Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья от 2 ноября 2005 г.
на проект федерального закона N 225383-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (в части уточнения распределения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта Российской Федерации) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по охране здоровья рассмотрел представленный законопроект.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года N Пр-1175 и направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года. Законопроект продолжает процесс совершенствования федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями публичной власти.
Законопроект вносит изменения в ряд федеральных законов и предусматривает:
1. перераспределение полномочий между уровнями публичной власти субъектов Российской Федерации;
2. предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации, при наличии финансовых возможностей и за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права:
- осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения;
- участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах;
- осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.
Предлагаемые изменения в области охраны здоровья направлены на предоставление органам государственной власти субъектов Российской Федерации возможности устанавливать региональные стандарты медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленным соответствующим федеральным органом исполнительной власти, принимать участие в осуществлении контроля за соблюдением стандартов медицинской помощи; предусматривают возможность принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; предоставляют органам государственной власти субъектов Российской Федерации право разрабатывать и реализовывать региональные программы обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, участвовать совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами в осуществлении контроля и надзора, а также мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов. Кроме того, предлагаются изменения, фактически исключающие финансирование медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на учет из средств федерального бюджета.
Поддерживая в целом концепцию законопроекта, Комитет по охране здоровья считает необходимым отметить ряд замечаний.
1. В соответствии со статьей 6 законопроекта (изменения в часть первую статьи 6 Основ законодательства об охране здоровья граждан) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации приобретают право устанавливать региональные стандарты медицинской помощи не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения. Комитет обращает внимание, что реализация данных положений будет затруднительна, т.к. указанные федеральные стандарты разработаны далеко не в полной мере.
2. Статьей 5 законопроекта (изменения в Закон Российской Федерации "О ветеринарии") предлагается отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации защиту населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению федеральных органов исполнительной власти. Инфекционные болезни, общие для человека и животных, в большинстве случаев имеют природно-очаговый характер и регистрируются в пределах эндемичных территорий, расположенных на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, что требует разработки и реализации профилактических и противоэпидемических мер на федеральном и межрегиональном уровне. Передача полномочий по защите населения от болезней, общих для человека и животных, на уровень субъектов Российской Федерации представляется неоправданной.
В связи с изложенным, абзац пятый пункта 1 статьи 5 законопроекта следует исключить.
3. Статьей 21 законопроекта (изменения в статью 6 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения") предлагается отнести к полномочиям субъектов Российской Федерации введение и отмену на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Введение ограничительных мероприятий должно осуществляться не по согласованию, а на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей, как это предусмотрено статьей 31 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Органы власти субъекта Российской Федерации не располагают возможностями для полноценного наблюдения за состоянием инфекционной заболеваемости населения, не имеют научных учреждений для определения критических порогов заболеваемости и прогнозов развития эпидемического процесса, следовательно не могут принять обоснованное решение о введении карантина по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В связи с изложенным, абзац 8 статьи 21 законопроекта следует изложить в следующей редакции: "введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) по предложению главных государственных санитарных врачей и их заместителей".
4. Статьей 24 законопроекта (изменения в статье 6 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов") предлагается отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации осуществление, в том числе совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, контроля и надзора, а также мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов. Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации полномочиями по осуществлению надзора и контроля потребует увеличение числа государственных служащих в субъектах Российской Федерации и может привести к необоснованному росту контрольных проверок организаций, занятых в сфере оборота пищевых продуктов. В то же время возможность участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в организации и проведении мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения законодательно определена положениями статьи 14 Федерального закона "О качестве и безопасности пищевых продуктов".
В связи с изложенным предлагается последний абзац статьи 24 законопроекта изложить в следующей редакции:
"осуществления совместно с соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти мониторинга качества л безопасности пищевых продуктов".
5. Пунктом 4 статьи 19 законопроекта (изменения в статью 16 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе") предлагается исключить положения, регламентирующие вопросы медицинского обследования граждан при первоначальной постановке на учет, в том числе финансирования указанного медицинского обследования за счет средств федерального бюджета. На кого предлагается возложить функции по финансовому обеспечению медицинского обследования, указанного в статье 16 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", ни в тексте рассматриваемого Законопроекта, ни в пояснительной записке к нему не указано, необходимые финансово-экономические расчеты не представлены. Необходимо отметить, что медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский' учет осуществляется в целях последующего исполнения гражданами воинской обязанности, и, по мнению Комитета, должно финансироваться за счет средств федерального бюджета.
В связи с изложенным предлагается пункт 4 статьи 19 законопроекта предлагаем исключить.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие данного законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Т.В. Яковлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.