Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 199828-4 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) исполнен по доходам в сумме 159,28 млрд. рублей или 99,6% от утвержденных показателей, по расходам в размере - 140,67 млрд. рублей (88,4% от утвержденных показателей) и с превышением доходов над расходами на 18,7 млрд. рублей.
В 2004 году поступило доходов меньше, чем предусматривалось бюджетом Фонда на 0,71 млрд. рублей.
Основной причиной явилось недопоступление страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в сумме 3,8 млрд. рублей, так как среднеотраслевой тариф страховых взносов в 2004 году составил фактически 0,7 вместо 0,86, принятых при утверждении бюджета. Это связано с тем, что при утверждении страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве на 2004 год были приняты данные Фонда о распределении страхователей по классам профессионального риска за 2000 год, что с учетом произошедших изменений не отражало фактического распределения отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска.
Кроме того, не выполнены утвержденные показатели по поступлению доходов от размещения временно свободных средств: поступления в сумме 0,31 млрд. рублей составили 75% от утвержденного показателя в связи с тем, что планирование данного показателя производилось без учета уплаты налога на прибыль.
По всем оставшимся источникам доходов утвержденные бюджетом Фонда показатели выполнены и перевыполнены:
единый социальный налог - 122,4 млрд. рублей (100,9%);
единый сельскохозяйственный налог - 0,04 млрд. рублей (110,6,7%);
единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности 1,4 млрд. рублей (184,5%),
единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 1,7 млрд. рублей (193,1%);
недоимки, пени и штрафы - 1,1 млрд. рублей (129,7%);
средства федерального бюджета - 1,86 млрд. рублей (100,0%);
поступления капитализированных платежей - 1,2 млрд. рублей (160,2%);
прочие неналоговые поступления - 0,6 млрд. рублей (101,0%) и др.
Вместе с тем, возрастает задолженность по уплате ЕСН и, как отмечается в заключении Счетной палаты, она возросла за 2004 почти на 1 млрд. рублей и составила на 1 января 2005 года 4,8 млрд. рублей.
В 2004 году продолжилась начавшаяся с 2003 года тенденция по невыполнению утвержденных показателей по расходам Фонда: расходы составили лишь 88,4% от утвержденных бюджетом или на 18,37 млрд. рублей меньше (в 2003 году выполнение составило 95,1% и недоосвоено 7,0 млрд. рублей).
Профинансированы расходы сверх утвержденных показателей:
по выплатам пособий по беременности и родам - 102,7% (12,05 млрд. рублей),
по выплатам пособий при рождении ребенка - 100,8% (6,7 млрд. рублей),
на оздоровление детей - 109,9% (12,7 млрд. рублей) с учетом произведенного дополнительного финансирования в соответствии со статьей 11 Закона о бюджете Фонда.
По остальным показателям расходной части бюджета Фонда в 2004 году показатели не выполнены.
На выплату пособий по временной нетрудоспособности израсходовано 68,6 млрд. рублей или 80,6% от утвержденных бюджетом, что меньше произведенных выплат в 2003 году на 1,1 млрд. рублей. Из них на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профзаболеваниями израсходовано 1,1 млрд. рублей или 76,0%.
Такое сокращение обусловлено в первую очередь уменьшением общего количества оплаченных дней по временной нетрудоспособности на 77,7 млн. дней по сравнению с расчетными показателями, принятыми при утверждении бюджета. Основное снижение числа случаев в связи с временной нетрудоспособностью наблюдается в организациях, применяющих специальные налоговые режимы.
Кроме того, в 2004 году было продлено ограничение максимального размера по временной нетрудоспособности, установленное Законом о бюджете Фонда на 2003 год, суммой 11700 рублей (без индексации), что также оказало влияние на сокращение выплат по временной нетрудоспособности.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний составили 23,9 млрд. рублей или 93,4% от утвержденных бюджетом Фонда, в том числе на ежемесячные страховые выплаты направлено 19,77 млрд. рублей (95,0% к утвержденным показателям) и на единовременные страховые выплаты - 0,4 млрд. рублей (80,9% к утвержденным показателям), на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших от несчастных случаев - 3,4 млрд. рублей (88,4%).
В целях сокращения дефицита Фонда расходы на санаторно-курортное обслуживание в 2004 году при утверждении бюджета Фонда по сравнению с 2002 годом были уменьшены более, чем в 4,5 раза и направлялись на приобретение путевок для долечивания граждан. Вместе с тем исполнение составило всего 1,3 млрд. рублей или 87,6% от утвержденных объемов, что указывает на явно неудовлетворительную работу Фонда в данном направлении (с учетом того, что и в 2003 году на санаторно-курортное обслуживание было освоено лишь 61% от предусмотренных средств).
В связи с дальнейшим сокращением в 2004 году количества частично финансируемых Фондом детско-юношеских спортивных школ на это было направлено 0,82 млрд. рублей или 82,2% от утвержденных бюджетом Фонда средств.
На выплаты компенсаций и предоставление льгот гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий, финансируемых за счет федерального бюджета, Фондом израсходовано 0,95 млрд. рублей или 93,2% от предусмотренных бюджетом средств. При этом средства, выделяемые на указанные цели для пострадавших на Семипалатинском полигоне, освоены на 111,3%, а средства, выделяемые для пострадавших в Челябинской области от деятельности ПО "Маяк" освоены лишь на 66,8% (в 2003 году - на 61,5%). По мнению Комитета, такое недовыполнение связано не только с введением нормы, предоставляющей право на получение денежной компенсации взамен путевки (которая ниже, чем стоимость путевки), и с сокращением перечня заболеваний, при наличии которых гарантируется первоочередное бесплатное обеспечение путевок, но и с недостаточной работой Фонда.
Расходы на функционирование органов Фонда произведены в пределах, предусмотренных бюджетом, и составили 4,2 млрд. рублей (87,8% от утвержденных показателей).
Остатки средств Фонда на начало 2004 года превысили утвержденные показатели на 8,5 млрд. рублей и составили 16,0 млрд. рублей, в ходе исполнения бюджета Фонда увеличились 18,7 млрд. рублей и на конец 2004 года составили 34,7 млрд. рублей (с превышением в 4 раза показателей, утвержденных бюджетом).
Комитет считает необходимым отметить, что проведенная Счетной палатой Российской Федерации комплексная ревизия исполнения бюджета Фонда за 2004 год не выявила недопоступлений средств в бюджет или нецелевого использования средств бюджета Фонда.
Вместе с тем, рассмотрение исполнения бюджета Фонда за 2004 год подтвердило необходимость разработки более обоснованного прогноза основных макроэкономических показателей, более обоснованных расчетов, определяющих при формированием проекта бюджета Фонда его доходную и расходные части, а также принятия более взвешенных решений по ограничению выплат по социальному страхованию.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2004 год" к принятию в первом чтении.
Председатель комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.