Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 27 октября 2005 г. N вн 2.2-1/3158
по проекту федерального закона N 165705-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", внесенному депутатами Государственной Думы М.И. Гришанковым, А.М. Розуваном
(первое чтение, повторно)
Досье на проект федерального закона
Изучив проект федерального закона, Правовое управление сообщает.
Законопроект, внося изменения в преамбулу Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)", распространяет его действие на сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи. Учитывая, что данным Федеральным законом регулируются вопросы установления денежного довольствия перечисленным в нем категориям сотрудников, а финансирование расходов на его выплату осуществляется из средств федерального бюджета, изменение перечня лиц, на которых распространяется действие Федерального закона, может повлечь за собой изменение расходных обязательств Российской Федерации.
В связи с этим полагаем необходимым в финансово-экономическом обосновании привести расчет расходов, необходимых для реализации законопроекта, что будет соответствовать пункту "г" части 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы и получить на данный законопроект согласно части 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации заключение Правительства Российской Федерации.
Исходя из пояснительной записки к законопроекту, целью законопроекта является предоставление директору Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации права устанавливать надбавки и дополнительные выплаты на основании абзаца шестого пункта 8 статьи 1 Федерального закона "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федеральный закон о денежном довольствии).
Однако, предлагаемый способ решения указанной цели вызывает возражения. Законопроектом предлагается внести изменение в Федеральный закон о денежном довольствии, дополнив его преамбулу положением, предполагающим распространить действие Федерального закона о денежном довольствии на сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи. Тем самым в данном Федеральном законе будут смешаны два значения многозначного понятия "служба" - как "процесс прохождения службы" (т.е. осуществления деятельности), и как "орган власти", и предлагаемое изменение войдет в противоречие с концептуальными установками Федерального закона о денежном довольствии, в котором градация сотрудников проводится по видам специальных служб (т.е. понятие "службы" применяется как процесс прохождения службы), а не по федеральным органам исполнительной власти. Служба же в ГФС самостоятельным видом специальной службы не является, а ее начальствующий состав охватывается понятием "сотрудники органов внутренних дел". Согласно статье 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-I, сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации. Начальствующий состав федеральной фельдъегерской связи состоит в кадрах органов внутренних дел, что предусмотрено в части второй статьи 8 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи".
Таким образом, начальствующий состав федеральной фельдъегерской связи охватывается понятием "сотрудники органов внутренних дел", соответственно, на них уже распространяется Федеральный закон о денежном довольствии и предлагаемое в преамбулу изменение является неправомерным.
Кроме того, выделение начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи в тексте только одного законодательного акта потребует внесения аналогичных изменений в иные законодательные акты, регулирующие вопросы, связанные с обеспечением сотрудников, проходящих специальную службу, например, вопросы их социального и пенсионного обеспечения. Следует учитывать, что начальствующий состав федеральной фельдъегерской связи в этих законодательных актах не поименован, а обеспечение им предоставляется как сотрудникам органов внутренних дел (см. Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", федеральные законы "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции", "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и другие).
Обращаем также внимание, что включение в Федеральный закон о денежном довольствии прямого указания на сотрудников органов федеральной фельдъегерской связи создаст несогласованность двух федеральных законов. В Федеральном законе речь идет о денежном довольствии, которое устанавливается только лицам, проходящим специальную службу и, как правило, имеющим специальные звания, а согласно статье 8 Федерального закона "О федеральной фельдъегерской связи" в понятие "сотрудники федеральной фельдъегерской связи" включены также служащие и работники (гражданские лица), не получающие денежного довольствия.
С учетом вышеизложенного, для достижения заявленной цели законопроекта, указанной в пояснительной записке, а именно, наделения директора Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации правом устанавливать надбавки и дополнительные выплаты, полагаем более правильным вносить изменения не в преамбулу Федерального закона о денежном довольствии, а в абзац шестой пункта 8 статьи 1 данного Федерального закона, указав, что данным правом обладают как руководители федеральных органов исполнительной власти, в которых сотрудники проходят службу, так и руководитель федерального органа исполнительной власти в области фельдъегерской связи в отношении начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи.
К предложенной редакции законопроекта имеет замечание юридико-технического характера:
в тексте законопроекта после слов "заменив слова" запятую следует исключить.
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.