Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 14 сентября 2005 г. N вн.2.2-1/2579
на проект федерального закона N 191584-4 "О порядке применения к военнослужащим дисциплинарного ареста", внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом устанавливается судебное рассмотрение материалов о совершении военнослужащим грубого дисциплинарного проступка (административного правонарушения), тем самым расширяя юрисдикцию суда. В соответствии с частью 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации и с частью 3 статьи 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Если рассмотрение грубых дисциплинарных проступков военнослужащих отнесено к административному судопроизводству, то данный проект нуждается в более тщательном согласовании с положениями Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Так, например, в ряде положений проекта (см. главы 3-6) говорится о "грубом дисциплинарном проступке (административном правонарушении)", из чего можно понять что оба эти понятия (грубый дисциплинарный проступок и административное правонарушение) отождествляются, что вряд ли верно и не соответствует статье 2.1 КоАП, определяющей понятие административного правонарушения, в котором не содержится упоминания о грубых дисциплинарных проступках. Указанное также не способствует в целом разграничению дисциплинарных и административных проступков и соответствующих видов ответственности.
В соответствии со статьей 11 проекта право на защиту военнослужащему, совершившему, в частности, административное правонарушение, предоставляется на стадии судебного рассмотрения материалов. Однако из проекта неясно, возможно ли участие защитника до стадии судебного рассмотрения. В этой связи следует иметь в виду, что согласно части 4 статьи 25.5 КоАП защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае административного задержания физического лица в связи с административным правонарушением защитник допускается к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента административного задержания. Указанное положение следует учесть при доработке проекта.
Кроме того, в статье 5 (части 11 - 14 и другие) имеются положения о протоколах, из которых неясен их статус, то есть являются ли они протоколами о дисциплинарных проступках, протоколами об административных правонарушениях или какими-либо еще. При этом представляются неудачными положения проекта о том, что протокол составляется, в частности, на основании судебных материалов, тогда как в соответствии со статьей 28.1 и другими статьями КоАП составление протокола об административном правонарушении является первоначальной стадией производства по делу об административном правонарушении и предшествует рассмотрению дела судьей, поскольку согласно статье 28.8 КоАП этот протокол направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, а не наоборот. Указанные замечания не носят исчерпывающего характера.
Статьей 33 законопроекта предусмотрено, что настоящий Федеральный закон вступает в силу ".. со дня его официального опубликования". Полагаем целесообразным в данном случае использовать терминологию Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", статьей 6 которого предусмотрено, что федеральный закон вступает в силу "..после дня его официального опубликования".
По законопроекту имеются и иные замечания юридико-технического характера, переданные в рабочем порядке.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.