Пояснительная записка
по вопросу о ратификации Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - Конвенция) подписана от имени Российской Федерации 9 декабря 2003 г. в г. Мерида (Мексика).
Текст Конвенции разработан учрежденным Генеральной Ассамблеей ООН в этих целях Специальным комитетом, в работе которого активно участвовала сформированная Правительством Российской Федерации межведомственная делегация. В Конвенции получили дальнейшее развитие положения Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, которая ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 26-ФЗ и которая вступила в силу для Российской Федерации 25 июня 2004 года.
В основу Конвенции положен комплексный подход, отражающий сложную социально-правовую природу коррупции, разнообразие мер и многоуровневый характер борьбы с этим злом.
Конвенцией предусмотрены широкий спектр мероприятий по профилактике коррупции в сфере государственной службы и в частном секторе, принципиальное положение о том, что активы от коррупционных деяний возвращаются в страну происхождения с использованием прежде всего гражданско-правовых и административных, а не только уголовно-процессуальных механизмов, а также сужение сферы применения принципа "двойной криминализации" в вопросах оказания правовой помощи.
Конвенция детально регламентирует взаимную правовую помощь, выдачу лиц, совершивших коррупционные преступления, а также сотрудничество правоохранительных органов, включая обмен информацией и опытом, совместное проведение расследований, подготовку и повышение квалификации кадров, взаимодействие в материально-техническом обеспечении правоохранительной деятельности.
Конвенция оценивает как уголовно-наказуемые деяния подкуп национальных публичных должностных лиц, иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций, хищение, неправомерное присвоение или иное нецелевое использование имущества публичным должностным лицом, злоупотребление влиянием в корыстных целях, злоупотребление служебным положением, подкуп и хищение имущества в частном секторе, отмывание доходов от преступлений и воспрепятствование отправлению правосудия.
Наличие в Конвенции этих положений многими специалистами оценивается как серьезное достижение в повышении эффективности нормативного регулирования взаимодействия различных государств в деле возвращения имущества, полученного преступным путем, в страну происхождения и при оказании правовой помощи.
Для вступления в силу этого договора необходимо получение депозитарием 30 ратификационных грамот от государств - сторон Конвенции. К настоящему времени Конвенцию подписали 120 государств, ратифицировали - 22, в том числе Алжир, Белоруссия, Египет, Венгрия, Мексика, Перу, Румыния, Южная Африка.
Ратификация Конвенции подтвердит приверженность Российской Федерации борьбе с коррупцией, которая в современных условиях зачастую способствует международному терроризму, его финансированию, незаконному обороту оружия и наркотиков, и в связи с этим обоснованно рассматривается как вызов глобальной безопасности.
С финансово-экономической точки зрения ратификация данной Конвенции выгодна для Российской Федерации как страны, из которой активы незаконного происхождения в основном выводятся. Возможность использования всех эффективных мер предупреждения и борьбы с этим явлением, заложенных в Конвенции, создает условия для возвращения незаконно оказавшегося за рубежом капитала.
В отношении ряда положений, в частности касающихся юрисдикции, правовой помощи и международного сотрудничества в целях конфискации (статьи 42, 46 и 55 Конвенции), возможны разные варианты исполнения государствами - участниками своих обязательств. В связи с этим в подготовленном проекте федерального закона о ратификации Конвенции имеются соответствующие заявления.
Кроме того, продолжая принципиальную линию на обеспечение неотвратимости ответственности преступников и по аналогии с заявлениями, сделанными Российской Федерацией при ратификации Международной конвенции о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года, Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года, и в данном случае также предлагается сделать заявление о недопустимости злоупотребления применением положений Конвенции, предусматривающих возможность отказа в выдаче по основаниям, указанным в пункте 15 статьи 44 Конвенции.
Конвенция содержит правила иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, в соответствии со статьей 16 Конвенции умышленное предоставление иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с ведением международных дел является уголовно-наказуемым и должно быть признано в Уголовном кодексе Российской Федерации преступлением. Однако в соответствии со статьей 8 и примечаниями к статьям 201 и 285 Уголовного кодекса Российской Федерации иностранное публичное должностное лицо или должностное лицо публичной международной организации не обладают признаками, позволяющими признавать их субъектами коммерческого подкупа или получения взятки (статьи 204 и 290 Уголовного кодекса Российской Федерации).
Имеются и другие расхождения между положениями Конвенции и законодательством Российской Федерации, в частности в области определения ответственности юридических лиц за участие в деяниях, признанных преступлениями в соответствии с Конвенцией (статья 26 Конвенции) и конфискации имущества, в которое были превращены или преобразованы доходы от преступлений, признанных таковыми в соответствии с Конвенцией, или имущества, стоимость которого соответствует стоимости таких доходов (статья 31 Конвенции).
В связи с этим участие Российской Федерации в Конвенции потребует внесения определенных изменений в законодательные акты Российской Федерации, регулирующие соответствующие аспекты противодействия коррупции.
Ратификация Конвенции, ее вступление в силу для Российской Федерации и использование в качестве правового основания международного сотрудничества в борьбе с коррупцией не обусловлены приведением законодательства Российской Федерации в соответствие с Конвенцией. Подготовка вытекающих из Конвенции изменений в законодательные акты Российской Федерации ведется в рамках выполнения уже принятых решений о совершенствовании законодательства Российской Федерации, в том числе в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию.
Конвенция также содержит положения, в частности в области выдачи, которые затрагивают основные права и свободы человека и гражданина.
На основании изложенного в соответствии с подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" данный международный договор подлежит ратификации.
Предполагается, что центральный орган Российской Федерации, который в соответствии с пунктом 13 статьи 46 Конвенции несет ответственность за получение просьб об оказании взаимной правовой помощи и либо за их выполнение, либо за их препровождение для выполнения компетентным органам и обладает соответствующими полномочиями, будет определен актом Президента Российской Федерации (по аналогии с Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.