Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по энергетике, транспорту и связи от 9 ноября 2005 г.
по проекту федерального закона N 225383-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 225383-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" внесен в Государственную Думу 18 октября 2004 года Правительством Российской Федерации.
В законопроекте предлагается внести изменения в 34 законодательных акта Российской Федерации. Законопроект подготовлен в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года N Пр-1175 и направлен на реализацию решений Государственного совета Российской Федерации от 2 июля 2005 года в части совершенствования федерального законодательства в связи с разграничением полномочий между уровнями государственной власти.
Анализ статей проекта федерального закона, регулирующих вопросы развития энергетики, транспорта и связи, позволил установить, что предлагается внести изменения в законодательные акты Российской Федерации в части перераспределения полномочий между уровнями власти субъектов Российской Федерации и предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации при наличии финансовых возможностей за счет средств собственных бюджетов, за исключением субвенций федерального бюджета, права осуществлять дополнительные меры по социальной защите населения, участвовать в реализации полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения, если это указано в федеральных законах, а также осуществлять дополнительные полномочия по иным вопросам, если такая возможность предусмотрена в федеральных законах.
Статья 1 вносит изменения в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". В частности, предлагается дополнить пункт 2 статьи 26.3 указанного закона подпунктом 5.1, определяющий права субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) решать вопросы создания условий для устойчивого функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, принятия мер по предупреждению (предотвращению) ситуаций нарушения функционирования систем обеспечения жизнедеятельности населения, носящих массовый характер, и ликвидации их последствий.
По мнению Комитета предложенная редакция нуждается в конкретизации полномочий и ответственности субъектов Российской Федерации, например, в части создания и обеспечения функционирования резервных или аварийных систем обеспечения жизнедеятельности населения (энерго- и теплоснабжение, сети проводного вещания для целей оповещения населения и пр.).
Предлагается дополнить пункт 2 статьи 26.3 указанного закона подпунктом 55, определяющий права субъектов Российской Федерации самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) осуществлять государственное регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комитет отмечает, что распространение данной нормы на отрасли связи нуждается в уточнении. В целом данный вопрос связан с повышением ответственности органов власти субъектов Российской Федерации за осуществление единой государственной политики.
В предлагаемом дополнении пунктом 3.1 статьи 26.3 субъектам Российской Федерации предоставляется право принимать законы, иные нормативные правовые акты и региональные программы субъектов Российской Федерации вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Указанная норма может привести к дезорганизации тарифного регулирования в сферах деятельности субъектов естественных монополий. Более того, указанное положение требует согласования с предлагаемыми в статье 9 рассматриваемого законопроекта дополнениями Федерального закона "О естественных монополиях".
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", расширяют полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в части установления платы за техническое присоединение к распределительным сетям и осуществления контроля за использование инвестиционной составляющей регулируемых тарифов.
В части, касающейся компетенции Комитета, рассматриваемый законопроект (статья 9) вносит изменения в Федеральный закон "О естественных монополиях".
Комитет поддерживает предлагаемую редакцию абзаца первого пункта 1 статьи 4 закона, уточняющую сферу деятельности субъектов естественных монополий: "общедоступная почтовая связь".
Предполагается, что перечень товаров (работ, услуг), относящихся к сферам деятельности субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Кроме того, орган регулирования естественных монополий в досудебном порядке сможет рассматривать споры и разногласия, связанные с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий. Порядок досудебного рассмотрения споров и разногласий, связанных с применением регулируемых цен (тарифов) в сферах деятельности естественных монополий утверждается Правительством Российской Федерации.
В совокупности с предлагаемыми уточнениями формулировок эти изменения конкретизируют положения Федерального закона "О естественных монополиях" и упрощают его применение, вследствие чего поддерживаются Комитетом.
Статьей 29 законопроекта вносятся следующие изменения в Федеральный закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".
В пункт 1 статьи 2 указанного Федерального закона вносятся определения "железнодорожные перевозки" и "услуги по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего назначения". Внесение этих определений представляется целесообразным, поскольку уточняет действующее законодательство о железнодорожном транспорте.
Пункт 5 статьи 8 указанного Федерального закона изложен в новой редакции. По действующей редакции сведения об установлении и изменении регулируемых тарифов, сборов и платы за грузовые и пассажирские перевозки публикуются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. По новой редакции обязанность осуществлять такие публикации возлагается на федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий, что представляется целесообразным в условиях структурного реформирования железнодорожного транспорта.
Кроме того, увеличен срок предварительного опубликования (с 5 до 10 дней до введения в действие) сведений об установлении и изменении регулируемых тарифов, сборов и платы за перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа, что создает дополнительные удобства для пассажиров.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи поддерживает концепцию проекта федерального закона N 225383-4 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", внесенного Правительством Российской Федерации, и рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении с учетом его уточнения при подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Язев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.