Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по делам женщин, семьи и детей от 17 октября 2005 г.
на проект федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год" - внесен Правительством Российской Федерации
Доходы бюджета Фонда социального страхования (далее Фонд) в 2004 году составили 159,27 млрд. рублей. Это на 0,4% меньше, чем предусматривалось федеральным законом "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год".
Расходы Фонда составили 140,67 млрд. рублей. Они сократились по сравнению с утвержденными в законе проектировками на 18,37 млрд. рублей.
Сокращение ассигнований произошло практически по всем видам расходов, кроме:
- оздоровления детей, где расходы увеличены на 1,15 млрд. рублей;
- выплаты пособия по беременности и родам, а также пособия при рождении ребенка, где расходы практически идентичны тем, которые утверждены бюджетом Фонда на 2004 год;
- выплаты компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, где расходы возросли на 21,6 млн. рублей.
Снижение расходов (по информации Фонда) произошло по многим причинам. Среди них следующие:
- упорядочение выдачи больничных листов, устранение злоупотреблений при их выдаче;
- проведение экспертизы временной нетрудоспособности, в результате чего Фондом не были приняты к зачету те расходы, которые были произведены с нарушением законодательства.
- снижение на 6 млн. количества случаев в связи с временной нетрудоспособностью.
Мероприятия, проведенные Фондом по упорядочению выплаты пособий по временной нетрудоспособности, что привело к экономии расходов, Комитет оценивает положительно.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Первое. При существенных внутренних резервах Фонда по снижению отдельных видов расходов, следовало бы в больших объемах увеличить затраты на оздоровление детей и подростков, можно было бы значительно увеличить в 2005 году размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, снять "потолок" с пособия по беременности и родам и др.
Кроме того, указанные недочеты Фонда приводят к негативным результатам. Субъектам права законодательной инициативы (в том числе и депутатам Государственной Думы) при внесении ими законопроектов, увеличивающих расходы Фонда (в частности, по пособиям), даются объяснения, что средств в бюджете недостаточно. Это дезинформирует депутатов Государственной Думы, тормозит развитие законодательства в части повышения уровня социальной защиты работающего населения, включая семьи с детьми, беременных женщин, лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Второе. Несмотря на большую экономию средств, Фонд сократил на 186 млн. рублей и так небольшие расходы на санаторно-курортное лечение работников. Комитет оценивает такое решение как негативное.
Комитет считает, что в дальнейшем Фонд социального страхования должен более профессионально строить прогнозы как будущих доходов, так и, главное, расходов. Необходимо также оперативно информировать депутатов Государственной Думы об исполнении бюджета (по кварталам) и о прогнозах его исполнения к концу текущего финансового года.
Принимая во внимание, что финансовые обязательства бюджета 2004 года уже выполнены, и сложившееся положение изменить нельзя, Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и детей рекомендует принять в первом чтении проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
Е.Ф. Лахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.