Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов"
Проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов" разработан с целью улучшения социальной защиты инвалидов и уточнения применяемых понятий в текстах нормативных правовых актах и предусматривает внесение изменений в следующие законодательные акты.
1. Внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 122-ФЗ) изменения в Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в части определения компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов значительно сократило их функциональные возможности по решению этих вопросов. Поэтому необходимо восстановить исключенные функции.
Кроме того, существует необходимость включения в текст Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" понятие "иные средства реабилитации". В настоящее время собаки-поводыри для слепых, абсорбирующее белье и памперсы, отнесены к техническим средствам реабилитации, что по нашему мнению не имеет никакого отношения к техническим (!) средствам реабилитации.
2. Необходимо внести изменения в Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в части конкретизации оснований для поездки инвалидов к месту лечения и обратно. Действующая редакция нечетко формулирует понятие "к месту лечения", так как в настоящее время под применение этого понятия попадают только те граждане, которые едут исключительно на лечение. Однако, кроме непосредственно самого лечения в стационарном медицинском учреждении, многим больным требуется посещать указанные учреждения для прохождения обследования или консультации по направлению врачей. Например, лицам, страдающим онкологическими или сердечно-сосудистыми заболеваниями требуется периодически (ежемесячно, раз в квартал или в полгода - в зависимости от тяжести заболевания) приезжать в специализированное медицинское учреждение, которое может находиться не только в соседнем регионе, но и в другой части страны. Кроме того, необходимо предоставить право бесплатного проезда инвалидам, которые приобрели путевки на санаторно-курортное лечение за счет собственных средств (сейчас это право распространяется только на тех граждан, кто обеспечивается санаторно-курортными путевками за счет Фонда социального страхования).
3. Предлагается внести изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральные законы от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в части замены понятия "степень ограничения способности к трудовой деятельности" понятием "группа инвалидности".
Принятый далее Федеральный закон N 122-ФЗ закрепил в российском законодательстве отход от социальной модели инвалидности, которая определяет инвалидность как совокупность многих факторов, приводящих к ограничению жизнедеятельности инвалидов. Взамен этого по существу было предложено при определении материальных выплат, необходимых для жизнеобеспечения инвалидов, использовать только один фактор - ограничение способности к трудовой деятельности. В современных условиях, когда в Российской Федерации большой процент безработных даже среди здоровых людей, инвалиды, как правило, если и работают, то в основном на низкооплачиваемых работах, и соответственно, эти зарплаты редко когда превышают размер получаемых ими пенсий. Для большинства инвалидов трудовая пенсия по инвалидности или социальная пенсия является, как правило, единственным источником физического существования. Поэтому считаем недопустимым применение только одного фактора (степени ограничения способности к трудовой деятельности) при назначении инвалидам пенсий и денежных выплат.
При этом существующая методика определения инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности не имеет объективного инструментария оценки ограничения тех или иных жизненных функций больных людей, тем более, что органы медико-социальной экспертизы не учитывают фактор возможности фактического (а не теоретического) трудоустройства инвалида в населенном пункте, в котором он постоянно проживает. Опыт применения в 2004 году степени ограничения способности к трудовой деятельности уже показал, что практически любое решение о назначении вышеуказанных степеней зависит исключительно от субъективного понимания специалистов медико-социальной экспертизы. Например, за прошедший период стали известны сотни случаев, когда инвалиды I группы были лишены всех государственных материальных выплат только из-за произвольного толкования этих степеней при их назначении.
Применение степеней ограничения способности к трудовой деятельности не стимулируют инвалидов к активной жизненной позиции, а наоборот способствуют иждивенчеству. Инвалиды, зная насколько сложно в настоящее время трудоустроиться даже по тем профессиям, которыми они владеют, очень опасаются снижения степени, поскольку органы медико-социальной экспертизы снижая или отменяя степени ограничения способности к трудовой деятельности инвалидам абсолютно равнодушны к последующей судьбе инвалида, прошедшего освидетельствование. Считаем, что в сложившейся ситуации при назначении пенсий по инвалидности и денежных выплат необходимо исключить субъективный критерий оценки только ограничения способности к трудовой деятельности и вернуться к более объективному фактору как группам инвалидности.
4. В связи с тем, что с 1 января 2005 года инвалиды перестали получать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, то в настоящее время они будут вынуждены приобретать их за свои собственные средства. В связи с этим следует дополнить пункт 1 статьи 17 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" нормой, согласно которой владельцам транспортных средств предоставляется компенсация в размере 50% от уплаченной ими страховой премии по договору обязательного страхования, если они самостоятельно приобрели и оборудовали данное транспортное средство для использования инвалидами, или оно предназначено для перевозки инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов" повлечет изменение следующих нормативных правовых актов:
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 1996 года N 965 "О порядке признания граждан инвалидами";
Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации N 30, Постановление Министерства труда Российской Федерации N 1 от 29.01.97 "Об утверждении классификации и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы";
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.10.2004 N 1343-р "О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.