Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по труду и социальной политике от 3 ноября 2005 г. N 3.2-65/3
на проект федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 159,27 млрд. рублей или 99,6% от утвержденных показателей, по расходам в размере 140,56 млрд. рублей или 88,4% от утвержденных показателей, и с превышением доходов над расходами в 18,7 млрд. рублей.
Доходы Фонда
Доходы Фонда формировались в основном за счет налоговых доходов и поступлений страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Налоговые доходы от всех поступлений составили 126,73 млрд. рублей или 79,6% от утвержденных показателей, в том числе недоимки, пени и штрафы - 1,11 млрд. рублей или 0,7 процента; неналоговые доходы - 30,68 млрд. рублей или 19,3%, безвозмездные перечисления из федерального бюджета- 1,86 млрд. рублей или 1,2%.
Налоговые доходы, утверждены в сумме 123,91 млрд. рублей, исполнены в сумме 126,73 млрд. рублей, что составило 102,3% к запланированному объему. От единого социального налога (далее ЕСН) при утвержденной сумме 121,36 млрд. рублей в доходы бюджета поступило - 122,44 млрд. рублей или 100,9% от утвержденных показателей. При формировании бюджета Фонда на 2004 год имело место занижение фонда оплаты труда, что привело к увеличению поступлений единого социального налога на 1,1 млрд. рублей.
Фактический объем фонда оплаты труда составил 3973,0 млрд. рублей, против принятого для расчетов поступлений единого социального налога в Фонд 3956,0 млрд. рублей, что обусловило рост поступлений этого налога. Расчетная ставка ЕСН сложилась в 2004 году в размере 3,37 процента.
Доходы от единого налога, взимаемого в связи с применением упрошенной системы налогообложения при утвержденной сумме 0,8 млрд. рублей, исполнены в сумме 1,7 млрд. рублей или 193,1 процента к утвержденным показателям.
Перевыполнен утвержденный объем поступлений от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, от предусмотренных в бюджете Фонда 0,78 млрд. рублей, поступило 2,44 млрд. рублей или 184,5 процента к утвержденным показателям.
Сборы единого сельскохозяйственного налога при утвержденной сумме 0,03 млрд. рублей составили 0,04 млрд. рублей или 110,6 процента к утвержденным показателям.
Фактическое перевыполнение указанных доходов против запланированных связано с увеличением числа страхователей, перешедших на применение специальных налоговых режимов в 2004 году. Вместе с тем, Комитет отмечает низкий уровень планирования доходов, уплачиваемых при применении специальных налоговых режимов.
Недоимки, пени и штрафы по взносам на обязательное страхование, образовавшиеся по состоянию на 01.01.2001 года, взысканы в сумме 1,1 млрд. рублей, что составляет 129,7 процента от утвержденных показателей.
Неналоговые доходы в 2004 году составили 30,7 млрд. рублей или 89,7 процента от предусмотренных показателей.
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств Фонда при утвержденной сумме 0,4 млрд. рублей составили 0,31 млрд. рублей или 75,5 процента от утвержденных показателей. Планирование данного вида доходов проводилось без учета перечисления налога на прибыль, и, в 2004 году средства Фонда не размещались в ценные бумаги, тем самым объясняется невыполнение планового показателя по данной статье.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимку, пени и штрафы, зачислены в доход в сумме 28,6 млрд. рублей, или 88,3 процента к утвержденным показателям (32,4 млрд. рублей), недополучено 3,8 млрд. рублей.
Среднеотраслевой тариф страховых взносов составил 0,70 при плановом показателе 0,86. Основной причиной отклонения фактической величины среднеотраслевого тарифа страховых взносов от запланированной на 0,16 процентных пункта является то, что действующая в 2004 году Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска основана на данных Фонда о страхователях за 2000 год и в связи с существенными изменениями, произошедшими за это время в отраслях (подотраслях) экономики, не отражает действительное распределение отраслей по классам профессионального риска.
Комитет отмечает, что тарифы страховых взносов по классам профессионального риска оставались неизменными с 2000 года. За истекший период фактический среднеотраслевой тариф уменьшился более чем в два раза. Имеющийся остаток средств социального страхования на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пока позволяет финансировать соответствующие расходы. Однако необходимо проанализировать практику установления классов профессионального риска по видам экономической деятельности в 2005 году с тем, чтобы тарифы страховых взносов на 2006 год имели актуарное обоснование.
Прочие поступления в Фонд составили 0,6 млрд. рублей или 101,0 процент, в составе которых доля добровольных страховых взносов работодателей на случай временной нетрудоспособности составила 57,8 процента.
Субвенции Фонду из федерального бюджета были перечислены в полном объеме и составили 1,9 млрд. рублей, из них в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 08.02.2003 г. N 25-ФЗ "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования за 2003 год" была погашена задолженность прошлых лет в сумме 0,84 млрд. рублей.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Название вышеназванного Федерального закона следует читать как "О бюджете Фонда социального страхования за 2003 год"
Расходы Фонда
Расходы Фонда в 2004 году составили 140,6 млрд. рублей или 88,4 процента к утвержденным показателям. Основное влияние на невыполнение общего показателя по расходам оказало снижение расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, которые составили 68,6 млрд. рублей или 80,7 процента от утвержденных показателей или 98,3 процента к уровню 2003 года. Число страховых случаев, вызванных временной нетрудоспособностью, по сравнению с 2003 годом снизилось на 6 миллионов. Во многом такое снижение связано с изменением порядка выплаты пособий по временной нетрудоспособности гражданам, работающим на предприятиях, применяющих (переведенных на) специальные налоговые режимы, изменением порядка расчета пособий и ограничением максимальной величины пособия.
Расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 1,1 млрд. рублей или 76 процентов от утвержденных показателей.
Расходы на выплату пособий, связанных с материнством и детством, в сумме составили 24,4 млрд. рублей или 101,3 процента от утвержденных показателей.
Расходы на возмещение гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение составили 0,1 млрд. рублей или 78,5% от утвержденных показателей.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний расходы на единовременные страховые выплаты составили 0,4 млрд. рублей или 80,9% к утвержденным показателям, ежемесячные страховые выплаты - соответственно 19,8 млрд. рублей.
Размеры единовременных и ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Законе о бюджете Фонда на 2004 год следовало предусматривать в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Однако, Законом о бюджете Фонда было приостановлено действие пункта 1 статьи 11 вышеназванного Федерального закона в части определения размера единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, который определяется в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности.
По обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний размер единовременной страховой выплаты в случае смерти застрахованного устанавливается в размере, равном шестидесятикратному минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день такой выплаты. В 2004 году указанная сумма с учетом установленного минимального размера оплаты труда составляла 36,0 тыс. рублей. Законом о бюджете Фонда данная страховая выплата была установлена в размере 30,0 тысяч рублей.
Неправомерность подобных мер отмечена в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда от 23 апреля 2004 года N 9-П, из которого вытекает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации структурирование системы федерального законодательства предполагает, что нормы, отменяющие или заменяющие определенные преимущества, компенсации и льготы, вносятся в текст того федерального закона, которым они были установлены.
Расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, обеспечение мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний составили 3,4 млрд. рублей или 88,4% от утвержденных показателей.
До настоящего времени отсутствует механизм реализации Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" по вопросам реабилитации, что приводит к неисполнению бюджета Фонда по указанной целевой статье.
На оплату путевок на санаторно-курортное лечение (долечивание) направлено 1,3 млрд. рублей или 87,6% к утвержденным показателям.
Законом о бюджете Фонда установлено, что средства, предусмотренные для оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников, направляются только на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения, в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации, хотя подпунктом 14 пункта 2 статьи 8 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" предусматривается страховое обеспечение по виду обязательного социального страхования "Оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей". При условии, когда средства выделяются на оплату путевок только на долечивание, страховщик не в полной мере исполняет свои обязанности перед застрахованными лицами по этому виду обязательного социального страхования.
По информации Фонда, поступившие от органов здравоохранения субъектов Российской Федерации заявки на долечивание застрахованных в специализированных санаториях (отделениях) удовлетворены полностью.
Расходы на оздоровление детей за счет средств Фонда составили 12,7 млрд. рублей или 109,9% от утвержденных показателей. Направление дополнительных средств на указанные расходы соответствует статье 11 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования на 2004 год".
На выплаты пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний израсходовано 0,95 млрд. рублей или 93,2% от предусмотренных показателей.
Освоение средств федерального бюджета не в полном объеме объясняется:
уменьшением численности работающих граждан, имеющих право на бесплатные путевки, учитываемой при планировании расходов, вследствие естественной миграции, потери работы, выхода на пенсию, смерти пострадавших, замены путевок денежной компенсацией;
снижением фактически сложившихся расходов на выплату пособий сверх установленных норм, вследствие использования гражданами при направлении их на санаторно-курортное лечение очередного отпуска, а не дополнительного, предусмотренного законодательством.
Расходы на содержание аппарата Фонда произведены в сумме 4,24 млрд. рублей или 87,8% от бюджетных назначений и составили 3,0% общей суммы расходов.
Расходы по разделу "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" составили 0,03 млрд. рублей или 47,2% от бюджета. При этом на финансирование научно-исследовательских работ по охране труда Минтруду России предусматривалось направить из Фонда в 2004 году 0,05 млрд. рублей. Однако Минтрудом России до проведения административной реформы было заключено только 38 контрактов на научно-исследовательские работы по охране труда из предусмотренных 108. В результате расходы по выполненным контрактам составили 0,02 млрд. рублей или 26,4% от предусмотренных сумм на 2004 год.
Остатки средств Фонда на конец отчетного периода составили 34,7 млрд. рублей и превысили запланированные в 4 раза, в том числе, не предусмотренный бюджетом остаток средств Фонда по обязательному социальному страхованию на конец отчетного периода сформировался в объеме 21,7 млрд. рублей.
В целом бюджет Фонда исполнен в соответствии с запланированными показателями бюджета на 2004 год.
На законопроект поступило 28 отзывов законодательных (представительных) и 29 отзывов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые содержат положительные оценки внесенного законопроекта и рекомендуют принять его в первом чтении.
Комитет Совета Федерации по социальной политике полагает возможным принять данный законопроект к сведению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рекомендует принять указанный законопроект в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.