П).
Кроме того, полагаем, что в части 5 предлагаемой новой статьи 28.6 Федерального закона к грубым дисциплинарным проступкам отнесены также и некоторые административные правонарушения.
Полагаем, что нет достаточной ясности в вопросе о том, применяются ли указанные в предлагаемых новых статьях 28.11 и 28.12 Федерального закона меры пресечения нарушения воинской дисциплины и общественного порядка к военнослужащим, совершившим административные правонарушения. Считаем также, что, помимо задержания, в данном проекте должны содержаться положения о порядке применения других мер пресечения, упомянутых в данном проекте (доставление, личный досмотр, изъятие вещей и документов и т.п.), поскольку такие меры касаются ограничения прав военнослужащих, и должны, как и задержание, регулироваться на уровне именно федерального закона, а не подзаконными актами, что, однако, по сути, указано в части 2 предлагаемой новой статьи 28.11 Федерального закона.
В статье 2 проекта приводится новая редакция статьи 2.5 КоАП, фактически посвященная общим положениям административной ответственности военнослужащих. В то же время в части 2 этой статьи имеются специальные положения, касающиеся протокола об административном правонарушении, совершенном военнослужащим, что нелогично, поскольку в КоАП содержатся специальные нормы, посвященные протоколам (статьи 28.2, 28.3 и другие). В этой же части 2 указано, что за совершение некоторых составов административных правонарушений военнослужащие несут ответственность на общих основаниях (то есть в соответствии с КоАП), однако, к ним не может быть применены административные наказания в виде административного ареста. Возникает вопрос: может ли быть применен в этих случаях дисциплинарный арест, который в КоАП не предусмотрен.
При доработке статьи 2 законопроекта следует также иметь в виду, что в настоящее время Государственной Думой принят в первом чтении проект федерального закона N 278864-3 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", который вносит изменения в статью 2.5 КоАП.
Статьей 3 законопроекта предусмотрено, что он вступает в силу "... со дня его официального опубликования". Полагаем целесообразным в данном случае использовать терминологию Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", статьей 6 которого предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу "... после дня его официального опубликования".
По законопроекту имеются и иные замечания юридико-технического характера, переданные в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.