Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 30 июня 2005 г.
на проект федерального закона N 159101-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству рассмотрен проект федерального закона N 159101-4 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект предусматривает исключение из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) статьи 14.21, устанавливающей административную ответственность за ненадлежащее управление юридическим лицом, то есть использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков. Одновременно ссылки на указанную статью исключаются из норм, устанавливающих правовой механизм ее реализации.
Кроме того, законопроект предусматривает наделение правом составлять протоколы об административных правонарушениях должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих путем внесения соответствующих изменений в пункт 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ.
Как указано в пояснительной записке, целью законопроекта является устранение избыточного государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом, по мнению разработчиков законопроекта, нормы гражданского и трудового законодательства предусматривают достаточную ответственность руководителей юридических лиц в случаях, если их действиями причинен ущерб юридическому лицу.
Рассматриваемое предложение возражений по существу не вызывает и может быть поддержано.
В то же время, по содержанию законопроекта имеется ряд замечаний.
Так, недостаточно последовательным представляется выбор статей, подлежащих исключению из КоАП РФ. В частности, не ясны причины сохранения в Кодексе статьи 14.22, устанавливающей ответственность за совершение лицом, выполняющим управленческие функции в организациях, сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий.
По своему содержанию рассматриваемое деяние может являться одним из способов ненадлежащего управления юридическим лицом. При этом совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий, влечет административную ответственность вне зависимости от наступления каких-либо последствий, тогда как ненадлежащее управление юридическим лицом образует состав административного правонарушения лишь в случаях уменьшения собственного капитала организации и (или) возникновения убытков.
На основании изложенного представляется, что административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.21 КоАП РФ, представляет большую общественную опасность, чем деяние, предусмотренное статьей 14.22 КоАП РФ. Таким образом, сохранение в КоАП РФ статьи 14.22 при одновременном исключении из него статьи 14.21 по мотивам устранения избыточного государственного вмешательства в деятельность хозяйствующих субъектов, нуждается в дополнительном обосновании.
Представляется необходимым также согласовать сроки вступления в силу предлагаемых изменений в пункт 10 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ (пункт 4 законопроекта) и принятого Государственной Думой в первом чтении 12 мая 2005 года проекта федерального закона N 145263-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)", поскольку указанный законопроект содержит положения, касающиеся полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, включая право составлять протоколы об административных правонарушениях.
По законопроекту имеются также замечания редакционного и юридико-технического характера.
Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении с учетом устранения высказанных замечаний и предложений.
Утверждено на заседании Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству 30 июня 2005 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.