Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам
общественных объединений и религиозных организаций от 27 октября 2005 г.
на проект федерального закона N 219419-4
"О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях" (в части, повышения роли партий в формировании органов государственной власти Субъектов Российской Федерации)
Комитет, рассмотрев проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "О политических партиях", внесенный Президентом Российской Федерации, отмечает следующее.
Опыт партийного строительства последних лет показал, что политическая система России нуждается в совершенствовании. От состояния и развития партийной системы во многом зависит эффективность функционирования всех ветвей власти, призванных обеспечить благоприятные условия для развития страны.
Одной из важнейших задач создания надежной, сбалансированной и перспективной политической системы является укрепление политических партий, повышение их роли и престижа как основной формы организации политической активности граждан, их политического представительства в органах государственной власти.
На повышение роли политических партий в формировании органов государственной власти субъектов Российской Федерации и направлен представленный законопроект.
По законопроекту - политическая партия, список кандидатов которой по результатам выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации был допущен к распределению депутатских мандатов и получил по итогам распределения наибольшее число депутатских мандатов, получает право инициировать вопрос о рассмотрении указанным законодательным органом предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Указанная инициатива политической партии может быть направлена Президенту Российской Федерации только в случае, если инициатива поддержана большинством голосов от числа избранных депутатов законодательного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.
Положительным моментом является то, что в законопроекте предусматриваются и другие случаи, когда, например, по результатам выборов наибольшее и при этом равное число депутатских мандатов получили списки кандидатов двух и более политических партий. В этом случае каждая из таких политических партий вправе инициировать рассмотрение указанного предложения.
Учитывая то, что в отдельных субъектах Российской Федерации наибольшее число депутатских мандатов получили списки кандидатов, выдвинутые избирательными блоками, в законопроект включена норма, согласно которой право инициировать вопрос о рассмотрении предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в таких случаях принадлежит политическим партиям, входящим в избирательный блок. При этом политическими партиями выдвигается совместное предложение в порядке, определяемом их уставами.
К числу несомненных достоинств представленного законопроекта можно отнести то, что в нем оговорены условия, при которых партия, получившая наибольшее число депутатских мандатов по результатам выборов в региональный парламент в составе избирательного блока, может реализовать свое право выдвижения кандидатуры. Это может быть осуществлено только теми партиями, которые участвовали в составе избирательного блока на выборах в законодательные органы субъектов РФ, назначенных до вступления в силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации".
Важной особенностью законопроекта является и то, что он существенно повышает роль региональных отделений партий. До последнего времени они играли весьма слабую роль в региональных политических процессах, их влияние на политические кампании, в том числе связанные с избранием глав исполнительной власти регионов, были весьма незначительны.
В настоящее время, в соответствии с представленным законопроектом, политическая партия может предоставлять право инициировать рассмотрение предложения Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и своим региональным отделениям.
При подготовке текста проекта закона ко второму чтению, возможно, следовало бы прописать порядок подачи предложений Президенту Российской Федерации о кандидатуре высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, установить срок, в течение которого партия, получившая наибольшее число депутатских мандатов по итогам выборов, должна внести предложение, а также чьим решением должно утверждаться указанное предложение (решением съезда партии либо коллегиального регионального органа партии).
В целом представленный законопроект позволит не только повысить ответственность чиновников перед победившей на выборах политической партией, но и самим партиям превратиться в реальную политическую силу, ответственную перед своими избирателями.
С учетом изложенного Комитет считает необходимым поддержать данную законодательную инициативу.
Председатель Комитета |
С.А. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.