Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации"
Настоящий законопроект предусматривает внесение дополнения в третий абзац статьи 302 Трудового кодекса Российской Федерации.
Действующей статьей 302 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом, включаются только календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности.
Данная правовая норма должна касаться лишь тех работников, которые постоянно проживают за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и регулярно выезжают для работы в эти районы, то есть осуществляют работу межрегиональным вахтовым методом.
Вахтовый метод является особой формой осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников.
Вахтовый метод может применяться при значительном удалении места работы (производственных объектов (участков) от места нахождения предприятия, объединения и организации при нецелесообразности выполнения работ обычными методами, а также и при необеспеченности данного района соответствующими трудовыми ресурсами.
Следует отметить, что вахтовый метод может быть как межрегиональным, так и внутрирегиональным.
При внутрирегиональном вахтовом методе место постоянного жительства работника находится в одном регионе с местом производственной деятельности организации, но оно значительно удалено от места выполнения работ, и ежедневное возвращение к месту постоянного жительства работнику не может быть обеспечено.
На территории Ямало-Ненецкого автономного округа многие предприятия применяют внутрирегиональный вахтовый метод работы, когда период междувахтового отдыха работники проводят в месте их постоянного жительства, то есть в районах Крайнего Севера. Развитие внутрирегионального вахтового метода вызвано наличием высококвалифицированных кадров, а также проблемами финансового характера, связанными с вопросами переселения трудящихся из районов Крайнего Севера в другие регионы России.
Глава 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327) устанавливает государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Относительно работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и работающих в этих районах с применением внутрирегионального вахтового метода, законодательство умалчивает.
Считаем, что на таких работников в полном объеме должны распространяться гарантии и компенсации, установленные для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и исчисление трудового стажа в соответствии с порядком, применяемом для работников, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но не работающих вахтовым методом.
Следует отметить, что депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Наталья Владимировна Комарова, избранная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации по избирательному округу N 225, обратилась 28 августа 2003 года, исходящий N 872-НК, с депутатским запросом к Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову с просьбой о внесении аналогичного изменения в Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации 11 июля 2002 года N 516.
На основании статьи 314 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральным законом устанавливает порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций. А федеральный закон сегодня говорит, что в стаж работы, дающий право на получение льгот и компенсаций лицам, работающим вахтовым методом, включаются только календарные дни работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и фактические дни нахождения в пути, предусмотренные графиками сменности. Из этого вытекает, что права работников, работающих внутрирегиональным вахтовым методом, ущемляются.
Основываясь на изложенном выше, предлагаем внести в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации дополнение, устраняющее пробел в действующем трудовом законодательстве относительно указанной категории лиц. Данное дополнение позволит им предоставлять гарантированную, реальную и справедливую компенсацию.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении дополнения в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации"
По информации, полученной из ОАО "Газпром", общая численность работников предприятия составляет 330 тысяч человек, работающих вахтовым методом - 39600 человек, из них внутрирегиональным вахтовым методом работают 16200 человек.
Из 16200 человек, работающих внутрирегиональным вахтовым методом, у 200 человек в 2004 году возникает право на назначение пенсии в соответствии с российским законодательством, 11300 человек имеют стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 7 и более лет.
В связи с индексацией с 1 августа 2004 года размер пенсии по старости составит 3406,94 рубля (1052,21 рубля - базовая часть трудовой пенсии и 2354,73 рубля - страховая часть трудовой пенсии).
На основании этого производим расчет дополнительных затрат на реализацию законопроекта из федерального бюджета и Пенсионного фонда Российской Федерации: 11300 чел. х 3406,94 рубля х 12 месяцев = 461981064 рубля или 461,98 миллиона рублей в год при условии, что сразу все 11300 человек достигли соответствующего возраста и имеют необходимый стаж для назначения пенсии в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В том числе:
базовая часть трудовой пенсии (БЧ) (1052,21 х 11300 х 12) = 142,68 миллиона рублей за счет федерального бюджета;
страховая часть трудовой пенсии (СЧ) (2354,73 х 11300 х 12) = 310,82 миллиона рублей за счет Пенсионного фонда России.
При этом следует учесть, что право на назначение пенсии возникает не сразу у всех 11300 граждан, а для некоторых право на назначение пенсии возникнет спустя 8 лет и более (из расчета необходимого стажа 15 и 20 лет для выхода на пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 на условиях статьи 28 (подпункт 6 пункта 1) Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Так, в 2004 году такое право может возникнуть только у 200 граждан. Необходимая сумма за 5 месяцев текущего года: 200 чел. х 3406,94 рубля х 5 месяцев = 1052,21 х 200 х 5 + 2354,73 х 200 х 5 = 1052210 рублей (БЧ) + 2354730 рублей (СЧ) = 3406940 рублей, или 3 миллиона 407 тысяч рублей.
На следующий год и последующие за ним, но не более 5 лет (проект федерального закона предусматривает возможность назначения пенсии ранее достижения установленного возраста на пять лет для указанной категории граждан), для этих 200 человек сумма составит 8 миллионов 177 тысяч рублей без учета индексации пенсий.
Как предусмотрено пунктом 1 ст. 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", порядок финансирования базовой, страховой и накопительной частей трудовой пенсии определяется Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Согласно п. 3. ст. 9 этого закона выплаты базовой части трудовой пенсии финансируются за счет средств единого социального налога, зачисленных в федеральный бюджет, а выплаты страховой и накопительной ее частей - за счет средств бюджета Пенсионного фонда России.
Отмечаем, что Ямало-Ненецким автономным округом перечисляется в Пенсионный фонд России средств в 4 раза больше, чем направляется на выплаты пенсионерам Ямало-Ненецкого автономного округа. Поэтому считаем, что средства, направляемые автономным округом в виде отчислений в Пенсионный фонд России, могут быть источником финансирования законопроекта.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении дополнения в статью 302 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие законопроекта потребует внесения дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
|
С.Н. Харючи |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.